Правила составления синквейна
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам:
1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5. Пятаястрочка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Например:
Апоптоз
Физиологический, необратимый
программировать, разрушать, погибать
Что наша жизнь – игра!
Каспаза
1. Дистрофия | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
2. Некроз | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
3. Желтуха | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
4. Отек | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
5. Гангрена | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Задание № 20. Используя лекционный материал, решите ситуационные задачи
Ситуационная задача № 1
Больная Н., 55 лет, страдавшая атеросклерозом, была доставлена машиной скорой помощи в городскую клиническую больницу с клинической картиной острого живота. При обследовании диагностирована кишечная непроходимость. Больная прооперирована. При вскрытии брюшной полости петли тонкой кишки раздуты, черного цвета.
Вопросы
1. Какой патологический процесс развился у больной в тонкой кишке?
2. Причина и патогенез данного процесса?
3. Объясните происхождение черного цвета кишки?
4. С каким патологическим процессом следует дифференцировать данный патологический процесс?
5. Перечислите основные виды некроза.
Ситуационная задача № 2
Больная С., 18 лет. После переохлаждения заболела стрептококковой ангиной. Спустя две недели появились слабость, тошнота, ноющая боль в области поясницы, отеки на лице и ногах, моча цвета «мясных помоев». Была госпитализирована. При исследовании мочи обнаружили: протеинурию, макрогематурию, выраженную олигурию. Поставлен диагноз «Острый диффузный гломерулонефрит».
Вопросы
1. Какая форма патологии водно-электролитного обмена возникла у пациентки?
2. Опишите механизм развития отека.
3. Укажите ведущий патогенетический фактор.
Тема 2.2. Гипоксия
Мотивационная характеристика темы: знание темы необходимо для изучения таких тем общего курса патологии, как расстройства кровообращения, микроциркуляторные нарушения, экстремальные состояния, острое и хроническое воспаление. Знание темы необходима для дальнейшего изучения клинических дисциплин.
Цель: знать причины, механизмы развития, клинические и морфологические проявления, последствия и значение гипоксии. Давать обоснование клиническим и морфологическим проявлениям этого патологического процесса.
Задание № 1. Изучив лекционный материал, заполните схему «Виды гипоксии в зависимости от этиологии и патогенеза»
Задание № 2. Изучив лекционный материал, перечислите причины возникновения гипоксии
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Задание № 3. Изучив лекционный материал, заполните таблицу «Виды эндогенной гипоксии»
Вид эндогенной гипоксии | Характеристика |
респираторная гипоксия | развивается вследствие недостаточного газообмена в легких, что встречается при альвеолярной гиповентиляции, нарушении перфузии легких кровью, диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану или изменении вентилляционно-перфузионных отношений, приводящих к формированию гипоксемии и гиперкапнии |
циркуляторная гипоксия | |
гемическая гипоксия | |
тканевая гипоксия | |
перегрузочная гипоксия | |
субстратная гипоксия | |
смешанный тип гипоксии |
Задание № 4. Изучив лекционный материал, сформулируйте адаптивные реакции, направленные на сохранение гемостаза при гипоксии.
1. учащение и углубление дыхания, т. к. в процесс дыхания вовлекаются дополнительные альвеолы;
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
Задание № 5. Используя лекционный материал, решите ситуационные задачи
Ситуационная задача № 1
У альпиниста при подъеме в горы на высоту 5000 м появились жалобы на резкую слабость, зябкость, сонливость, тошноту, одышку, сердцебиение, головную боль, нарушение зрения и координации движений. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичные. Частота и глубина дыхания увеличены, пульс учащен. Артериальное давление снижено.
Вопросы
1. Какой патологический процесс развился у альпиниста?
2. Назовите причину его развития.
3. Перечислите адаптивные реакции и патологические реакции, направленные на улучшение транспорта кислорода к клеткам.