Правила работы с наркотическими средствами

Нормативная база

Ø Постановление Правительство РФ от 03 сентября 2010 г. N 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям и окружающей среде».

Ø Приказ Минздрава СССР от 12.07.1989 г № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

Ø СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Ø СанПин 2.1.7.2790-10 от 09.12. 2010 г. "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"

Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011г. N 1 об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"

Ø Приказ Минздрава СССР от 12.07.1989 г № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

Ø Методические указания 4.2.2039-05 «Техника сбора и транспортирования в микробиологические лаборатории» (утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 23.12.2005г).

Ø Руководство 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» (утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 04.03.2004г).

Основные вопросы

1. Определение внутрибольничной инфекции (ВБИ) – любое клинически распознаваемое заболевание микробной этиологии, связанное с пребыванием, лечением, обследованием или обращением человека за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение;

2. Причины возникновения и развития ВБИ: наличие невыявленных больных и носителей внутрибольничных штаммов среди медицинского персонала и пациентов; нарушение персоналом правил асептики и антисептики, личной гигиены, текущей и заключительной дезинфекции, режима уборки; нарушение режима стерилизации и дезинфекции медицинских инструментов, аппаратов, приборов.

3. Основными путями передачи являются:

Ø алиментарный (через молоко, растворы для питья, пищевые продукты);

Ø воздушно-капельный (воздушно-пылевой);

Ø контактно-бытовой (через предметы ухода за больными, белье, медицинский инструментарий, аппаратуру, а также руки персонала);

Ø парентеральный (при введение инфицированных препаратов крови, изотонических растворов и других лекарственных препаратов).

4. Механизмы передачи инфекции: фекально-оральный, аспирационный, трансмиссивный.

5. Основными путями передачи в ЛПУ, работающих в условиях ЧС являются артифициальные (искусственные):

Ø инвазивные терапевтические процедуры;

Ø различные диагностические манипуляции (-скопии, биопсии и др.);

Ø операции, трансфузии, катетеризации, трансплантации;

Ø неинвазивные лечебные и диагностические процедуры (аппараты для ингаляции и др.);

6. Профилактика ВБИ медицинского персонала, имеющих различные механизмы передачи, построена на интеграции гигиенических и эпидемиологических мероприятий. Выполнение разработанных мероприятий должно приводить к поддержанию у медперсонала на должном уровне неспецифического иммунитета, а также к выработке специфической защиты против болезнетворных возбудителей.

7. Правила:

ü Разведения дезинфекционных растворов.

ü Обработки рук:

В целях профилактики ВБИ обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов).

СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов.

Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений.

Гигиеническая обработка рук.

Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:

§ перед непосредственным контактом с пациентом;

§ после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);

§ после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;

§ перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;

§ после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента;

§ после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием.

Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:

§ гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов;

§ обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.

Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера). Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.

Гигиеническую обработку рук спиртосодержащим или другим разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.

При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.

Порядок:

ü Проведения генеральных уборок. Этапы последовательно.

ü Проведения текущих уборок.

ü Проведения генеральных уборок.

ü Хранения, обработка и маркировка уборочного инвентаря.

ü Проведения дезинфекции отходов.

§ Этапы приготовления дезинфицирующих растворов.

§ Работа в период эпидемии гриппа.

§ Проведение кварцевания палат (согласно графику), закрепленных за постом, других помещений, с оформлением соответствующей документации.

§ Хранение дезинфицирующих и чистящих средств.

§ Классификация медицинских отходов

(СанПин 2.1.7.2790-10 от 09.12. 2010 г. "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами").

Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

1. Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).

2. Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.

3. Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

4. Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

5. Класс Д - радиоактивные отходы.

Класс опасности Характеристика морфологического состава  
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.
  Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.
Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности) Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Класс Д Радиоактивные отходы Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

Потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции;

После заполнения пакета не более чем на 3/4сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса Б. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса Б за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.

При окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью "Отходы. Класс Б" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.

Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах. Выбор метода обеззараживания (дезинфекции) осуществляется при разработке схемы сбора и удаления отходов. Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.

Отходы класса В собирают в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Жидкие биологические отходы, использованные одноразовые колющие (режущие) инструменты и другие изделия медицинского назначения помещают в твердую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры).

Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса В должна быть закреплена на специальных стойках (тележках) или контейнерах.

После заполнения пакета не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, с соблюдением требований биологической безопасности завязывает пакет или закрывает с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса В. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса В за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.

При окончательной упаковке отходов класса В для удаления их из подразделения одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса В маркируются надписью "Отходы. Класс В" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.

Медицинские отходы класса В в закрытых одноразовых емкостях помещают в специальные контейнеры и хранят в помещении для временного хранения медицинских отходов.

Использованные ртутьсодержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях.

Сбор, временное хранение отходов цитостатиков и генотоксических препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов (флаконы, ампулы и другие), относящихся к медицинским отходам класса Г, без дезактивации запрещается. Отходы подлежат немедленной дезактивации на месте образования с применением специальных средств. Также необходимо провести дезактивацию рабочего места. Работы с такими отходами должны производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты и осуществляться в вытяжном шкафу.

Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности.

Вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Жидкие отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии) и аналогичные биологические жидкости больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.

При любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению.

  1. Учет, хранение лекарственных средств

Нормативная база

Ø Федеральный закон от 12.04.2010г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Ø Приказ Минздрава РФ от 17.06.2013г № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств медицинского применения».

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005г. N 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».

Ø Приказ Минздрава РФ от 02.06.1987 № 747 “Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР»

Ø Приказ Минздрава РФ от 30.08.1991 г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010г № 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи»

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02. 2007 г. №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2007г № 73 «О государственной фармакопее РФ».

Основные вопросы

1. Предметно-количественный учет лекарственных средств

2. Условия хранения и учета этанола (в металлическом шкафу, в прохладном месте (8-15*) .

3. Хранение лекарственных препаратов, перевязочного материала и предметов ухода за больными (осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2007г № 73 «О государственной фармакопее РФ».

§ Защищенное от света место. Если указано, что испытание проводят "в защищенном от света месте", то это означает, что следует принять меры для избежания попадания прямого солнечного света, любого другого яркого света, а также ультрафиолетовых лучей, например, путем использования посуды из специального стекла, работы в затемненной комнате и т.д.

§ Сухое место. Термин "сухое место" подразумевает место с относительной влажностью не более 40% при комнатной температуре.

Температурных условий хранения препаратов:

Рекомендуемые условия Расшифровка рекомендуемых условий
Хранить при температуре не выше 30 град. C От 2 до 30 град. C
Хранить при температуре не выше 25 град. C От 2 до 25 град. C
Хранить при температуре не выше 15 град. C От 2 до 15 град. C
Хранить при температуре не выше 8 град. C От 2 до 8 град. C
Хранить при температуре не ниже 8 град. C От 8 до 25 град. C

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»

4. Правила выдачи лекарственных препаратов пациенту

5. Наличие приборов для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры электронные гигрометры). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.

6. Наличие градусников в холодильнике, маркировка полок (график размораживания/обработки холодильника).

7. Журнал ежедневной регистрации температуры и влажности в холодильнике.

8. Правила хранения лекарственных средств.

По факторам:

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru защита от света и воздействия влаги (хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения);

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru защита от влаги (следует хранить в прохладном месте при температуре до +15 град. C (далее - прохладное место), в плотно укупоренной таре из материалов, непроницаемых для паров воды).

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru испарения и высыхания (следует хранить в прохладном месте, в герметически укупоренной таре из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов (стекла, металла, алюминиевой фольги) или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке производителя (аммиак, этиловый спирт, перекись водорода));

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru от воздействия повышенной температуры (должны храниться в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (антибиотики, гормональные препараты, медицинские жиры и масла, мази, свечи ректальные);

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru от пониженной температуры (должны храниться в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации, недопустимо замерзание инсулина);

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде (следует хранить в герметически укупоренной таре из материалов, непроницаемых для газов, по возможности заполненной доверху (гексенал, эуфиллин);

Правила работы с наркотическими средствами - student2.ru хранения пахучих и красящих лекарственных средств (следует хранить в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, индигокармин).

Хранение:

ü дезинфицирующих средств (следует хранить в герметично укупоренной таре в изолированном помещении вдали от помещений хранения пластмассовых, резиновых и металлических изделий).

ü огнеопасных лекарственных средств (лекарственные средства, обладающие легковоспламеняющимися свойствами (спирт и спиртовые растворы, спиртовые и эфирные настойки, спиртовые и эфирные экстракты, эфир, скипидар, молочная кислота, хлорэтил, коллодий, клеол, жидкость Новикова, органические масла); лекарственные средства, обладающие легкогорючими свойствами (сера, глицерин, растительные масла, лекарственное растительное сырье) должны храниться отдельно от других лекарственных средств)).

ü взрывоопасных лекарственных средств (лекарственные средства, обладающие взрывчатыми свойствами (нитроглицерин); лекарственные средства, обладающие взрывоопасными свойствами (калия перманганат, серебра нитрат) следует принимать меры против загрязнения их пылью)).

Правила работы с наркотическими средствами

Нормативная база

Ø Федеральный Закон от 08.01.1998г № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Ø Постановление Правительства РФ от 06.08.98г № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».

Ø Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ».

Ø Постановление Правительства РФ от 30.06.1998г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"

Ø Постановление Правительства РФ от 04.11.2006г № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и их прекурсоров».

Ø Приказ от 16.05.2011г. N 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ».

Ø Приказ Минздрава РФ от 12.11.97 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (приложения-1;2;4;5;7;9 на основании приказа МЗ РФ от 17.10.2010г № 1080н утратили силу).

Ø Приказ Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 590н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».

Ø Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003г. № 127 "Об утверждении Инструкций по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным".

Ø Приказ Департамента г. Москвы от 23.08.2010г № 1367 «О порядке уничтожения не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ»

Основные вопросы

Правила:

ü Ведения наркотических средств пациенту

ü Получения и ведение учета наркотических средств

ü Хранения учетно-отчетной документации

ü Передачи ключей от сейфа с наркотическими средствами с оформлением соответствующей документации

Пояснение:

Ключи от сейфов, находящихся в подразделениях, работающих в круглосуточном режиме, старшая медицинская сестра после окончания рабочего дня передает дежурной медицинской сестре с занесением соответствующей записи в Журнале передачи ключей и содержимого сейфа. Во время дежурства ключи от сейфа дежурная медицинская сестра должна хранить при себе. После окончания дежурства ключи от сейфа передаются старшей медицинской сестре (в выходные и праздничные дни - дежурной медицинской сестре) с записью в Журнале передачи ключей и содержимого сейфа. Передача ключей от сейфа должна проводиться в присутствии дежурного врача отделения с соответствующей подписью в Журнале передачи ключей и содержимого сейфа.

ü Правила хранения использованных ампул из под наркотических средств

Пояснение:

Дежурным медицинским сестрам осуществлять хранение использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ в сейфе помещения, предназначенном для хранения наркотических и психотропных веществ, в течение суток и ежедневно утром, кроме выходных и праздничных дней, сдавать использованные ампулы (флаконы) старшей сестре отделения. Использованные ампулы (флаконы) из-под наркотических средств и психотропных веществ уничтожаются комиссионно один раз в неделю в фиксированный день с оформлением Акта на уничтожение на уничтожение использованных ампул (флаконов) из-под наркотических средств и психотропных веществ

ü Порядок уничтожения ампул с не полностью использованными наркотическими средствами и психотропными веществами (всегда задают, тем, кто работает с НЛС)

Пояснение:

Приказ Департамента г. Москвы от 23.08.2010г № 1367 «О порядке уничтожения не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ»

При неполном использовании ампулы (флакона) указывается количество непосредственно использованного наркотического средства и психотропного вещества.

Ампулы с не полностью использованными наркотическими средствами и психотропными веществами герметично опечатываются любым подручным средством (сургуч, пластилин, воск, парафин и др.), хранятся в любой упаковочной таре (коробка, пакет, пустой флакон и т.д.) на отдельной полке сейфа.

В карте стационарного больного делается запись о количестве и способе опечатывания не полностью использованных ампул за подписью медсестры, (медсестры-анестезистки), врача, заведующего отделением (ответственного дежурного врача).

Для предметно-количественного учета предлагается фактические остатки не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ во вскрытых ампулах (флаконах) высчитывать арифметически без учета возможных потерь, в том числе при наборе в шприц и подготовке к инъекции.

Не полностью использованные ампулы сдаются дежурными медсестрами (медсестрами-анестезистками) старшей медсестре в зависимости от времени введения препарата в тот же день или на следующий рабочий день. В выходные и праздничные дни сдаются в первый рабочий день. Не полностью использованные ампулы хранятся в сейфе процедурной медсестры (медсестры-анестезистки) и фиксируются в журнале передачи ключей и содержимого сейфа.

Уничтожение не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ осуществляется комиссионно один раз в месяц в фиксированный день в присутствии представителей управления здравоохранения административного округа, окружного управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, органов по надзору в сфере природопользования с составлением акта об уничтожении.

Аптечки неотложной помощи

Нормативная база

Ø Минздравсоцразвития РФ от 04.09.2006 г № 626 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с анафилактическим шоком неуточненным».

Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011г. N 1 об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"

Ø Приказ Минздрава СССР от 12.07.1989 г № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

Основные вопросы:

ü Аптечка ВИЧ. Перечень, оказание помощи подробно

ü Аптечка анафилактический шок. Перечень, оказание доврачебной помощи подробно (доступ в вену, введение адреналина)

ü Аптечка (набор) демеркуризации

  1. Оказание неотложной помощи

При

ü Обмороке

ü Эпилептическом припадке

ü Гипогликемической коме

ü Кровотечениях (виды кровотечения)

ü Гипертоническом кризе

ü Гипогликемической коме

ü Анафилактическом шоке

ü Отеке квинке

§ Доврачебная помощь при острых состояниях

§ технология проведения непрямого массажа сердца

§ Правила наложения кровоостанавливающего жгута

  1. Трансфузиология

Нормативная база

Ø Федеральный закон РФ от 20.07.2012г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".

Ø МЗ РФ от 25 ноября 2002 г. N 363 "Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови"

Ø Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.03.2012г. N 278н "Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения".

Ø Приказ МЗ РФ от 25 ноября 2002 г. N 363 "Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови"

Ø Приказ Минздрава РФ от 02.04.2013г № 183 «Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов»

Основные вопросы

ü Требования к флаконам с консервированной кровью

ü Хранение крови

ü Правила переливания крови и ее компонентов

Приказ МЗ РФ от 25 ноября 2002 г. N 363 "Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови"

Перед тем как приступить к переливанию компонентов крови необходимо убедиться в их пригодности для переливания, идентичности групповой принадлежности донора и реципиента по системам АВ0 и резус. Визуально, непосредственно врачом, переливающим трансфузионную среду, проверяется герметичность упаковки, правильность паспортизации, макроскопически оценивается качество гемотрансфузионной среды. Определять годность гемотрансфузионной среды необходимо при достаточном освещении непосредственно на месте хранения, не допуская взбалтывания. Критериями годности для переливания являются: для цельной крови - прозрачность плазмы, равномерность верхнего слоя эритроцитов, наличие четкой границы между эритроцитами и плазмой; для плазмы свежезамороженной - прозрачность при комнатной температуре. При возможном бактериальном загрязнении цельной крови цвет плазмы будет тусклым, с серо-бурым оттенком, она теряет прозрачность, в ней появляются взвешенные частицы в виде хлопьев или пленок. Такие гемотрансфузионные среды переливанию не подлежат. При длительности транспортировки более получаса компоненты крови должны находиться в изотермическом контейнере (сумке-холодильнике). При еще более длительной транспортировке (несколько часов) или при высокой температуре окружающей среды (выше 20 град. С) необходимо использование сухого льда или аккумуляторов холода, обеспечивающих изотермический режим в транспортном контейнере. Необходимо оберегать компоненты крови от встряхивания, ударов, перевертывания и перегрева, клеточные компоненты - от замораживания. Запрещается переливание компонентов крови, предварительно не исследованных на ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис.

Приказ Минздрава РФ от 02.04.2013г № 183 «Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов»

ü Правила переливания свежезамороженной плазмы:

§ Перед трансфузией (переливанием) свежезамороженную плазму размораживают при температуре 37 °C с использованием специально предназначенного оборудования для размораживания.

§ Трансфузия (переливание) свежезамороженной плазмы должна быть начата в течение 1 часа после ее размораживания и продолжаться не более 4 часов. При отсутствии потребности в использовании размороженной плазмы ее хранят в холодильном оборудовании при температуре 2 - 6 °C в течение 24 часов.

§ Для повышения безопасности гемотрансфузий, снижения риска переноса вирусов, вызывающих инфекционные заболевания, предупреждения развития реакций и осложнений, возникающих в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов, используют свежезамороженную плазму карантинизированную (или) свежезамороженную плазму вирус (патоген) инактивированную.

§ Биологическая проба проводится посредством однократного переливания 10 мл донорской крови и (или) ее компонентов со скоростью 2 - 3 мл (40 - 60 капель) в минуту в течение 3 - 3,5 минут. После этого переливание прекращается и в течение 3 минут осуществляется наблюдение за состоянием реципиента, контролируется его пульс, число дыхательных движений, артериальное давление, общее состояние, цвет кожи, измеряется температура тела. Данная процедура повторяется дважды. При появлении в этот период клинических симптомов: озноб, боли в пояснице, чувства жара и стеснения в груди, головной боли, тошноты или рвоты, врач, проводящий трансфузию (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов, немедленно прекращает трансфузию (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов.

ü Посев крови на стерильность

ü Определение группы крови и резус-фактора

ü Стандартные сыворотки системы АВО двух различных серий каждой группы наносят на пластинку под соответствующими обозначениями таким образом, чтобы получилось два ряда по три больших капли (0,1 мл) в следующем порядке слева направо: О"альфа"бета"(I), А"бета"(II), В"альфа"(III). Исследуемую кровь наносят по одной маленькой капле (0,01 мл) рядом с каждой каплей сыворотки и перемешивают кровь с сывороткой.

ü Наблюдение за ходом реакции проводят при легком покачивании пластинки в течение 5 мин при комнатной температуре. По мере наступления агглютинации, но не ранее, чем через 3 мин; в капли, в которых наступила агглютинация эритроцитов, добавляют по одной капле (0,05 мл) изотонического раствора хлорида натрия и продолжают наблюдение до истечения 5 мин.

ü Оценка результата. Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации эритроцитов) и отрицательной (отсутствие агглютинации).

ü Различные сочетания положительных и отрицательных результатов дают возможность судить о групповой принадлежности исследуемой крови (см. табл.).

┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐

│ Результат реакции с изогемагглю- │ Исследуемая кровь │

│ тинирующими сыворотками группы: │ принадлежит к группе:│

├─────────────┬───────┬────────┬────────┤ │

│0"альфа" │А"бета"│В"альфа"│АВо(IV) │ │

│"бета"(I) │(II) │(III) │ │ │

│анти-(А+В) │анти-В │анти-А │Контроль│ │

├─────────────┼───────┼────────┼────────┼────────────────────────┤

│ - │ - │ - │ │ 0 (I) │

│ + │ - │ + │ │ А (II) │

│ + │ + │ - │ │ В (III) │

│ + │ + │ + │ - │ АВ (IV) │

└─────────────┴───────┴────────┴────────┴────────────────────────┘

Оценка результатов определения групп крови при помощи стандартных изогемагглютинирующих сывороток. Знаком плюс (+) обозначено наличие агглютинации, знаком минус (-) - ее отсутствие.

ü Осложнения гемотрансфузии

ü Венозное кровотечение

ü Артериальное кровотечение

11. Пути передачи гепатитов, ВИЧ, инкубационные периоды (эти вопросы знать обязательно)

Специальность «Сестринское дело»

Наши рекомендации