Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания кабинет № 38
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
А . Теоретические задания
ЗАДАНИЕ № 1
Национальный календарь прививок. Закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека»
ЗАДАНИЕ № 2
Прививки плановые и по эпидпоказаниям.
ЗАДАНИЕ № 3
Календарь профилактических прививок. Планирование и проведение профилактических прививок. Работа прививочных кабинетов.
ЗАДАНИЕ № 4
Организация прививок детскому и взрослому населению. Учетно-отчетная документация по прививкам
ЗАДАНИЕ № 5
Вакцинация и ревакцинация. Способы введения бакпрепаратов. Реакция на прививку.
ЗАДАНИЕ № 6
Мероприятия в очаге в отношении лиц, общавшихся с больными. Выявление контактных лиц. Регистрация, медицинское наблюдение, лабораторные обследования, экстренная профилактика, санитарная обработка.
ЗАДАНИЕ № 7
Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции.
ЗАДАНИЕ № 8
Эпидемиология и профилактика гриппа и ОРВИ.
ЗАДАНИЕ № 9
Порядок проведения диспансеризации.
ЗАДАНИЕ № 10
Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней.
ЗАДАНИЕ № 11
Рекомендации медицинской сестры по профилактике гипертонической болезни.
ЗАДАНИЕ № 12
Выявление факторов риска развития хронических инфекционных заболеваний.
ЗАДАНИЕ № 13
Методы исследования состояния сердечно-сосудистой системы.
ЗАДАНИЕ № 14
Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней. Профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции.
ЗАДАНИЕ № 15
Профилактические медицинские обследования декретированных групп населения. Диспансерные наблюдения за переболевшими.
ЗАДАНИЕ № 16
Профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции: выявление.
ЗАДАНИЕ № 17
Профилактические медицинские обследования декретированных групп населения. Диспансерные наблюдения за переболевшими .
ЗАДАНИЕ № 18
Методы исследования состояния дыхательной системы.
ЗАДАНИЕ № 19
Рекомендации медицинской сестры по профилактике ишемической болезни сердца.
ЗАДАНИЕ № 20
Рекомендации медицинской сестры по профилактике гипертонической болезни.
ЗАДАНИЕ № 21
Рекомендации медицинской сестры по профилактике инсульта.
ЗАДАНИЕ№ 22
Рекомендации медицинской сестры по профилактике ожирения. Определение ИМТ.
ЗАДАНИЕ№ 23
Основные составляющие ЗОЖ.
ЗАДАНИЕ№ 24
Рекомендации медицинской сестры по организации режима питания.
ЗАДАНИЕ № 25
Рекомендации медицинской сестры по организации режима труда и отдыха.
ЗАДАНИЕ№ 26
Рекомендации медицинской сестры по организации сна .
ЗАДАНИЕ№ 27
Рекомендации медицинской сестры по организации двигательной активности.
ЗАДАНИЕ№ 28
Мероприятия по повышению невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. Активная и пассивная иммунизация.
ЗАДАНИЕ№ 29
Характеристика основных препаратов, используемых для специфической профилактики инфекционных заболеваний (вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, бактериофаги, интерферон)
ЗАДАНИЕ № 30
Транспортировка и хранение иммунобиологических препаратов.
ЗАДАНИЕ № 31
Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса.
ЗАДАНИЕ № 32
Участие медицинской сестры в проведении профилактических (предварительных и периодических) медицинских осмотров.
ЗАДАНИЕ № 33
Рекомендации медицинской сестры по профилактике сахарного диабета.
В. Практические задания
ЗАДАНИЕ №1. Отсасывание слизи из ротовой и носовой полостей.
ЗАДАНИЕ №2. Алгоритм составления меню для ребенка первого года жизни.
ЗАДАНИЕ №3. Техника выполнения вакцинации против туберкулеза.
ЗАДАНИЕ №4. Техника вакцинации АКДС.
ЗАДАНИЕ №5. Оценка лейкоцитарной формулы ренбенка
ЗАДАНИЕ №6. Составление меню для детей старше года.
ЗАДАНИЕ №7. Техника вакцинации против гепатита В.
ЗАДАНИЕ №8. Ведение менструального календаря.
ЗАДАНИЕ №10. Техника подсчета частоты дыхательных движений.
ЗАДАНИЕ №11. Техника подсчета пульса у детей и взрослых.
ЗАДАНИЕ №12. Измерение АД у детей. Измерение АД у взрослых.
ЗАДАНИЕ №13. Перевязка пуповины.
ЗАДАНИЕ №14. Первичный туалет новорожденного.
ЗАДАНИЕ №15. Приготовление овощного пюре.
ЗАДАНИЕ №16. Приготовление 5%, 10% каши.
ЗАДАНИЕ №17. Пеленание.
ЗАДАНИЕ №18. Взвешивание.
ЗАДАНИЕ №19. Определение окружности грудной клетки, окружности головы.
ЗАДАНИЕ №20. Утренний туалет новорожденного.
ЗАДАНИЕ №21. Подмывание новорожденного ребенка.
ЗАДАНИЕ №22. Купание грудного ребенка.
ЗАДАНИЕ №23. Обработка кожи волосистой части головы при гнейсе.
ЗАДАНИЕ №24. Стрижка ногтей.
ЗАДАНИЕ №25. Техника контрольного кормления.
ЗАДАНИЕ №26. Техника прикладывания к груди.
ЗАДАНИЕ №27. Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью.
ЗАДАНИЕ №28. Кормление из бутылочки. Обработка бутылочки.
ЗАДАНИЕ №29. Кормление через зонд.
ЗАДАНИЕ №30. Техника применения грелки для согревания новорожденных.
ЗАДАНИЕ № 31Обработка пупочной культи
ЗАДАНИЕ № 32 Обработка пупочной ранки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
5 «отлично» – знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций;
4 «хорошо» – незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполное раскрытие междисциплинарных связей; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических мани-
пуляций;
3 «удовлетворительно» – неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций;
2 «неудовлетворительно» – неправильное выполнение практических манипуляций.
4 Контрольно-оценочные средства для проведения комплексного экзамена по МДК 01.02 и МДК 01.03
Проверяемые результаты обучения:
З1 – современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
З2 – основы иммунопрофилактики различных групп населения;
З3 – принципы рационального и диетического питания;
З4 – роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения;
З5 - роль сестринского персонала в работе «школ здоровья».
Тип заданий: теоретическое
Инструкция для выполнения заданий: внимательно прочитайте текст задания и дайте развёрнутую информацию по вопросу; выполнение заданий не предусматривает использование справочного материала.
ЗАДАНИЕ №1. Здоровье. Определение понятия и основные составляющие.
ЗАДАНИЕ №2. Нормативная документация, регламентирующая правила проведения профилактических мероприятий среди населения.
ЗАДАНИЕ №3. Методы исследования функционального состояния дыхательной системы.
ЗАДАНИЕ №4. Основы рационального питания.
ЗАДАНИЕ №5. Санитарно-гигиенический режим в ЛПУ.
ЗАДАНИЕ №6. Алиментарнозависимые заболевания (заболевания, связанные с характером питания).
ЗАДАНИЕ №7. Расчет вегетативного индекса по Баевскому.
ЗАДАНИЕ №8. Выявление зависимости функционального состояния сердечно-сосудистой системы от образа жизни.
ЗАДАНИЕ №9. Определение жизненной емкости легких.
ЗАДАНИЕ №10. Методы исследования функционального состояния зритпельного анализатора.
ЗАДАНИЕ №11. Вредные привычки: наркомания, употребление психоактивных веществ. Последствия. Методы профилактики.
ЗАДАНИЕ №12. Элементы здорового образа жизни и гигиенического режима.
ЗАДАНИЕ №13. Измерение дыхательного объема и частоты дыхания.
ЗАДАНИЕ №14. Мониторинг здоровья.
ЗАДАНИЕ №15. Значение двигательной активности для здоровья человека. Оптимальная величина двигательной активности в течение суток.
ЗАДАНИЕ №16. Проведение пробы Мартинета и Руфье. Расчет адаптационного потенциала..
ЗАДАНИЕ №17. Элементы рационального режима дня.
ЗАДАНИЕ №18. Определение остроты зрения.
ЗАДАНИЕ №19. Измерение частоты сердечных сокращений, артериального и пульсового давления.
ЗАДАНИЕ №20. Выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
ЗАДАНИЕ №21. Вредные привычки: табакокурение. Последствия. Методы профилактики.
ЗАДАНИЕ №22. Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
ЗАДАНИЕ №23. Методы исследования функционального состояния мышечного тонуса. Определение силы кисти.
ЗАДАНИЕ №24. Методы проведения профилактической работы среди населения.
ЗАДАНИЕ №25. Выявление зависимости функционального состояния дыхательной системы от образа жизни человека.
ЗАДАНИЕ №26. Выявление зависимости функционального состояния нервной системы от образа жизни.
ЗАДАНИЕ №27. Значение сна для здоровья человека. Оптимальная продолжительность сна.
ЗАДАНИЕ №28.Методы исследования функционального состояния вегетативной нервной системы.
ЗАДАНИЕ №29 Основы рационального питания.
ЗАДАНИЕ №30. Методы проведения профилактической работы среди населения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
5 «отлично» – знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей;
4 «хорошо» – незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполное раскрытие междисциплинарных связей; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога;
3 «удовлетворительно» – неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога;
2 «неудовлетворительно» – полное невладение информацией по вопросу.
5 Комплект оценочных средств для квалификационного экзамена
5.1 Назначение:
КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий по профессии СПО «Медицинская сестра/медицинский брат».
Код профессии 060501.51.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
5.2 Задания для экзаменующихся
Вариант 1.
Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Вы проводите занятие в обучающей школе для пациентов с артериальной гипертензией. Среди обучающихся пациентка 50 лет, кондитер. Замужем, имеет троих детей. Муж страдает хроническим алкоголизмом. Во время диспансерного осмотра три года назад у нее было выявлено повышенное артериальное давление до 170/100 мм рт. ст. На приеме у терапевта АД – 150/100 мм рт. ст. Проведено амбулаторное обследование. Диагноз – гипертоническая болезнь. Из анамнеза: у бабушки и отца была артериальная гипертензия. В школе обучается впервые, диету не соблюдает, принимает медикаменты, назначенные врачом, нерегулярно. Очень устает на работе, частые стрессы из-за скандалов с мужем и детьми, любит поесть на ночь. Выходные проводит дома.
Рост - 173, вес - 93 кг. Холестерин – 8,3 ммоль., сахар в крови – 4,4 ммоль.
Задания: 1. Дайте пациентке рекомендации по самоконтролю и вторичной профилактике при артериальной гипертензии.
Эталон ответа: Рекомендации по самоконтролю и вторичной профилактике при артериальной гипертензии .
– снизить избыточную массу тела (закономерно сопровождается снижением АД);
– комплексно изменить диету ( основные принципы диетического питания: индивидуально подобранное снижение общей энергетической ценности пищевого рациона, применение гипокалорийной диеты с умеренным ограничением до 2000 ккал в сутки;
– увеличить потребление углеводов, содержащихся в овощах, зелени, не очень сладких фруктах и ягодах обладающих невысокой энергетической ценностью и достаточным количеством клетчатки;
– в пище должно быть повышение содержание калия и магния (калий содержится в таких продуктах как печеный картофель, морская капуста, говядина, овсяная крупа, персики, курага; магний содержится в фасоли, орехах, изюме, кукурузе, инжире);
– необходимо резко ограничить потребление легкоусвояемых простых углеводов (сахар, варенье, конфеты и т. д.), резко уменьшить потребление продуктов, богатых холестерином (сливочное масло, сырокопченые колбасы, жирные сорта мяса, яичный желток и т. д.) Вместо них использовать растительные масла.
– отказаться от копченостей и солений, ограничить содержания жиров в рационе;
– уменьшить потребление поваренной соли до 5 грамм в сутки;
– снизить употребление кофе;
– последний прием пищи должен быть за 2-3 часа до сна;
– необходимо повысить физическую активность;
– соблюдать режим дня , стараться полноценно отдыхать;
– обратиться к психологу за консультацией по преодолению стрессовых ситуаций;
– необходимо проводить мониторирование артериального давления и пульса (измерение АД несколько раз в сутки) и вести "дневник самоконтроля", регулярно принимать гипотензивные препараты.
Вариант 2
Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Вы наблюдаете на дому ребенка грудного возраста. Согласно плану проведения прививок ребенок подлежит вакцинации. Противопоказаний для вакцинации нет. Мать от прививок отказывается.
Задание:Объясните матери цель проведения вакцинации, ознакомьте с национальным календарем прививок.
Эталон ответа:
Прививки (вакцины) - это препараты, способствующие созданию активного специфического иммунитета, приобретенного в процессе прививания и необходимого для защиты организма от конкретного возбудителя болезни.
В нашей стране до недавнего времени в него входило семь инфекций: туберкулез, дифтерия, столбняк, коклюш, корь, эпидемический паротит (свинка) и полиомиелит. С 1997 года в календарь обязательных прививок внесены еще две прививки - против гепатита В и краснухи. В первые 12 часов жизни малышу делают прививку против вирусного гепатита В. В возрасте трех-семи дней ребенку делают прививку против туберкулеза вакциной БЦЖ. Ваш ребенок успешкно перенес вакцинации против туберкулеза и гепатита В. С трехмесячного возраста начинают делать прививку против коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС - адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) и полиомиелита (ОПВ - оральная (введенная через рот) полиомиелитная вакцина). Коклюш наиболее тяжело протекает у детей первых месяцев жизни, сопровождается высокой смертностью, у каждого четвертого заболевшего вызывает патологию легких. Дифтерия протекает тяжело, с образованием характерных пленок на слизистых оболочках верхних дыхательных путей, с поражением нервной и сердечно-сосудистой систем. Столбняк - смертельно опасное заболевание, вызываемое столбнячной палочкой. Прогноз начавшегося заболевания неблагоприятный. Смертность составляет 40--80%. Наступает спазм дыхательной мускулатуры, паралич сердечной мышцы - это приводит к летальному исходу. Единственным средством профилактики является прививка. Полиомиелит - острая вирусная инфекция, поражающая нервную систему (серое вещество спинного мозга). Характеризуется повышением температуры, головными, мышечными болями с последующим развитием параличей нижних конечностей (слабость, боль в мышцах, невозможность или нарушение ходьбы).
Вариант 3
Инструкция. Внимательно прочитайте задание. Вам предстоит задача выступить с лекцией на тему сохранения репродуктивного здоровья.
Задание:Составьте план-конспект лекции.
Эталон ответа: Репродуктивное здоровье - это не только появление здорового потомства, но и качество его наследуемых признаков.
Профилактика нарушений репродуктивного здоровья включает:
– планирование беременности в возрасте от 20 до 30 лет и тщательная подготовка будущих родителей к ней. Возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной;
– ведение здорового образа жизни, в том числе отказ от вредных привычек, так как, курение, алкоголь и наркотики, наносят сокрушительный удар и по репродуктивной функции. ЗОЖ способствует благоприятному течению беременности и родов, рождению здорового ребенка.
Забота о своем здоровье, в том числе его составляющей - репродуктивном здоровье, должна стать нормой и культурой поведения каждого человека и всего общества
Профилактика заболеваний передаваемых половым путем (безопасный секс с постоянным партнером).
Данное ребенку при рождении здоровье необходимо сохранить.
Своевременная вакцинация от детских инфекций позволит выработать иммунитет к возбудителям таких заболеваний, как краснуха и эпидемический паротит и предупредит развитие столь грозных осложнений, как сальпингоофорит у женщин и орхит у мужчин, приводящих к бесплодию.
При наличии хронических заболеваний необходимо постоянное наблюдение у специалиста, выполнение его рекомендаций, регулярное прохождение курсов лечения или профилактики обострений, компенсация основного заболевания.
При необходимости обращение в медико – генетические консультации.
5.3 Пакет экзаменатора
5.3.1 Условия
Количество вариантов заданий для каждого экзаменующегося 3
Время выполнения каждого задания 5 минут
Использование литературы, конспектов не предусмотрено.
5.3.2 Критерии оценки
Коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Оценка |
ПК 1 | – точность и правильность составления планов обучения населения принципам здорового образа жизни; – качество разработки рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания;точность и правильность разработки рекомендаций здоровым людям по двигательной активности; – качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек.полнота и точность соблюдения требований и рекомендаций к организации мероприятий по проведению диспансеризации, работе «школ здоровья»; | |
ПК 2 | – полнота и точность рекомендаций по вопросам здорового образа жизни; – полнота и точность рекомендаций по вопросам рационального и диетического питания; – полнота и точность рекомендаций по вопросам иммунопрофилактики пациенту и его окружению; –качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек. | |
ПК3 | – правильность и качество разработки рекомендацийпациенту и его окружению по вопросам иммунопрофилактики; – составление планов проведения иммунопрофилактики в соответствии с нормативными документами; – правильность и качество разработки рекомендацийпо вопросам рационального и диетического питания; | |
ОК1 | - использование в изучении материала профессиональных периодических изданий, специальной литературы; | |
ОК2 | – аргументированность выбора методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий; – качество выполнения; | |
ОК3 | - правильность и адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами; |