Общепатологические процессы
Рабочая тетрадь студента
Для практических занятий
По дисциплине ОП.08. Основы патологии
Специальность 060501 Сестринское дело
Составитель Ильина М.Ю.
Алапаевск
Содержание
Введение | ||
Введение в нозологию | ||
Патология обмена веществ. Дистрофия | ||
Гипоксия | ||
Патология кровообращения и лимфообращения | ||
Воспаление | ||
Приспособительные и компенсаторные процессы организма | ||
Патология иммунной системы. Аллергия | ||
Патология терморегуляции. Лихорадка. | ||
Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные состояния | ||
Опухоли | ||
Список литературы |
Уважаемые студенты!
Сейчас в ваших руках рабочая тетрадь по дисциплине «Основы патологии». Рабочая тетрадь является обязательным пособием к курсу «Основы патологии» для студентов второго курса, обучающихся по специальностям: 060105 «Сестринское дело».
Она позволит вспомнить материал, пройденный на теоретических занятиях, предназначена для использования на практических занятиях. Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания, вам легче будет подготовиться к итоговому дифференцированному зачету, а в последующем полученные знания пригодятся при изучении клинических дисциплин.
Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать не только с опорным конспектом лекции, но и с дополнительной литературой. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал.
В план занятия обязательно входят: обсуждение и оценка заполнения тетради (для этого в тетрадь включены цель, помогающая студенту овладеть конкретным представлением, знанием и умением; задания и вопросы для самоподготовки по каждой теме, а также темы докладов, мультимедийных сообщений для углублённого освоения материала). Прилагается список рекомендуемых источников.
Желаем Вам успехов!
Раздел I.
Общая нозология
Тема 1.1. Введение в нозологию
Мотивационная характеристика темы :знание темы необходимо для подготовки студентов к изучению дисциплины ОП.03. «Основы патологии», а также для дальнейшего изучения клинических дисциплин.
Цель: знать содержание предмета патологии как основы медицинской науки, её задачи, объекты и методы исследования.
Задание № 1. Терминологический диктант. Изучив материал лекции, дайте определение следующим понятиям:
1. Патология - ________________________________________________
________________________________________________________________
2. Здоровье - ____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Болезнь - _____________________________________________________
________________________________________________________________
4. Патологический процесс - _____________________________________
________________________________________________________________
5. Этиология - __________________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 2. Изучив материалучебного пособия Ремизов И.В. Основы патологии. Ростов н/Д: Феникс, 2009, стр. 7-8 заполните схему «Разделы патологии»
Задание № 3. Прочитав лекционный материал попытайтесь сформулировать задачи изучения патологии.
1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
Задание № 4. Изучив лекционный материал, заполните схему «Причины развития заболеваний»
Задание № 5. Изучив лекционный материал, заполните таблицу «Факторы риска развития заболеваний»
Поведенческие факторы | Биологические факторы | Генетические факторы | Экологические факторы | Социальные факторы |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 1. | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. |
Задание № 6. Изучив лекционный материал, вставьте пропущенные слова в следующих определениях
1. Медицинская профилактика –вид деятельности службы здравоохранения, в основном ______________ звена, направленный на раннее выявление и снижение риска ______________, а также на снижение отрицательных воздействий на здоровье факторов внутренней и внешней среды.
2. ______________профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний и предупреждение обострений и осложнений.
3. Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на ________________отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний.
4. _______________профилактика (реабилитация) – действия, направленные на предотвращение ухудшения течения заболеваний или развитие осложнений, после того, как болезнь появилась.
Задание № 7. Изучив лекционный материал, выберите 1 правильный ответ из каждого теста
1. Здоровье – это
а) хорошее самочувствие и отсутствие признаков болезни
б) отсутствие жалоб и нормальные лабораторные анализы
в) состояние полного физического и психического благополучия
г) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов
2. Патологическая реакция - это
а) разновидность болезней
б) кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие
в) необычный результат лабораторного анализа
г) защитная реакция организма на неблагоприятное внешнее воздействие
3. Один и тот же патологический процесс
а) вызывается только одной причиной
б) бывает только при одной болезни
в) может быть вызван различными причинами и возникать при различных болезнях
г) при конкретном заболевании не может сочетаться с другими патологическими процессами
4. Этиология - это
а) учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней
б) учение о механизмах развития болезней
в) исход болезни
г) причина и механизм патологического процесса
5. Профилактика в медицине направлена на
а) выявление причин заболеваний
б) выявление причин заболеваний, их искоренение или ослабление
в) улучшение условий труда и отдыха
г) закаливание организма и предупреждение инфекционных заболеваний с помощью прививок
6. Патогенез - это
а) раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней
б) то же самое, что и патологический процесс
в) заболевание определенного вида
г) причина болезни
7. К исходам болезни относится
а) выздоровление
б) обострение болезни
в) ремиссия
г) рецидив
8. Клиническая смерть – это
а) смерть в лечебном учреждении
б) смерть от заболевания
в) состояние, которое может быть обратимым
г) состояние, при котором погибает кора головного мозга
9. Рецидив болезни – это
а) обострение хронического процесса
б) повторное возникновение одной и той же болезни
в) исход болезни
г) стадия болезни
10. Патологическое состояние
а) является особым видом заболевания
б) является начальным периодом болезни
в) может возникать в результате ранее перенесенного заболевания
г) является кратковременной необычной реакцией на внешние раздражители
11. Причины болезни могут быть
а) внешними и внутренними
б) постоянными и временными
в) легкими и тяжелыми
г) острыми и хроническими
12. При неполном выздоровлении
а) сохраняются слабо выраженные симптомы болезни
б) возникает рецидив болезни
в) сохраняются изменения в лабораторных анализах
г) в организме присутствуют остаточные явления в виде нарушений структуры и функции
13. Острое заболевание обычно протекает
а) 1-2 дня
б) 5-14 дней
в) 30-40 дней
г) несколько месяцев
Задание № 8. Подготовить тематическое сообщение на одну из предложенных тем:
1) Методы изучения патологии.
2) Структура патологии как науки.
3) Здоровье и болезнь- понятия общей нозологии.
4) Трансформация здоровья в болезнь. Стадии развития и исход болезни.
5) Саногенез.
Раздел II
Общепатологические процессы
Тема 2.1.Патология обмена веществ. Дистрофия
Мотивационная характеристика темы: знание темы необходимо для изучения общего курса патологии, а также для дальнейшего изучения клинических дисциплин.
Цель: знать причины, механизмы развития, проявления и значение нарушений обмена веществ. Давать обоснования проявлениям нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
Задание № 1. Терминологический диктант. Изучив материал лекции дайте определение следующим понятиям:
1. Дистрофия - _________________________________________________
________________________________________________________________
2. Отек - _______________________________________________________
________________________________________________________________
3. Атрофия - ___________________________________________________
________________________________________________________________
4. Агенезия - ____________________________________________________
________________________________________________________________
5. Аплазия - ____________________________________________________
________________________________________________________________
6. Гипоплазия - _________________________________________________
________________________________________________________________
7. Метаплазия - ________________________________________________
________________________________________________________________
8. Некроз - _____________________________________________________
________________________________________________________________
9. Гангрена - ___________________________________________________
________________________________________________________________
10. Апоптоз - ____________________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 2. Составить таблицу «Виды белковых, жировых и углеводных дистрофий» (используя учебное пособие - Ремизов И.В. «Основы патологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2006, стр. 24-30).
Вид дистрофии | Морфологические изменения | Причины |
Паренхиматозные белковые дистрофии | ||
Зернистая | 1. | |
Гиалиново-капельная | ||
Гидропическая (водяночная) | ||
Роговая | ||
Паренхиматозные жировые дистрофии | ||
Липидозы | ||
Мезенхимальные белковые дистрофии | ||
Мукоидное набухание | ||
Фибриноидное набухание | ||
Гиалиноз | ||
Амилоидоз | ||
Мезенхимальные жировые дистрофии | ||
Нарушение обмена нейтрального жира | ||
Мезенхимальные углеводные дистрофии | ||
Ослизление ткани | 1. |
Задание № 3. Прочитав лекционный материал, Заполните схему «Механизмы развития дистрофий».
Задание № 3.
Задание № 4. Изучив материал лекции, Установите соответствие (подписать к цифре букву)
Механизм развития дистрофии | Пример |
1. Извращенный синтез | А. Отложение холестерина и его производных на интиме артерий |
2. Инфильтрация | Б. Синтез белка амилоида |
3. Трансформация | В. Распад при гипоксии мембран внутриклеточных структур, состоящих из жиробелковых комплексов |
4. Фанероз | Г. Превращение белков в жиры и углеводы |
1-
2-
3-
4-
Задание № 5. Изучив лекционный материал, Заполните таблицу «Виды желтухи»
Вид желтухи | Характеристика | Заболевания |
надпеченочная | ||
печеночная | первично поражаются гепатоциты и гипербилирубинемия связана с нарушением метаболизма и транспорта билирубина внутри клеток печени | |
подпеченочная | желчнокаменная болезнь, рак головки поджелудочной железы |
Задание № 6. Изучив лекционный материал, Вставьте пропущенные слова в следующих определениях
1. ______________– пигмент буровато-черного цвета, определяет окраску кожи, волос и цвет глаз человека.
2. Витилиго – очаговое исчезновение меланина, проявляется появлением ___________ пятен на коже.
3. Албинизм– _________ содержания меланина.
4. ________________– желто-коричневый нерастворимый пигмент, усиленно откладывается в клетках печени и миокарда в старости, при истощении, при пороках сердца и т.д.
Задание № 7. Заполнить таблицу «Нарушения минерального обмена» (используя учебное пособие - Ремизов И.В. «Основы патологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2006, стр. 31-34)
Вид нарушения обмена | Определение | Причины возникновения | Клиническое проявление |
Нарушение обмена кальция | |||
Гипокальциемия | судороги из-за нарушения процессов нормального сокращения мышечных волокон | ||
Гиперкальциемия | избыток паратгормона и витамина Д, недостаток тиреокальцитонин, ацидоз | ||
Деминерализация костей и зубов | |||
Нарушение обмена натрия | |||
Гипернатриемия | повышение концентрации ионов натрия в плазме крови | ||
Гипонатриемия | |||
Нарушение обмена калия | |||
Гиперкалиемия | |||
Гипокалиемия |
Задание № 8. Изучив материал лекции, Установите соответствие
Вид отека | Патогенез |
1. Гидродинамические отеки | А. уменьшение онкотического давления крови или увеличение его в межклеточной жидкости |
2. Онкотические отеки | Б. следствие увеличения давления в венозном отделе капилляров |
3. Осмотические отеки | В. вследствие нарушений лимфообразования и лимфооттока |
4. Мембраногенные отеки | Г. .озникают вследствие понижения составьте синквейн для следующих понятийпонижение осмотического давления крови или повышение его в межклеточной жидкости |
5. Лимфогенные отеки | Д. вследствие значительного повышения проницаемости сосудистой стенки |
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
Задание № 9. По фотографии, Определите вид отека в соответствии с причиной и характером заболевания. Охарактеризуйте причины возникновения.
______________отеки | _____________отеки | _____________отеки |
Причины возникновения | ||
Задание № 10. Изучив лекционный материал, заполните схему «Нарушения кислотно – основного равновесия»
Задание № 11. Изучив лекционный материал, заполните таблицу «Виды местной атрофии»
Вид атрофии | Этиология | Патогенез | Примеры |
атрофия от бездействия | снижение функции органа | ||
атрофия от недостаточности кровообращения | |||
атрофия от давления | возникает в почках при затруднении оттока мочи. Моча растягивает просвет лоханки, сдавливает ткань почки, которая превращается в мешок с тонкими стенками, что обозначают как гидронефроз | ||
нейротическая атрофия | 1. полиомиелит 2. воспаление нервов |
Задание № 12. Изучив лекционный материал, Установите соответствие факторов, вызывающих некроз
| |
Задание № 13. Изучив лекционный материал, Заполните схему «Формы некроза»
Задание № 14. Изучив лекционный материал, вставьте пропущенные слова
1. __________– разновидность сосудистого (ишемического) некроза внутренних органов (кроме мозга). Это самый частый вид некроза.
2. Казеозный (творожистый) некроз развивается и при____________, ____________, __________. Во внутренних органах выявляется сухой, крошащийся ограниченный участок ткани беловато-желтого цвета.
3. ________________ некроз – тип некроза соединительной ткани, наблюдается при аллергических и аутоиммунных болезнях (например, ревматизме, ревматоидном артрите и системной красной волчанке). Этот некроз характеризуется потерей нормальной структуры _____________ ______________ и накоплением гомогенного, ярко-розового _______________ материала, который похож микроскопически на фибрин.
Задание № 15. Изучив лекционный материал, по фотографиям, определите и охарактеризуйте вид гангрены
Вид: | |
Определение: | |
Морфология: | |
Вид: | |
Определение: | |
Морфология: |
Задание № 16. Изучив ПМ. 07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», Охарактеризуйте клинические стадии образования пролежней:
1 стадия -устойчивая гиперемия кожи, не проходящая после прекращения давления; кожные покровы не нарушены | |
2 стадия - | |
3 стадия - | |
4 стадия - |
Задание № 17. Изучив лекционный материал, Перечислите исходы некроза
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
5. _____________________________________________________________
Смерть всего организма
Задание № 18. Используя учебное пособие Ремезов Основы патологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2009., стр. 24-46, изучив лекционный материал, выберите 1 правильный ответ из каждого теста (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Дистрофия - это
а) нарушение обмена в клетках и тканях, приводящее к изменению их функции
б) резкое снижение массы тела
в) гибель участков ткани
г) уменьшение размеров органа или всего организма
2. К паренхиматозным белковым дистрофиям относят
а) зернистую, гиалиново-капельную, водяночную
б) амилоидоз и гиалиноз
в) появление капель жира в цитоплазме
г) уменьшение паренхиматозных органов в размерах
3. Гиалиноз - это
а) разновидность хрящевой ткани
б) вид паренхиматозной белковой дистрофии
в) вид мезенхимальной белковой дистрофии
г) разрастание гиалинового хряща
4. Хромопротеиды – это
а) эндогенные красящие вещества
б) соединения хрома
в) продукты обмена жиров
г) токсические вещества, возникающие в результате извращенного обмена белков
5. Желтуха бывает
а) гемолитической, паренхиматозной, обтурационной
б) острой и хронической
в) инфекционной и неинфекционной
г) истинной и ложной
6. Основной протеиногенный пигмент
а) меланин
б) билирубин
в) липофусцин
г) меркурохром
7. Конкременты – это
а) плотные каловые массы
б) камни, образующиеся в организме
в) кристаллы солей
г) участки обызвествления в тканях
8. Дегидратация – это
а) обезвоживание организма
б) избыточное выделение жидкости
в) непоступление жидкости в организм
г) все вышеперечисленное верно
9. Плотные образования, свободно лежащие в полостных органах и выводных протоках, называются
а) камни
б) сгустки
в) тромбы
г) эмболы
10. Гиперкальциемия может привести к образованию в почках
а) тромбоза
б) камней
в) анурии
г) полиурии
11. Дегидрaтация проявляется
а) обезвоживанием организма вследствие уменьшения количества жидкости в крови и тканях
б) полиурией
в) большой потерей в весе
г) все вышеперечисленное верно
12. Для ацидоза характерно
а) накопление кислых продуктов в крови
б) увеличение кетоновых соединение в крови
в) Ph<7,4
г) все вышеперечисленное верно
13. Очаговое исчезновение меланина называется
а) витилиго
б) импетиго
в) дермографизм
г) все вышеперечисленное верно
14. Фактор, имеющий значение при сердечных отеках
а) гидростатический
б) онкотический
в) осмотический
г) нейро-гуморальный
15. Локализация, характерная для почечных отеков
а) голени
б) лицо, веки, спина, поясница
в) нижняя часть брюшной стенки
г) нижние и верхние конечности
Задание № 19 . Изучив лекционный материал составьте синквейн для следующих понятий: дистрофия, некроз, желтуха, отек, гангрена