Особенности регистрации, проверки сообщений о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы

К числу нормативных актов, регулирующих деятельность органов и учреждений УИС на стадии возбуждения уголовного дела, относятся приказ Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» (далее: Инструкция), изданный на основе совместного приказа от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России, которым утверждены и введены в действие с 1 января 2006 г.: Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений и Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.

Полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника учреждения УИС либо лица, исполняющего его обязанности, на конкретных должностных лиц этого органа.

В учреждениях и органах УИС сообщения о преступлениях регистрируются проводится в двух книгах (в отличие от других правоохранительных органов, где регистрация в соответствии с приказом «О едином учете преступлений» регистрируются в единую книгу – КУСП): в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях – в Журнале регистрации информации о происшествиях (ЖРИП). Запрещается отражать в указанных документах ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

Записи по каждой информации должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло, кто и в какой форме заявил о происшедшем, какие поручения даны по порядку рассмотрения, какие меры приняты для проверки, кто участвовал в рассмотрении, какое решение, когда и кем принято.

Если происшествие не относится к компетенции учреждения или произошло на территории обслуживания другого учреждения, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно сохранению следов правонарушения.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, совершенного в учреждениях УИС осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Анализ норм ст. 140, 144 УПК РФ позволяет сделать вывод, что процессуальная проверка проводится лишь по сообщениям о совершенном либо готовящемся преступлении, а не правонарушении, поэтому проверка сообщений, зарегистрированных в ЖРИП, не может регулироваться нормами УПК РФ. Не являясь процессуальной, она может осуществляться в рамках УИК РФ либо оперативно-розыскных действий.

Должностное лицо УИС, правомочное производить проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в данном сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

– по предотвращению и пресечению преступления;

– обнаружению его признаков, в том числе сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

– организации проведения необходимых розыскных и оперативно-розыскных мероприятий.

Организация контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и происшествиях возлагается на начальника учреждения или органа УИС.

Наши рекомендации