Структура проведения закаливающих процедур после сна
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания |
Воздух (температурное воздействие на организм) | Сон без маек. Воздушные контрастные ванны. Гимнастика после сна в кроватях. Хождение босиком. | Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка. Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в умывальной комнате). Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики, соляные дорожки и др.). | Медицинский отвод после болезни. Температура воздуха в спальне ниже 14oС Наличие индивидуальных противопоказаний. |
Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) | Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором. Обширное умывание. Туалет носа | Обучение полосканию рта. Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием массажной рукавицей. Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов. |
Комплекс закаливающих процедур:
1)Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки (в старшей группе «Почемучки» есть магнитофон), что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.
2) Хождение босиком также является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенностии систематичности.
По команде воспитателя дети встают с постели, шагают босиком по «дорожкам закаливания», по соляной дорожке, по массажной дорожке – всё это способствует развитию и укреплению свода стоп.
Детям предлагается разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.
3) Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки.
После активных движений дети отправляются в умывальную комнату, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч, обтирание груди. Затем индивидуальными сухими варежками, сшитыми из полотенечной ткани, тело растирается до легкого покраснения.
Производится полоскание рта, промывание носа. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры. Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер.
Например, игра «Волшебный напиток».
Перед детьми ставится вода в бокалах t 36-38o. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят «волшебные» слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А...у...м...».
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – такие, какие подсказывает собственное воображение ребенка. «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я – здоров». Дети поласкают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком «а...а...а», подняв голову, поласкают горло и также проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 20-22o с целью достижения закаливающегося эффекта.