Национальные праздники, игры и спортивные состязания казахов
1. Праздники. В день весеннего равноденствия казахи продолжали отмечать Новый год - Наурыз. Слово «Новруз» было персидского происхождения и означало «новый день». В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались. В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших. Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо - наурыз-коже, состоявшее из пищевых компонентов. Им угощали родственников и гостей. Молодые люди дарили друг другу подарки. В этот день проводились игры и состязания. Кроме того, у казахов существовали и другие праздники - кумыз-мурындык, согым, сундет топы и т. д.
2. Национальные игры. Игры у казахов выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищно-эстетические функции Через игры у молодежи развивались физические и умственные способности и навыки. Национальная борьба казахша курес. Из национальных игр наиболее распространенной была игра айголек. Одной из древних игр была игра аксуйек (белая кость). Популярной мужской игрой был аударыспак (состязание всадников). Два всадника выходили на середину площадки. Они должны были свалить друг друга с лошади. Для воспитания выносливости была придумана игра кумис атy (достать серебряный слиток). Одной из мужских игр была игра кокпар (козлодрание). В качестве приза выставлялись несколько десятков, а то и сотен голов разного скота, золотые украшения, серебряные и золотые слитки. В конных состязаниях принимали участие и казаки. Одним из популярных спортивных состязаний была спортивная борьба - казахша курес. Эта борьба проводилась на всех торжествах. Здесь не было ограничений в возрасте и весе. Народ глубоко почитал своих борцов. В истории остались такие имена, как Хаджимукан Мунайтпасулы, Балуан Шолак и другие. На праздниках каждый казахский род старался выставлять своих именитых борцов. Кроме того, играли в алтыбакан (качели), асыки (альчики), жамба ату (стрельба из лука по мишеням), кыз куу (догони девушку), жилик сындыру (разбить кость). Эти игры и спортивные состязания устраивались на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях.
3. Здоровье казахов. По словам известного российского исследователя XVIII в. И.Г. Андреева, «многие между ими {казахами - авт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более...». Крепкое здоровье и долголетие казахов объяснялись рядом факторов. Во-первых, жители степи большое количество времени были на свежем воздухе. Они часто меняли свое местожительство. Поэтому, к примеру, они практически не знали, что такое туберкулез. Во-вторых, они питались экологически чистыми продуктами. Так, излюбленным напитком был кумыс, полезные свойства которого оказывали самое благоприятное воздействие на здоровье человека. О целебных свойствах кумыса знали и российские чиновники. К примеру, в сер. XIX в. томский губернатор Супрунюк с семьей проводил каждое лето свой отпуск на территории Кулундинской степи, занимаясь кумысолечением. В-третьих, жители степи были тесно связаны с лошадью. Передвижение верхом способствовало укреплению их физического здоровья. В-четвертых, казахи практически не употребляли винно-водочные изделия и табак. В-пятых, несмотря на отсутствие врачей, казахи имели народных целителей, искусство которых передавалось из поколения в поколение. Немецкий исследователь Ф. фон Шварц отмечал отменное здоровье казахов: «Киргизы обладают среди всех народов Центральной Азии очень хорошим здоровьем, так что сложилась поговорка «Здоров как киргиз».
4. Народные целители. У казахов были свои лекари. Искусство врачевания передавалось из поколения в поколение. Знахарей называли тауып, людей, лечащих лекарственными травами - даригер. Хирургов называли оташы, костоправов - сыныкшы. Среди казахских лекарей встречались и выпускники медресе Бухары, Самарканда. Последним были известны медицинские трактаты Ибн Сины. Они широко применяли лекарственные препараты и даже ядовитые вещества в малых дозах. Среди лекарственных трав широко применялись различные виды полыни (жусан), девясил (кара айдыз), ревень (саумалдык), можжевельник (арша), золотой корень (кияк оты), гвоздика (калампыр), ивовая кора (тал кабыгы), плоды боярышника (долана), черная белена (мендуана), корни шиповника (итмурун тубири), солодковый корень (мия тубири) и другие. По данным исследователей, на рубеже XIX-XX в. в одном только Туркестанском крае казахским лекарям были известны 227 лекарственных средств растительного происхождения. В врачебной практике имело место использование и лекарственных средств животного происхождения. Это медвежья и лебединая желчь, барсучий, сурковый, гусиный, бараний и конский жир. Казахские лекари прекрасно были осведомлены и об анатомии человека. Они могли определить диагноз болезни и последующее лечение по одному только пульсу человека. В полупустынных и пустынных районах больных лечили песочными ваннами. Больным в зимнее время рекомендовали теплые водные ванны с добавлением соли и различных трав. Казахи издавна знали целебные свойства соленых озер и минеральных источников. Подобное лечение помогало исцелять человека от многих суставных, наружных и внутренних болезней. Ряд болезней казахские лекари лечили, обмотав больного шкурой только что зарезанного барана, козы, бычка или жеребенка. При болезнях, связанных с кровяным давлением, нередко использовали метод лечения, связанный с кровопусканием. Казахские знахари лечили и пиявками. Для дезинфекции и остановки крови на раны насыпали свежую золу или прикладывали обожженный кусок кошмы. Целители могли делать операции кесарева сечения. Костоправы могли вправить практически любые вывихи конечностей, ключицы и даже бедра. Психические заболевания лечили шаманы (баксы).
5. Именитые казахские спортсмены. Одним из известных казахских борцов был Нурмагамбет Баймырзаулы (1864-1919). В детстве его пальцы обгорели и стали несколько короче. Поэтому в народе он стал известен как Балуан Шолак (Короткопалый Борец). Он был знаменит тем, что никогда и никому не проиграл в борьбе. Выступал на ярмарках, асах и тоях. Пользовался славой и как талантливый композитор. Другим из именитых казахских борцов был Хаджимукан Мунайтпасулы (1886-1948). Он был уроженцем аула Караоткель Акмолинского уезда Акмолинской области. С детства отличался огромной физической силой, В 1904-1907 гг. будущий чемпион мира обучался классической борьбе и цирковому искусству в Петербурге. В 1909 г. В Риге на первенстве мира он занял первое место. В 1911 г. на чемпионате мира в Варшаве Хаджимукан занимает также первое место и
награждается малой золотой медалью. В последующие годы он участвовал в различных международных турнирах по вольной и классической борьбе. Он становился победителем и призером международных турниров в Моск ве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Будапеште, Харбине, Кабуле и Тегеране. Побеждал на многочисленных соревнованиях в российских городах Саратове, Казани, Омске, Троицке и Уфе. В 1909-1911 гг. он совершает турне по странам Ближнего и Среднего Востока. После этой поездки он стал именоваться «Кажымуканом». Он выступал также под псевдонимами Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кара Иван. Знаменитый борец за годы выступлений завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей, а также в 1913 и 1915 гг. стал обладателем престижного «пояса Сигизмунда». Хаджимукан Мунайтпасулы всю свою жизнь прославлял казахскую степь и казахский народ. Был истинным патриотом своей земли.
Абу Али Ибн Сина (980-1037) - выдающийся ученый Средней Азии (философ, астроном, географ, медик и поэт). В Европе его называли Авиценной.
Хаджимукан Мунайтпасулы (1886-1948) - казахский борец-профессионал, чемпион мира. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) выступал с передвижным цирком. В 1944 г. из личных сбережений сдал в фонд обороны 100 тыс. рублей на строительство самолета. Его именем названы улицы в Астане, Семипалатинске и Алматы. В 1980 г. в с. Темирлановка Южно-Казахстанской области открыт его мемориальный музей.