Беседа о назначенной диете
Цель назначения диеты № 10:
Способствовать улучшению кровообращения, функции сердечнососудистой системы, печени и почек, нормализации обмена веществ, щажению сердечнососудистой системы и органов пищеварения.
Общая характеристика диеты № 10:
Небольшое снижение калорийности за счет жиров и отчасти углеводов. Значительное ограничение количества натрия хлорида, уменьшение потребления жидкостей. Ограничено содержание веществ, возбуждающих сердечно - сосудистую и нервную систему, раздражающих печень и ночки, излишне обременяющих желудочно-кишечный тракт, способствующих метеоризму (см. диету № 10А). Увеличено содержание калия, магния, липотропных веществ, продуктов, оказывающих ощелачивающее действие (молочные, овощи, фрукты). Кулинарная обработка с умеренным механическим щажением. Мясо и рыбу отваривают. Исключают: трудноперевариваемые блюда. Пищу готовят без соли. Температура пищи обычная.
Режим питания при диете № 10:
5 раз в день относительно равномерными порциями.
Рекомендуемые продуты:
Овощи: картофель, цветная капуста, морковь, свекла, кабачки, тыква, томаты, салат, огурцы. Белокочанная капуста и зеленый горошек – ограниченно. Зеленый лук, укроп, петрушка - в блюда.
Мясо, птица: нежирные сорта говядины, телятины, мясной и обрезной свинины, кролика, курицы, индейки.
Крупы различные, макаронные изделия.
Кисломолочные продукты: молоко, творог, кефир.
Хлеб: пшеничный из муки 1-го и 2-ю сорта, вчерашней выпечки или слегка подсушенный; диетический бессолевой хлеб. Не сдобные печенье и бисквит.
Рыба: нежирные сорта.
Исключаемые продукты:
Овощи: соленые, маринованные, квашеные овощи; шпинат, щавель, редьку, редис, чеснок, репчатый лук, грибы.
Сыры: соленые и жирные.
Напитки: натуральный кофе, какао.
Рыба: жирные виды рыбы, соленую, копченую, икру, консервы.
Мясо, птица жирные сорта: гуся, утку, печень, почки, мозги, копчености.
Хлеб и мучные изделия: свежий хлеб, изделия из сдобного и слоеного теста, блины, оладьи.
Крупы: бобовые.
Существуют провоцирующие и способствующие факторы гипертонической болезни: стрессы, особенности профессии (требующие большой ответственности и повышенного внимания), систематическое употребление алкоголя, курение, избыток соли, алиментарное ожирение, наследственность, травмы черепа, чрезмерное употребление крепкого кофе
Приложение 3
Беседа о вреде курения:
У курящих людей из-за хронического кислородного голодания, связанного с присутствием в табачном дыму окиси углерода, увеличивается нагрузка на сердце, которому требуется больше усилий прокачивать малонасыщенную кислородом кровь по сосудам. Никотин принимает участие практически во всех звеньях, ответственных за развитие атеросклероза. В связи с этим курящие имеют очень высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний и их тяжелых осложнений, таких, как инфаркт и инсульт.
Установлено, что у курящих артериальная гипертония, стенокардия труднее поддаются лечению и чаще протекают с серьезными осложнениями.
Приложение 6
Методы диагностики
Минимальный стандарт обследования пациентов с артериальной гипертензией:
1.Проба по Зимницкому.
2.Анализ мочи по Нечипоренко.
3.ЭКГ.
4.Сахар крови.
5.Узи сердца.
6.Осмотр глазного дна.
7. Рентгенография грудной клетки.
Приложение 1
Техника измерения АД
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, бумага, температурный лист, салфетка со спиртом.
1. Подготовка к процедуре:
-Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 15 минут до его начала.
-Уточнить у пациента понимание цели и хода исследования и получить его согласие на проведение.
-Выбрать правильный размер манжеты.
-Попросить пациента лечь или сесть к столу
2. Выполнение процедуры
-Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх. Помочь сдвинуть или снять одежду с руки.
-Наложить манжету на обнажённое плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба; закрепить манжету так, чтобы проходил только один палец. Центр манжеты находится над плечевой артерией.
-Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
*если у пациента ожирение, и у вас нет соответствующей манжеты:
*найти пульс лучевой артерии
*быстро нагнетать воздух в манжету, пока не исчезнет пульс
*посмотреть на шкалу и запомнить показания манометра
*быстро выпустить весь воздух из манжеты.
-Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и плотно поставить на это место мембрану фонендоскопа.
-Другой рукой закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, этой же рукой быстро нагнетать в манжету воздух до тех пор, пока давление в ней не превысит 30 ммрт.ст. - уровень, при котором исчезают тоны Короткова.
-Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм.рт.ст. в 1с, повернув вентиль влево. Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показанием шкалы манометра: при появлении первых звуков «отметить» на шкале и запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению.
-Продолжая выпускать воздух из манжеты, отметить величину диастолического давления, соответствующую ослаблению и полному исчезновению тонов Короткова.
-Сообщить пациенту результат измерения.
-Повторить процедуру через 2-3 минуты.
3.Завершение процедуры
-Данные измерения округлить до 0 или 5, записать в виде дроби (в числители систолическое давление, а в знаменателе диастолическое).
-Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом.
-Записать данные исследования в необходимую документацию.
-Вымыть руки.
Приложение 5
Рекомендации по самостоятельному измерению артериального давления:
- За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай.
- Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи.
- Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать.
Обучение пациента измерению АД.
При многих заболеваниях необходимым условием успешного лечения является самоконтроль АД. Пациент, как правило, нуждается в обучении этому навыку. Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, дневник наблюдения.
1.Подготовка к процедуре
-Сказать пациенту, что вы обучите его измерять АД.
-Определить мотивацию и способность пациента к обучению.
-Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению АД.
-Обучение пациента
-Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа.
-Предупредить его, что измерять АД можно не ранее, чем через 15 мин после физической нагрузки.
-Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнаженное плечо(натянуть ее, как рукав)на 1-2 см выше локтевого сгиба, предварительно свернуть трубочкой по диаметру руку: одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец.
-Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положения стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
-Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в облости локтевого сгиба.
-Вставить фонендоскоп в уши и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, головка фонендоскопа оказалась под манжетой.
-продемонстрировать технику пользования грушей:
*взять в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую – «грушу» так, чтобы 1 и 2-м пальцами можно было открывать и закрывать вентиль;
*закрыть вентиль на «груше», повернуть его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 30 мм.рт.ст.
*медленно открыть вентиль, повернуть его влево, выпустить воздух со скоростью 2-3 мм.рт.ст. в 1с. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показаниями по шкале манометра.
Акцентировать внимание пациента на том, что:
-появление первых звуков соответствует величине систолического давления;
-переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.
-Запись результата в виде дроби.
-Убедиться в том , что пациент обучился технике измерения АД, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию.
-Обучить ведению дневника наблюдения.
-Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2-3 раза с интервалом 2-3 мин.
-После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом.
-Вымыть руки.
Приложение 7
Лечебно-охранительный режим включает в себя следующие элементы:
- Строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня;
- Обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности.
Психологический покой больного обеспечивают путём соблюдения следующих правил:
- Создание тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор;
- Создание спокойного интерьера: пастельные тона окраски стен, мягкая мебель в холлах, цветы;
- Соблюдение основных принципов медицинской этики.
-Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в кардиологическом отделении, что выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых и грызунов.
Список используемой литературы
1.Бычков А.А. - Диагностический справочник. - М.: -«Феникс» 2007.- 325 с.
2.Корягина Н.Ю., Широкова Н. В. - Организация специализированного сестринского ухода - М.: - ГЭОТАР - Медия, 2009. - 464 с.
3.Лычев В. Г., Карманов В. К. - Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: - учебное методическое пособие М.: - Форум инфра, 2010. - 384 с.
4.Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н - Сестринское дело в терапии - М.: - ООО Медицинское информационное агентство, 2008. - 544 с.
5.Мухина С.А., Тарновская И.И - Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.
6.Мухина С.А., Тарновская И.И - Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: - ГЭОТАР - Медиа 2009. - 512 с.
7.Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела- изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д Феникс - 2009 - 552с
8.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008
9. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д : Феникс, 2007 – 174с.
10.Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили - Справочник по терапии с основами реабилитации - М.: - Феникс- 2007.- 275 с.
Введение.
Введение.
Среди заболеваний сердечнососудистой системы особое место занимает гипертоническая болезнь, в связи с тем, что она часто приводит к развитию ИБС, мозгового инсульта, а они в свою очередь к инвалидности и смерти.
Гипертония одно из самых распространенных заболеваний сердечнососудистой системы. Установлено, что ей страдает 20-30 % взрослого населения. С возрастом распространенность болезни увеличивается и достигает 50-65 % у лиц старше 65 лет.
По данным статистики, в России неуклонно растет первичная обращаемость по поводу болезней системы кровообращения. За последние 13 лет она выросла в 2 раза - с 1044 до 2113 случаев на 100 тыс. населения. При этом на фоне гипертонической болезни у больных отмечается рост таких тяжелых осложнений, как инфаркт миокарда и инсульт (рост в 2,5 раза). Так же заболевание поражает лиц всё более молодого возраста.
В нашей стране положение усугубляется тем, что только 37% мужчин и 58% женщин информированы о наличии у них заболевания, а из них лечатся лишь 21% и 46%, в том числе эффективно 6% и 18% соответственно. Многочисленными исследованиями ВНОК убедительно показано, что снижение повышенного систолического и диастолического АД даже на 5-10 мм рт. ст. приводит к уменьшению частоты мозговых инсультов у мужчин на 34% и у женщин на 56%, а ИБС на 21% и 37% соответственно. Благоприятного успеха в лечении и профилактике гипертонической болезни можно достичь, если пациент будет иметь четкое представление о своей болезни, уметь самостоятельно контролировать течение заболевания и осмысленно выполнять рекомендации лечащего врача по изменению образа жизни.
Объект исследования: Роль медицинской сестры.
Целью исследованияслужит исследование роль медицинской сестры в профилактике и реабилитации при артериальной гипертензии.
Задачи исследования:
-следует изучить этиологию и клиническую картину данного заболевания, а так же способствующие факторы возникновения гипертонической болезни;
-выявить осложнения артериальной гипертензии;
-уточнить особенности сестринского процесса при данной патологии;
-перечислить манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;
-проанализировать принципы лечения и профилактики гипертонической болезни;
Методы исследования:
-анализ медицинской литературы по данной теме;
-организационный (сравнительный, комплексный) метод;
-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);
-объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);
-биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
-психодиагностический (беседа).
Гипертония одно из самых распространенных заболеваний сердечнососудистой системы. Установлено, что ей страдает 20-30 % взрослого населения. С возрастом распространенность болезни увеличивается и достигает 50-65 % у лиц старше 65 лет.
По данным статистики, в России неуклонно растет первичная обращаемость по поводу болезней системы кровообращения. За последние 13 лет она выросла в 2 раза - с 1044 до 2113 случаев на 100 тыс. населения. При этом на фоне гипертонической болезни у больных отмечается рост таких тяжелых осложнений, как инфаркт миокарда и инсульт (рост в 2,5 раза). Так же заболевание поражает лиц всё более молодого возраста.
В нашей стране положение усугубляется тем, что только 37% мужчин и 58% женщин информированы о наличии у них заболевания, а из них лечатся лишь 21% и 46%, в том числе эффективно 6% и 18% соответственно. Многочисленными исследованиями ВНОК убедительно показано, что снижение повышенного систолического и диастолического АД даже на 5-10 мм рт. ст. приводит к уменьшению частоты мозговых инсультов у мужчин на 34% и у женщин на 56%, а ИБС на 21% и 37% соответственно. Благоприятного успеха в лечении и профилактике гипертонической болезни можно достичь, если пациент будет иметь четкое представление о своей болезни, уметь самостоятельно контролировать течение заболевания и осмысленно выполнять рекомендации лечащего врача по изменению образа жизни.
Объект исследования: Роль медицинской сестры.
Целью исследованияслужит исследование роль медицинской сестры в профилактике и реабилитации при артериальной гипертензии.
Задачи исследования:
-следует изучить этиологию и клиническую картину данного заболевания, а так же способствующие факторы возникновения гипертонической болезни;
-выявить осложнения артериальной гипертензии;
-уточнить особенности сестринского процесса при данной патологии;
-перечислить манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;
-проанализировать принципы лечения и профилактики гипертонической болезни;
Методы исследования:
-анализ медицинской литературы по данной теме;
-организационный (сравнительный, комплексный) метод;
-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);
-объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);
-биографические (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации);
-психодиагностический (беседа).
Актуальность
Одной из актуальных патологий в настоящее время является артериальная гипертензия. Последнее обстоятельство связано как с широким распространением этого заболевания, так и с тем, что повышенное давление способствует развитию важнейших сердечно — сосудистых катастроф, приводящих к высокой смертности в России (инфаркт миокарда и мозговой инсульт).
Пациенты с повышенным давлением обычно имеют неблагоприятную наследственность и дополнительные факторы риска (сахарный диабет, снижение толерантности к глюкозе, повышенный холестерин), которые медленно, но верно выводят из строя сердце, почки, головной мозг и сосуды. Если к такому «букету» факторов добавить негативное воздействие вредных привычек (курение, алкоголь, переедание и гиподинамия), раннее наступление сердечно — сосудистых осложнений пациенту обеспечено даже при невысоких и умеренных цифрах давления.
Сегодня всем хорошо известно, что раз и навсегда излечить артериальную гипертонию невозможно, а применение антигипертензивных препаратов курсами крайне нежелательно, так как их отмена может привести к обострению заболевания. Выход только один — постоянно, изо дня в день держать под контролем уровень своего артериального давления.
Ежедневный контроль АД складывается из изменения образа жизни и приема лекарств, назначенных врачом. Коррекция образа жизни может быть единственным методом лечения и эффективна у пациентов с начальной стадией АГ. Кроме того, изменение образа жизни всегда рекомендуется пациентам, получающим антигипертензивные препараты, с целью снижения дозы лекарств.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2ст.
Глава 1 Теоретические основы артериальной гипертензии и роль медицинской сестры………………………………………………………….4ст.
1.1 Артериальная гипертензия………………………………………………...4ст.
1.1.1 Этиология………………………………………………………………...4ст.
1.1.2 Клиника…………………………………………………………………4ст.
1.1.3 Гипертонический криз………………………………………...............5ст.
1.2 Роль медицинской сестры при гипертонической болезни…………….7ст.
1.2.1 Особенности сестринского процесса…………………………………7ст.
1.2.2 Реабилитация пациентов при артериальной гипертензии………..8ст.
1.2.3 План профилактики гипертензии………………….............................9ст.
1.2.4 Доврачебная помощь и уход за пациентами во время гипертонического криза………………………………………………………………………….11ст.
Глава 2 Исследование артериальной гипертензии: реабилитация и профилактика………………………………………………………………13ст.
2.1 Кардиологическое отделение. Оснащение поста.
Значение деятельности медсестры в кардиологическом отделении……………………………………………………………………..13ст.
2.1.1 Значение деятельность медицинской сестры в кардиологическом отделении…………………………………………………………………….13ст.
2.1.2 Документация поста……………………………………………………15ст.
2.1.3 Медицинский иструментарий, медикаменты………………………15ст.
2.1.4 Дневник постовой медицинской сестры за суточным, плановым контролем АД у пациентов…………………………………………………18ст.
Заключение……………………………………………………………………25ст.
Список литературы………………………………………………………….26ст.
Приложение………………………………………………………………….27ст.
Департамент здравоохранения Вологодской области
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М.Амосова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему
«Роль медицинской сестры в реабилитации и профилактике при артериальной гипертензии»
Выполнил студент: | Мамулина Ольга Александровна специальность 060501«Сестринское дело», ОПОП СПО базовой подготовки, форма обучения очная, 3 курс 4группа ______________ (подпись) |
Руководитель: | преподаватель профессионального модуля БОУ СПО ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова», высшей квалификационной категории Манюкова Екатерина Валерьевна __________ (подпись) |
Рецензент: | преподаватель профессионального модуля БОУ СПО ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова», высшей квалификационной категории Морозова _________________ (подпись) |
«ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ»
Заместитель директора по учебной работе
высшей квалификационной категории _______________М.А.Жаров
(подпись)
Череповец - 2014
КУРСОВАЯ работа «Роль медицинской сестры в реабилитации и профилактике при артериальной гипертензии» Студент:Мамулина Ольга Александровна Специальность 060501 «Сестринское дело», ОПОП СПО базовой подготовки, форма обучения очная , 3 курс 4 группа Руководитель: Манюкова Екатериеа Валерьевна преподаватель профессионального модуля БОУ СПО ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова», высшей квалификационной категории Череповец - 2014 |
Роль медицинской сестры направлена на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека.
Согласно современным представлениям школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией должна отражать сферу интересов пациентов, однако речь не идет о том, чтобы основную ответственность за контроль над заболеванием переложить на плечи пациента и его родственников. Первичная ответственность, безусловно, остается за медицинскими работниками - врачами и медицинскими сестрами.
Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (наглядная реклама, медицинская популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были не только хорошо информированы сами о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Вместе с тем необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое замечание вызывает естественную в этой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будет воспринято или не будет выполнено. Известно, что в основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменению. С этих позиций советы медицинских работников превентивного характера (советы по образу жизни, привычка и т.п.) часто не воспринимаются пациентом, так как являются для него неосознанной потребностью. Как сделать эту потребность осознанной? Какие доводы привести, чтобы пациент задумался и принял правильное и действенное решение? В этом сложность профилактического консультирования. Пациент должен осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.
Процесс изменения поведения любого человека - сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение взрослых людей, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт. Более того, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребностей (покурить - расслабиться, поесть - снять стресс и прочее). Согласно известной теории изменения поведения, условно можно выделить несколько стадий формирования новых привычек. Каждая стадия может быть различной продолжительности, возможно как поступательный переход, так и регрессия, однако в зависимости от этих стадий тактику консультирования следует дифференцировать.
. Непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему нужно изменить привычки или почему ему советуют регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления). В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснения проблемы заболевании без глубокой детализации конкретных советов.
. Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят постепенный вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы. На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важна не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи, например при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы. Тогда совет, подкрепленный конкретной помощью, будет с большей вероятностью успешнее.
. Начало действий. Пациент решил начать новый образ жизни, изменить привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее. Очень важный этап, когда решение принято. Уже не требуется объяснять и аргументировать. Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой. Школа здоровья, обучение в группе позволяет обеспечить также необходимую социальную поддержку.
В задачу медсестры входят:
наблюдение за динамикой состояния больного,
соблюдение им диеты и режима,
правильностью приема лекарств.
особое внимание необходимо уделять пациентам, которые заболели впервые, мало знают о своем заболевании, не имеет опыта оценки своего состояния – в этой ситуации роль медицинской сестры может быть неоценимой. Она может помочь пациенту адекватно оценить симптомы болезни, особенности действия препаратов, их побочные эффекты. Может предостеречь о ненужной активности пациентов во время обострения болезни.
Очень важными компонентами сестринского вмешательства являются:
обучение пациента самоконтролю за своим состоянием и оказанию самопомощи при его ухудшении
члены семьи больного обучаются медсестрой приемам и правилам ухода
выполнению несложных медицинских манипуляций
оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния
Проблемы пациентов с гипертонической болезнью
Осведомленность о наличии повышенного АД
Знание факторов, способствующих повышению АД
Знание осложнений, к которым приводит артериальная гипертензия (гипертонический криз, инсульт, острый инфаркт миокарда)
Головные боли
Раздражительность, тревожные состояния
Нарушения сна
Снижение зрения
Необходимость соблюдения режима быта, труда, питания
Необходимость постоянного приема лекарственных препаратов;
При работе с пациентом, страдающим артериальной гипертензией медсестра должна убедить пациента в успехе проводимого лечения при соблюдении рекомендаций врача.
Действия сестры в связи с уходом за больными с гипертонической болезнью
Обучение пациентов методам расслабления для снятия напряжения и тревоги.
Проведение бесед:
а) о значении соблюдения режима труда и отдыха, пищевого режима;
б) о влиянии курения и приема алкоголя на уровень АД
в) о значении систематического приема лекарств и периодического посещения врача;
г) о принципах диетотерапии при артериальной гипертензии
Обучение пациентов и членов их семей:
а) определению частоты пульса и измерению АД
б) распознаванию первых признаков гипертонического криза;
в) оказанию первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе
Контроль за питанием и передачами родственников
Контроль массы тела пациента и его диуреза
Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (рациональное питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
Раздача лекарств пациентам, объяснение правил приема и контроль за регулярностью приема: этот пункт требует повышенного внимания, так как проявления гипертонической болезни у пожилых людей скудны, они склонны прекращать регулярное лечение (срабатывает знаменитое российское авось). В таком случае лучше снабдить пациента и его родственников простой и ясной инструкцией, когда и что принимать.
Подготовка больных к обследованию (анализы мочи, крови, ЭКГ. ФКГ и пр.)
Контроль за соблюдением пациентами двигательного режима
При нарушении мозгового кровообращения, приступе сердечной астмы уход осуществляется как за тяжелым больным, вынужденным соблюдать строгий постельный режим
Тактика медицинской сестры и близких больного при гипертоническом кризе
1.......................................Обеспечить пациенту полный физический и психический покой
2.......................................Измерить артериальное давление
3.......................................Вызвать врача
4.......................................Применять отвлекающие средства – горчичники на воротниковуюзону, горячие ножные ванны
5.......................................Принять пациенту тот препарат, который всегда помогал снизить артериальное давление
6.......................................Пиявки на сосцевидные отростки (в стационаре)
7.......................................Выполнение назначений врача
В период обострения больные нуждаются в стационарном лечении, а после выписке из стационара – в динамическом наблюдении, постоянной поддерживающей терапии.