Стадии инфекционного процесса

Инфекционные заболевания отличаются от соматических:

• контагиозностью, т.е. заразительностью

• цикличностью, т.е сменой периодов

Любое инфекционное заболевание проходит 4 стадии в своем развитии (периоды):

1. Инкубационный

2. Продромальный

3. Разгар

4. Исходы

Разберем более подробно:

Инкубационный период – (скрытый); период от заражения до появления первых симптомов. В организме человека в это время происходит размножение возбудителя. Жалоб и проявлений заболевания нет. По времени инкубационный период может быть различным: от нескольких часов (грипп); до нескольких дней (гонорея), нескольких месяцев (ВГ В до 6 месяцев); нескольких лет (лепра или проказа до 20 лет).

Продромальный период – (продрома – предвестники); клинические проявления, не специфические, общие для многих инфекционных заболеваний. К периоду продромы часть микроорганизмов может погибнуть, с выделением эндотоксинов; возникают явления общей интоксикации: недомогание, головная боль, слабость, нарушение сна аппетита, субфебрильная температура и т.д. Продолжительность продромального периода может составлять несколько часов или дней.

Период разгара -период развития основных симптомов и синдромов в т.ч. специфических (характерных) для данного заболевания. Например, при вирусных гепатитах появляется желтушное окрашивание кожи, моча становиться темной, кал – светлым, как белая глина.

Период исходов:

- выздоровление (реконвалесценция);

- летальный исход;

- осложнения;

- переход в хроническую форму;

- носительство;

- рецидив – обострение, возврат симптомов за счет оставшихся в организме возбудителей.

Классификация инфекционных заболеваний.

Общепринятой классификации инфекционных заболеваний – нет.

Используется классификация, в основе которой – механизмы передачи инфекций.

1.Кишечные инфекции:

Бактериальные– шигеллез, сальмонеллезы, эшерихиозы, брюшной тиф, ботулизм, ПТИ (пищевые токсикоинфекции) и т.д.

Вирусные - полиомиелит, вирусные гепатиты (ВГ А, ВГ Е)

Протозойные – лямблиоз, токсоплазмоз, амебиаз

Гельминтозы – энтеробиоз, аскаридоз и т.д.

2.Респираторные, инфекции дыхательных путей:

Бактериальные – дифтерия, скарлатина, коклюш, менингококковая, туберкулез, микоплазмоз

Вирусные – грипп, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, краснуха, герпес опоясывающий

3.Инфекции наружных покровов:

Бактериальные – сибирская язва, столбняк, газовая гангрена, сифилис, гонорея, хламидиоз, гарднереллез;

Вирусные – бешенство, простой герпес, цитомегалия, ящур;

Протозойные– трихомоноз;

Микозы – разноцветный лишай, кандидоз, актиномикоз;

Паразитарные – чесотка, педикулез.

4.Кровяные инфекции:

Бактериальные – чума, возвратный тиф, сыпной тиф;

Вирусные– ВИЧ – инфекция, вирусные гепатиты (ВГ В, ВГ С, ВГ Д), ГВЛ (геморрагические вирусные лихорадки), энцефалит клещевой;

Протозойные – малярия, лейшманиоз.

III. Контролирующий материал

1. Вопросы для подготовке по теме «Инфекционный процесс».

Графический диктант.

Понятийный диктант.

Тест-контроль.

Ответы.

1. Вопросы для подготовки по теме «Инфекционный процесс»:

1.Понятия: инфекционный процесс, инфекционное заболевание, носительство.

2.Свойства патогенных возбудителей.

3.Три фактора, влияющие на инфекционный процесс – назовите, приведите примеры.

4.Схема инфекционного процесса.

5.Три составляющие механизма передачи инфекции.

6.Что такое путь передачи инфекции?

7.Основные источники возбудителей инфекции.

8.Входные ворота для возбудителей инфекции.

9.Основные пути передачи и входные ворота при фекально-оральном механизме передачи инфекции.

10.Входные ворота, основные пути передачи при воздушном (аэрогенном) механизме передачи инфекции.

11. Кровяные инфекции – назовите механизм и пути передачи, входные ворота.

12.Входные пути и основные пути передачи при контактном механизме передачи.

13.Что такое вертикальный путь передачи?

14.Биологические и механические переносчики возбудителей инфекционных заболеваний.

15.Исскуственные и естественные пути передачи.

16.Понятия: эпидемиологический процесс, эндемия, пандемия.

17.Формы инфекционного процесса.

18.Понятия: реинфекция, вторичная инфекции, суперинфекция, смешанная инфекция, хроническая инфекция, бактериемия, септицемия.

19.Стадии инфекционного заболевания.

20.Понятия: рецидив, реконвалесценция.

21.Отличие инфекционных заболеваний от соматических.

22.Понятия: оппортунистические инфекции, особоопасные инфекции,

внутрибольничные инфекции.

Графический диктант.

(Ответить «да» или «нет»)

1. Патогенность- это заразительность.

2. Инфекция - с латинского «загрязнять», «заражать».

3. Пандемия - это всенародное заболевание.

4. При септицемии происходит размножение микроорганизмов в крови.

5. Трансплацентарный - это вертикальный путь передачи.

6. Водный и алиментарный путь - это одно и то же.

7. Хроническая инфекция по времени составляет 3 месяца и более.

8. Носительство - это крайняя степень инфекционного процесса.

9. Игрушки, пищевые продукты являются источником инфекции.

10. Птицы являются переносчиком орнитоза.

11. Для продромального периода характерны специфические синд­ромы.

12. Рецидив и реинфекция - это одно и то же.

13. Смешанная инфекция вызвана одновременным заражением несколькими видами м/о.

14. Навозная муха является биологическим переносчиком возбуди­телей кишечных инфекций.

15. Реконвалесцент может быть источником инфекции.

16. Патогенность и вирулентность - это одно и то же.

17. Путь передачи инфекции - это фактор внешней среды, где какое-то время существуют микроорганизмы.

18. Рецидив - это обострение, возврат симптомов, за счёт ос­тавшихся в организме возбудителей.

Понятийный диктант

(ответы найти в «Опорном конспекте» или в «Приложениях»)

1. Заболевание, при котором источником инфекции может быть только человек, называется ---­

2. У больного наблюдается высокая температура, головная боль,

рвота, ригидность затылочных мышц и другие симптомы, характерные

для менингита. Этот период заболевания называется ---

3. Через 10 лет после перенесенного сыпного тифа у больного без повторного заражения повторились симптомы этого заболевания.

Это является примером ---

4. Основным резервуаром бешенства в природе являются грызуны и хищные животные. Такие заболевания называются ---

5. У больного, находящегося в стационаре по поводу брюшного тифа, выявлена пневмония. Это является примером ---

6. Период инфекционного заболевания, в котором происходит размножение возбудителя в организме, но еще отсутствуют какие-либо клинические проявления заболевания, называется ---

7. У больного диагностирована гонорея и сифилис. Заражение произошло одновременно. Это является примером ---

8. Больной жалуется на общую слабость, недомогание, головную боль, тошноту, субфебрильную температуру и другие симптомы общей интоксикации. Такой период заболевания называется ---

9. После укуса клеща ребенок заболел энцефалитом.

Клещ в данном случае является ---

10. Через 6 месяцев после перенесенного брюшного тифа при полном клиническом выздоровлении из фекалий больного постоянно высевается возбудитель брюшного тифа S.typhi. Это является примером ---

11. Место, через которое возбудитель проникает в организм, называется ---

12. Через день после употребления немытых фруктов у больного появились клинические симптомы дизентерии. Такой механизм передачи называется ---

13. Отличием инфекционного заболевания от соматического являются ---

4. Тест – контроль

по теме « Инфекционный процесс »

(выбрать один правильный ответ).

1. Заболевание, при котором источником инфекции может быть только человек, называется:

А) зооноз

Б) сапроноз

В)зооантропоноз

Г) антропоноз

2.Экзотоксином называется:

А) токсичный белок, вырабатываемый клеткой при её жизни

Б) обезвреженный токсин

В) токсичный компонент клетки, освобождающийся при её гибели

Г) фермент, расщепляющий клеточную стенку.

3.У больного наблюдается высокая температура, головная боль, рвота, ригидность затылочных мышц и другие симптомы, характерные для менингита. Этот период заболевания называется:

А) период выздоровления

Б) период разгара

В) продромальный период

Г) инкубационный период

4. Хроническое инфекционное заболевание отличается тем, что его продолжительность составляет:

А) более полугода

Б) не более 3 месяцев

В) более 3 месяцев

Г) более одного месяца

5. При контакте с птицами можно заразиться орнитозом. Птицы в данном случае будут являться:

А) входными воротами инфекции

Б) источником инфекции

В) механизмом передачи

Г) переносчиком инфекции

6. Через 10 лет после перенесённого сыпного тифа у больного без повторного заражения повторились симптомы этого заболевания. Это является примером:

А) суперинфекции

Б) рецидива

В) повторной инфекции

Г) смешанной инфекции

7. После укуса клеща ребёнок заболел энцефалитом.

такой путь передачи называется:

А) трансмиссивным

Б) контактным

В) фекально-оральным

Г) парентеральным

8. Основным резервуаром бешенства в природе являются грызуны и хищные животные; такие заболевания называются (по биологическому принципу):

А) зоонозы

Б) зооантропонозы

В) сапронозы

Г) антропонозы

9. У больного, находящегося в стационаре по поводу брюшного тифа, выявлена пневмония. Это является примером:

А) суперинфекции

Б) повторной инфекции

В) вторичной инфекции

Г) бактерионосительства

10. Период инфекционного заболевания, в котором происходит размножение возбудителя в организме, но ещё отсутствуют какие – либо клинические проявления заболевания, называется:

А) периодом выздоровления

Б) периодом разгара

В) инкубационным

Г) продромальным

11. У больного диагностирована гонорея и сифилис. Заражение произошло одновременно. Это является примером:

А) рецидива

Б) смешанной инфекции

В) суперинфекции

Г) повторной инфекции

12. Больной жалуется на общую слабость, недомогание, головную боль, субфебрильную температуру и другие симптомы общей интоксикации; такие симптомы, как правило, характерны для:

А) периода разгара

Б) продромального периода

В) инкубационного периода

Г) периода выздоровления

13.Эндотоксином называется:

А) токсичный компонент клетки, освобождающийся при её гибели

Б) фермент, расщепляющий клеточную стенку

В) обезвреженный токсин

Г) токсичный белок, вырабатываемый клеткой при её жизни

14.После укуса клеща ребёнок заболел энцефалитом; клещ в данном случае является:

А) источником инфекции

Б) входными воротами инфекции

В) переносчиком инфекции

Г) механизмом передачи

15. Больной жалуется на общую слабость, разбитость, субфебрильную лихорадку, головную боль, боли в мышцах, повышенную утомляемость снижение аппетита; всё это является симптомами:

А) тифозного статуса

Б) сердечно-сосудистой недостаточности

В) менингита

Г) общей интоксикации

16. Через 6 месяцев после перенесённого брюшного тифа при полном клиническом выздоровлении из фекалий больного постоянно высевается возбудитель брюшного тифа S.typhi; это является примером:

А) вторичной инфекции

Б) бактерионосительства

В) повторной инфекции

Г) суперинфекции

17. Место, через которое проникает возбудитель в организм, называется:

А) механизм передачи

Б) фактором передачи

В) восприимчивым организмом

Г) входными воротами инфекции

18. Через день после употребления немытых фруктов у больного появились клинические симптомы дизентерии; такой механизм передачи называется:

А) парентеральным

Б) контактным

В) фекально – оральным

Г) трансмиссивным

19.Отличием инфекционного заболевания от соматического является:

А) отсутствие периодов заболевания

Б) продолжительность заболевания

В) заразность заболевания

Г) отсутствие иммунитета

20. Примером контактного механизма передачи инфекции является:

А) укус комара – переносчика малярии

Б) контакт с больным при смене повязки

В) вдыхание взвешенных в воздухе пылевых частиц, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний

Г) ничего из перечисленного

Ответы

Графический диктант.

«ДА» 2, 3, 4, 5, 7, 13, 15, 17, 18.

«НЕТ» 1, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16.

Понятийный диктант.

1. антропоноз

2. период разгара

3. рецидив

4. зоонозы

5. вторичные инфекции

6. инкубационный период

7. смешанная инфекция

8. продромальный период

9. переносчиком

10. бактерионосительство

11. входные ворота

12. фекально-оральный

13. заразительность и цикличность.

Тест – контроль

1 Г 6 Б 11 Б 16 Б
2 А 7 А 12 Б 17 Г
3 Б 8 А 13 А 18 В
4 В 9 В 14 В 19 В
5 Б 10 В 15 Г 20 Б

Критерии оценок:

До 10% ошибок – «5»

До 20% ошибок – «4»

До 30% ошибок – «3»

IV. Список литературы

I.Основная:

1. Двойников С. с соавт. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии. М., АНМИ, 2005.

2. Кулешова П. с соавт. Инфекционный контроль в лечебно- профилактических учреждениях. Ростов на Дону, Феникс, 2003.

3. Малов В. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. М. Мастерство, 2001.

II. Дополнительная:

1. Бурмистров А. ВИЧ-инфекция и СПИД. М., ВУНМЦ, 2000.

2. Васильев В. с соавт. Практика инфекциониста, Минск, 1993.

3. Покровский В. с соавт.. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение. М.: Медицина, 2000.

4. Рахманова А. ВИЧ-инфекция: клиника и лечение. СПб., 2000.

5. Рахманова А. Справочник по инфекционным болезням. СПб., 1999.

6. Соринсон С. Вирусные гепатиты. СПб., 1998.

7. Шкарин В. ВИЧ/СПИД-инфекция. Н.Новгород, НГМА, 1999.

8. Эмонд Р. с соавт. Инфекционные болезни. М.: Медицина, 1998.

9. Ющук Н. Заразные болезни человека, М., Медицина, 1997.

V. Приложения

Наши рекомендации