Исторические принципы и модели медицинской этики

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Н.П.ПЕТРОВА

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА

Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело»

Гомель

ГомГМУ

УДК

ББК

П

Рецензент:

К.м.н., доцент кафедры общественно-гуманитарных наук учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»

М.Е.Абраменко

Петрова Н.П.

П Медицинская этика. Медицинская эмблематика: Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело» / Н.П.Петрова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2010. ― с.

ISBN

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: «История медициной этики. Медицинская эмблематика». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол №

УДК

ББК

ISBN

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

«Лечи каждый день, помогай каждый час, утешай каждую минуту».

Медицинская поговорка

Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но сталкивается и с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания.

Этика как наука помогает понять наши действия и поступки. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный.

Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Медицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНОЙ ЭТИКИ

Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа.

С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами своих господ».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает в медицине особое место.

Этика –учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Слово «этика» произошло от греческого ethos ― обычай, нрав. Термин «этика» был предложен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным сле­дует считать принцип гуманизма.

Гуманизм— это воззрение, рассматривающее человека как высшую цен­ность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Несмотря на то, что сам термин «гуманизм» возникает лишь в эпоху Возрождения, идея гуманности (человеко­любие как добродетель, как определенная нравственная ценность) формируется уже в середине первого тысяче­летия до н. э., встречается в Библии, у Гомера, в древ­неиндийских, древнекитайских, древнегреческих философ­ских источниках VI—IV вв. до н. э. В этот исторический период врачи Древней Греции давали этическое обязательство — «Клятву» Гиппократа (460—377 гг. до н. э.). Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

У Гиппо­крата идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни во­шел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причине­ния всякого вреда и несправедливости...». К ярчайшим проявлениям гуманизма этики Гиппо­крата следует отнести заповеди о врачебной тайне и о без­условной ценности любой человеческой жизни.

Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выпол­нять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Подтверждением этой истины явилась организация в 1981 г. движения «Врачи мира за предотвра­щение ядерной войны». В движении врачей планеты про­тив угрозы ядерной войны в широчайших исторических масштабах проявился нравственный принцип заповеди ме­дицины о ценности человеческой жизни, заповеди, являю­щейся подлинным началом профессиональной медицинской этики.

Медицинская этика требует уважать страдания чело­века, даже если речь идет о плененном враге, что отражено в Международной конвенции Красного Креста об отноше­нии к военнопленным (1929 г.).

Основа и содержание принципа медицинского гуманизма в современных условиях раскрывается через этическое от­ношение врача, каждого медицинского работника к боли, страданиям, болезням и здоровью человека, к открытости, незащищенности в условиях врачевания внутреннего мира, частной жизни пациента.

Из истории медицины известно, что еще в 3 веке до н.э. в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») нашли отражение вопросы отношения врача к больному и взаимоотношений между врачами. О личности врача здесь сказано, что он должен быть скромным в жизни и в поведении, не выставлять на показ свои знания и не подчеркивать, что другие знают меньше тебя.

Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Врач в глазах пациента не должен ставить под сомнение профессионализм коллеги. Ситуацию с коллегой необходимо обсудить очно и наедине.

Уважительно врачи должны относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Уважительные отношения с медсестрами особенно молодому специалисту позволяют многому научиться и избежать массы ошибок.

Категории медицинской этики:

1. Равенство и справедливость.

2. Благо и добро.

3. Профессиональный долг.

4. Ответственность.

5. Честь, достоинство, совесть.

Принципы и категории этики — это ее теоретический аппарат.

Равенство и справед­ливость.

Медицинская эти­ка требует видеть в больном, прежде всего больного, уста­навливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицин­ских услуг» в обществе.

Никто из медиков не вправе забывать, что в стационаре и в поли­клинике (диспансере) они всегда имеют дело с массой больных, значительная часть работы с каждым из которых (лечение каждого) осуществляется на глазах у окружаю­щих. Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «ра­венство». Прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызы­вающей демонстрацией медиками аморального поведения.

В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пони­манием отнесется к любому случаю справедливого нерав­ного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.

Благо и добро.

Эти категории близки по смыслу, но не тождественны.

В медицинской практике, прежде всего, следует обра­тить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больно­го, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболе­вания — все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия чело­века не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном челове­ке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.

Благо больного — приоритетнейшая цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной в известном смысле олицетворяет категорию «бла­га», а врач (медик) — категорию «добра».

Категория «долг» наи­более непосредственно отражает единство общественного и личного в понятиях морали.

Категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед своей профес­сией и перед обществом.

В представлении больного образцовый врач — это чело­век долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного дол­га. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».

Верность профессио­нальному долгу требует и мудрости, и своего рода мораль­ной стойкости, моральной закаленности. В этом случае, говоря о мудрости, мы имеем в виду меру развития, зре­лости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, а главное — способность делать разумные выводы не только из собственных успехов, но и из ошибок. Под моральной стойкостью следует понимать приобретение врачом своеобразного нравствен­но-этического опыта в преодолении различного рода иску­шений.

Категория «ответственность». От­ветственность есть конкретная мера долга. Общепризнанным считается, что ответственность ме­диков в их деле огромна. У от­дельных людей порой складывается гипертрофированное представление об ответственности медицинских работников.

Ответственность — не­сомненно важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессиона­лизм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется затем во мно­жестве конкретных деонтологических императивов, напри­мер, таких: ни при каких обстоятельствах не нару­шать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.

Понятие профессиональ­ной ответственности в медицине имеет также юридический смысл.

Категории: честь, достоинство, совесть.

Понятие «чести» отражает оценку личности обществом, а также отношение самой личности к этой оценке. Не уронить себя в глазах других людей, прежде всего своей социальной группы, профессионального окружения — внутреннее зако­нодательство каждого человека. Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. Чувство профессиональной чести должно быть у студента-медика уже на I курсе. В профессиональном чувстве чести меди­цинских работников, как в едином сплаве, заключается и гордость за медицинский гуманизм, и сознание огромной социальной значимости медицинского труда, и вера в силу научного медицинского звания.

Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции ме­дицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.

Как и всякому челове­ку, врачу дорого самоуважение. Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у сту­дента-медика сразу, оно является плодом внутрен­ней духовной работы, нравственного самовоспитания.

Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, сво­бода нравственных решений — слагаемые личного до­стоинства человека. Сознание и чувство личного досто­инства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.

Отношения медиков с больными требуют особого так­та, соблюдения своеобразного этикета. Ог­ромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Целью воспитания (и самовоспитания) является выработка сознания и чувства собственного до­стоинства, которые определяют в итоге правила профессио­нального этикета врачей, медицинских сестер.

Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть— это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни

Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской прак­тикой. Делом со­вести врача является постоянная самооценка своего отно­шения к медицине — к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.

Исторические принципы и модели медицинской этики.

Медицинская этика весьма динамична, поэтому необходимо постоянно уделять пристальное внимание самым разным ее аспектам. Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

1. Модель Гиппократа и принцип “не навреди”.

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.). Они лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов - «не навреди». В “Клятве” говорится: “Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости”. Принцип “не навреди” фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу, ни много ни мало — свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе “модели Гиппократа” служит “Клятва врача Республики Беларусь».

Модель Парацельса и принцип («делай добро») - модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

«величайшая основа лекарства – любовь».
Парацельс учил своих учеников: “Сила врача — в его сердце…»; «важнейшая основа лекарства — любовь”;, «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть справедливым человеком».

3.Деонтологическая модель и принцип “соблюдения долга”.

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или “деонтологическая модель”.

Термин “деонтология” (от греч. deontos — должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики — врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность “должных” правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:

“хирургия для больных, а не больные для хирургии”;

“делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;

“для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;

“идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного”;

“информирование больного”, которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н. Петрова “информирование” должно включать не столько “адекватную информацию”, сколько внушение “о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции”.

Принцип “соблюдения долга” — основной для деонтологической модели. “Соблюдать долг” — это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию “долга”, то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

4. Биоэтика и принцип “уважения прав и достоинства человека”.

Бурное развитие науки и технологии в XX веке и привело к тому, что наука и, в частности, биология и медицина получила колоссальные возможности вмешиваться в существование биологических объектов и человека. Это позволило наряду с надеждами высказать и опасения, связанные с границами допустимого манипулирования биологическими процессами, особенно имеющими отношение к людям.

Рождению биоэтики способствовало сочетание факторов. Во-первых, медицинские эксперименты нацистов на узниках концентрационных лагерей усилили обеспокоенность относительно уязвимости людей в медицинских исследованиях. Во-вторых, в связи со стремительным прогрессом медицины, в том числе охраны репродуктивного здоровья, трансплантации органов и генетики, возникли вопросы о цели и пределах медицинских технологий. В-третьих, послевоенные движения за гражданские права привели к усилению внимания к нарушению соотношения сил между врачами и пациентами и к вытекающей из этого необходимости расширить возможности пациентов контролировать свои решения относительно медицинской помощи.

Поэтому в 60-70-х годах ХХ века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.

Биоэтика — междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Формирование и развитие биоэтики связаны с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики, в частности. Они обусловлены прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Таким образом, биоэтика – это система знаний о взаимоотношениях врача и пациента.

Авторство термина “биоэтика” принадлежит Вану Ренсселеру Поттеру, который в 1971 году в своей книге “Биоэтика: мост в будущее” определил эту дисциплину как “соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей”. Он предлагал рассматривать биоэтику как своеобразный вид знания, задача которого – указать, как именно следует применить данные науки для достижения социальных благ. С его именем связывают взгляд на биоэтику как на науку о выживании.

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение “основного вопроса” медицинской этики — вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня же остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не “вторичное” участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента. Среди них — информационная, совещательная, интерпретационная. Каждая из них является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.

Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты).

Этические комитеты (комиссии) - разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.
Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

Основные проблемы медицинской этики:

Наши рекомендации