Современный этап развития сестринского дела в россии

Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, услуги которого рассматриваются как наиболее ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Однако отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной.
Особо отмечается резолюция 1-го Всероссийского съезда средних медицинских работников, который рассмотрел проект государственной программы развития сестринского дела в РФ. Ключевая концепция, делающая упор на совершенствование области сестринского дела, заключается в определении такой роли медсестры, которая соответствовала бы нуждам здоровья людей больше, чем нуждам системы здравоохранения. Это означает фундаментальную перестройку концепции традиционной роли медсестры как лица, обслуживающего врача, и «девочки на побегушках».
Она должна быть хорошо образованным профессионалом, чем уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствуется всеми коллегами, и кого считают равным партнером в медицинской бригаде. Основной ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры.
В наше время в России возникают медицинские общины нового типа, основанные на религиозных принципах. 1 сентября 1992 года по решению Главного медицинского управления г. Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение - Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. 9 сентября того же года его освятил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Основной его задачей является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок, желающих сочетать учебу с активной церковной жизнью. В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление. После подобной практики у абитуриентов не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности. Студенткам запрещено пользоваться косметикой, курить, употреблять спиртные напитки или ходить в брюках, они обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). В данном случае при наличии здравого духовного руководства эти ограничения призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой для полноты духовной жизни. Аналогичное сестричество во имя святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны было создано 16 июля 1991 года при другом московском храме Митрофания Воронежского. У обеих общин сходная структура управления: во главе - духовник, от мнения которого зависит решение основных вопросов; организационные моменты разбираются на собрании сестричества, рабочим органом которого является Совет, куда входят главная и старшие сестры. Аналогичные учреждения возникают сейчас в различных городах России и ближнего Зарубежья: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске и т. д., то есть прерванная в XX веке традиция сестринского дела активно возрождается.
С 1992 года в России работает Ассоциация медицинских сестер.
В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.
В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.
В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».
Реструктуризация сестринских служб на различных уровнях управления продиктована теми переменами, которые происходят сегодня в сестринском деле в целом по России.
Работая с пациентами и вовлекая в лечебный процесс родственников, социальных работников, каждая медицинская сестра должна быть не только профессионалом, но и психологом, чутким, внимательным, добрым и наблюдательным.
Сестринскому персоналу ежедневно приходится строить взаимоотношения с пациентами, которые обеспокоены своим здоровьем или здоровьем близких им людей. Таких пациентов нужно уметь выслушать, вникнуть в их проблемы. Умение выслушать пациента помогает медицинской сестре установить контакт с ним.


2.5. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА в Российской Федерации на 2010-2020 годы
(по материалам на III Всероссийского съезда средних медицинских работников. 15-16 октября 2009г.). Извлечения. (см. полностью проект Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (2010-2020 гг.))

Сроки и этапы реализации
Первый этап: 2010-2015 гг.
Будут подготовлены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющие дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, внедрения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи. Будет завершена разработка профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, начата информатизация деятельности сестринского персонала, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам. Будут осуществлены подготовительные мероприятия по переходу на новую систему организации медицинской помощи, будет сформирована интегративная система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике; будут разработаны и внедрены программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и патологических состояний специалистами со средним медицинским образованием. Будет продолжена реализация национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий; повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование медицинской помощи матерям и детям; совершенствование онкологической помощи, снижение заболеваемости и смертности; обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных с туберкулезом, проведение профилактических мероприятий, снижение заболеваемости и смертности; совершенствование медицинской помощи детям-инвалидам; диспансеризация детей-подростков, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; перинатальная диагностика наследственных заболеваний; формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации; развитие службы крови и донорства; снижение заболеваемости и смертности от социально значимых заболеваний.

Второй этап: 2016-2020 гг.
Предполагается повышение статуса специалиста со средним медицинским образованием, будет создана система социальной защиты медицинского работника, будет осуществлен поэтапный переход к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи. Будет проведена повсеместная компьютеризация рабочих мест, будут созданы федеральная база данных по используемым сестринским технологиям в ЛПУ, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения.
Исполнители основных мероприятий Программы:
Профильная комиссия Экспертного совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью;
Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации;
Профессиональные общественные организации специалистов со средним медицинским образованием.
Источники финансирования:
Средства федерального бюджета,
средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, средства профессиональных общественных организаций специалистов со средним медицинским образованием, средства из других источников, не противоречащих законодательству РФ.
1. Общие положения
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. определила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела.
В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

2. Современное состояние сестринского дела в РФ

2.1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
В системе здравоохранения работает более 1349,3 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 94,9. Соотношение «врач - средний медицинский персонал» составляет 1:2,2.
Среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением следует отметить низкую заработную плату средних медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкие социальную защищенность и престиж профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего сестринского и среднего медицинского и фармацевтического образования современным потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания, отсутствие системы непрерывного медицинского образования (НМО), низкую информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.
От сестринского персонала требуется не только высокий профессионализм, но и умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с коллегами и больными. Учитывая большое значение этического начала в медицине и здравоохранении на современном этапе и то, что реформирование сестринского дела подтвердило возможность автономии профессии медицинской сестры, возникает необходимость пересмотра, дополнений и уточнений юридического статуса медицинской сестры России, законодательно закрепленного распределения полномочий между медицинской сестрой и врачом.

2.2. Ресурсное обеспечение деятельности специалистов со средним медицинским образованием
Современное ресурсное обеспечение развития здравоохранения осуществляется в ситуации динамичного разграничения ответственности муниципальных и государственных структур. Следует отметить, что материально-техническая база учреждений здравоохранения значительно разнится по уровням учреждений здравоохранения. Сложно требовать исполнения технологий, если материально-техническое оснащение деятельности не соответствует.
Финансовые потоки, которые направляются в ЛПУ, в самую последнюю очередь направляются на изменение условий работы сестринского персонала.

2.3. Инновационное обеспечение деятельности специалистов со средним медицинским образованием
На сестринский персонал возложена обязанность обеспечения обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.
С каждым годом увеличивается количество экспериментальных площадок по внедрению новых организационных сестринских технологий... Накоплен опыт по внедрению сестринских технологий, ведению сестринской документации.
Имеется положительный опыт профилактической работы медицинских сестер в медико-профилактических отделениях, акушерок в кабинетах планирования семьи. Активнее стал участвовать сестринский персонал в проведении занятий в «Школах пациентов», «Школах активного долголетия», школах «Здоровье для здоровых», «Астма-школах», «Школах диабета», «Артериальная гипертония» и др.
Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, технологий выполнения простых медицинских услуг и стандартов.

2.4. Система управления сестринским делом
В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ в 2008 г. введена должность главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью, который вошел в состав Экспертного совета по здравоохранению Минздравсоцразвития России.
В феврале 2009 г. была создана Профильная комиссия Экспертного Совета по здравоохранению по управлению сестринской деятельностью, которая обеспечила как иерархическую связь подчинения, так и систему взаимосвязи министерства, главного внештатного специалиста Российской Федерации, главного специалиста региона, области и др., определила горизонтальные связи с учебными и научными заведениями, общественными организациями. Комиссия будет выполнять функции координирующего органа, она определяет современные стратегические направления развития сестринского дела, взаимодействует с главными специалистами и органами управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам перспектив развития и совершенствования сестринского дела.
В апреле 2009 г. приказом зам. министра Минздравсоцразвития России был восстановлен институт главных внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью федеральных округов, по сути, создана вертикаль управления сестринской деятельностью.
При этом в номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. В штатных расписаниях больниц вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом.
В марте 2009 г. создана Всероссийская общественная организация Союз директоров медицинских и фармацевтических учреждений среднего профессионального образования.
Все это создает условия для четкой и целенаправленной деятельности в области подготовки и эффективного использования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

3. Цели и задачи Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
Создание правовых, организационных, экономических условий развития сестринского дела в Российской Федерации, улучшение качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективное использование ресурсов здравоохранения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения:
• формирование мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
• совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей роль и функции (характеристику правового статуса) специалистов сестринского дела в системе российского здравоохранения;
• развитие системы государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения;
• анализ кадрового обеспечения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием лечебных учреждений в субъектах РФ и по федеральным округам;
• проведение анализа действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием и обоснование предложений по ее совершенствованию;
• подготовка стандартов профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
• совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений и навыков, а также по результатам труда;
• повышение качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием через систему непрерывного сестринского образования;
• формирование информационной инфраструктуры в профессиональной сестринской среде при их профессиональной подготовке;
• обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела;
• развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.

4. Основные направления Программы развития сестринского дела в Российской Федерации

4.1. Развитие кадровой политики и профессионального образования сестринского персонала
Развитие кадровой политики заключается:
• в восполнении кадрового дефицита путем формирования механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов;
• развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
• определении субсидиарной ответственности региона (в т.ч. финансовой), муниципалитетов в последипломной подготовке специалистов сестринского дела;
• улучшении качества подготовки в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела путем совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе, обеспечения соответствия государственного образовательного стандарта медицинских специальностей профессиональному стандарту и потребностям ЛПУ;
• использовании сестринских кадров не только с учетом структуры потребностей учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и с учетом уровня образования специалистов;
• восстановлении престижа профессии через материальную заинтересованность, достойную дифференцированную оплату труда, систему льготного кредитования жилья и т.п.;
• обеспечении интеллектуализации и развития творческих способностей сестринских кадров, рассматривая финансовые затраты на это как долгосрочные инвестиции в развитие здравоохранения.

4.2. Определение ресурсного обеспечения развития сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения
Бюджетные ресурсы должны быть задействованы системой здравоохранения в первую очередь на формирование условий для повышения эффективности оказания медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, на совершенствование системы управления сестринской деятельностью и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, для их активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона. Средства субъектов федераций, отдельных ЛПУ должны быть направлены на приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала.
При планировании расходов на здравоохранение при введении унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо включать в расчетную стоимость сестринские услуги. Необходимо совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств.

4.3. Развитие современных технологий сестринской деятельности
В соответствии с задачей по развитию сестринского дела в РФ по формированию условий для усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной помощи населению путем совершенствования нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих качество медицинской, медико-санитарной помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами, предусматривается:
- на первом этапе (2010-2015 гг.) осуществить разработку стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи, начать внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам медицинской помощи;
- на втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.) предполагается поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданной инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения, информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона.

4.4. Развитие системы управления сестринской деятельностью
На первом этапе необходимо осуществить приведение в соответствие с современными требованиями приказов, регулирующих вопросы штатного расписания и штатных нормативов, положения об ЛПУ, главной медицинской сестре и другом персонале со средним медицинским образованием с учетом современных компетенций и профессиональных стандартов; координацию работы по созданию стандартов и технологий сестринской деятельности в Российской Федерации, их законодательному закреплению; разработку пакета документов по аккредитационным и лицензионным критериям оценки ЛПУ в области сестринского дела.
Качественным показателем профессионального уровня медицинских работников являются аттестация и сертификация специалистов, для единообразного проведения процедуры которых необходимо на первом этапе разработать единые требования к аттестации специалистов сестринского дела с учетом требований единых стандартов и новых технологий сестринской помощи, а также сформировать банк тестовых заданий в соответствии с номенклатурой специальностей для проведения контроля уровня знаний.

4.5. Развитие научной деятельности в области сестринского дела
Для реализации мероприятий, направленных на улучшение профессионального статуса медицинских сестер, необходимо на первом этапе провести исследования и представить научно обоснованные факты по оценке эффективности деятельности сестринских служб, безопасности сестринских вмешательств, целесообразности участия в лечебно-диагностических реабилитационных, профилактических мероприятиях; провести исследования причин дефицита и текучести медицинских кадров, показать возможные прогнозы этих негативных явлений и их влияние на качество медицинских услуг, профессиональную деятельность медицинских сестер и функционирование системы здравоохранения в целом, получить шифр научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе РФ.
На втором этапереализации Программы необходимо провести разработку научно обоснованных образовательных стандартов по специальностям, программ обучения и контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации. Необходимо обеспечить подготовку специалистов сестринского дела, способных решать проблемы и применять технологии сестринского процесса на рабочем месте, умеющих работать в условиях чрезвычайных ситуаций и на современной медицинской аппаратуре, обладающих знаниями, умениями и навыками для обеспечения пациенту всестороннего комплексного ухода, проведения реабилитационных мероприятий, владеющих основами этики, психологии права.
4.6. Обеспечение создания единой информационной среды
Современное развитие любой отрасли немыслимо без применения информационных и телекоммуникационных технологий. В сфере оказания сестринской помощи они должны быть направлены на информирование пациентов по условиям предоставления медицинской помощи, в том числе и на сестринские услуги, на информационную открытость функционирования системы здравоохранения, на повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, на формирование единого информационного пространства, регламентированного единой системой стандартов и технологий услуг, на информационную поддержку специалистов с помощью инфокоммуникационных систем, включая дистанционные консультативные системы, электронные истории болезни, программно-аппаратные комплексы диагностики, системы контроля качества и пр.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности
Реализация Программы создаст возможности... решения приоритетных вопросов сестринского дела, в частности:
1. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов с высшим сестринским образованием, медицинских сестер с углубленной подготовкой и базовым образованием.
2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела.
3. Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения.
4. Реализация предложений по развитию кадрового потенциала специалистов сестринского дела. Увеличение соотношения «врач - сестра» до 1:3 к 2012 г.
5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
6. Повышение эффективности проведения процедур аттестации и сертификации специалистов сестринского дела.
7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест.
8. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала.
9. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи.
10. Формирование многоуровневого сестринского образования в системе непрерывного образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности.
11. Подготовка конкурентоспособных специалистов такого уровня и качества, которые отвечали бы текущим и перспективным потребностям общества, а также необходимости рационального использования бюджетных средств.
12. Достижение соответствия между потребностями рынка сестринских услуг, уровнем оказания медицинской помощи и объемами подготовки специалистов. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины.

Наши рекомендации