Организация ветеринарного надзора по охране территории страны от заноса заразных болезней животных из иностранных государств

Обширные внешнеторговые связи (завоз из-за границы племенных, пользовательных, зоопарковых, спортивных, убойных животных, различных продуктов животного происхождения) обусловливают необходи­мость осуществления строгого государственного ветеринарного надзора. Ответственность за организацию государ­ственного ветеринарного контроля в пунктах пропуска через госу­дарственную границу и охрану территории Российской Федера­ции от заноса заразных болезней из иностранных государств воз­ложена на Министерство сельского хозяйства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г.). Утверждено Положение о государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных бо­лезней животных из иностранных государств.

В соответствии с положением государственный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через границу и охрану территории России от заноса заразных болезней осуществляют:

- федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора;

- территориальные органы Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору;

- пограничные контрольные ветеринарные пункты в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на автомобильных дорогах и почтамтах;

- Республикан­ская ветеринарная экспедиция по борьбе с особо опасными болез­нями;

- научно-исследовательские ветеринарные учреждения и госу­дарственные ветеринарные лаборатории в субъектах Российской Федерации.

Пограничному государственному ветеринарному надзору под­лежат перевозимые любым видом транспорта и всеми видами от­правлений следующие объекты:

- животные всех видов (включая птиц, пушных зверей, лабора­торных, зоопарковых, домашних животных, морских зверей, пчел, рыб, других гидробионтов, эмбрионы и сперму животных, опло­дотворенную икру);

- продукция животного происхождения (мясо, мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, продукты пчеловод­ства, шкуры, шерсть, пушнина, пух, перо, эндокринное и кишеч­ное сырье, кровь, кости и другие виды сырья);

- корма для животных;

- ветеринарные препараты, биологические материалы и предме­ты коллекционирования животного происхождения.

Основные задачи пограничного государственного ветеринарно­го надзора:

- контроль за соблюдением ветеринарных правил при междуна­родных перевозках подконтрольных грузов, за ввозом и вывозом за рубеж возбудителей особо опасных болезней животных, биологичес­ких и химико-фармацевтических средств ветеринарного назначе­ния и испытанием образцов зарубежных ветеринарных препаратов;

- определение совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти пунктов пропуска через Государственную границу РФ подконтрольных грузов, орга­низация в этих пунктах ветеринарного надзора;

- разработка общегосударственных программ по охране от заноса из иностранных государств и распространения на территории Рос­сийской Федерации заразных болезней животных, контроль за их выполнением на местах, а также проведением защитных ветери­нарных мероприятий в пограничной зоне;

- разработка проектов инструкций, положений, наставлений, правил и других нормативных документов по вопросам осуществ­ления ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государ­ственную границу и охраны территории России от заноса зараз­ных болезней животных из иностранных государств;

- разработка ветеринарных требований при закупке и ввозе из иностранных государств всех видов животноводческих грузов, ус­ловий перевозки, переработки и использования их внутри страны;

- участие в разработке унифицированных правил отбора и лабо­раторных методов исследований возбудителей особо опасных бо­лезней животных;

- контроль за ветеринарно-санитарным состоянием автомобиль­ного транспорта, судов, самолетов, вагонов, контейнеров, склад­ских помещений, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок и других специальных сооружений перед погрузкой и после выгрузки животноводческих грузов, дезинфекционных и промывочных комплексов, а также за сбором и утилизацией сепа­рации в международных морских и воздушных портах, на погра­ничных железнодорожных станциях и автотрассах.

В соответствии с Положением о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную гра­ницу РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г., пограничные контрольные ветеринарные пунк­ты применяют следующие методы контроля:

- проверка документов в целях установления их принадлежнос­ти, достоверности содержащихся сведений, правильности их оформления, определения соответствия ввозимой продукции тре­бованиям международных договоров РФ, касающихся карантина животных;

- устный опрос физических лиц, в том числе представителей организаций, владельцев товаров, животных в целях предотвраще­ния заноса и распространения особо опасных болезней животных;

- получение пояснений для дополнительной информации о гру­зах и животных;

- наблюдение (целенаправленное, систематическое или разовое наблюдение за территорией пунктов пропуска, физи­ческими лицами, транспортными средствами, грузами, животны­ми);

- сопровождение транспортных средств, грузов, животных в це­лях исключения бесконтрольной погрузки, выгрузки грузов, жи­вотных;

- осмотр транспортных средств, грузов, животных, продукции животного происхождения в целях выявления возбудителей болез­ней животных, обнаружения недоброкачественной продукции животного происхождения;

- досмотр транспортных средств, грузов, животных; включает обследование в целях предупреждения и пресечения нарушений федерального законодательства и международных договоров РФ, обнаружения незаконно перемещаемых через границу грузов, жи­вотных, определения необходимости обеззараживания транспорт­ных средств, грузов;

- осмотр помещений и территорий пунктов пропуска через гра­ницу. Проводится для обнаружения незаконно перемещаемых грузов, животных;

- отбор проб (образцов) для исследования. Проводится в целях установления их качества, соответствия требованиям технических регламентов, выявления возбудителей заразных и массовых неза­разных болезней животных, недоброкачественной продукции жи­вотного происхождения.

Пограничный государственный ветеринарный контроль имеет право:

- проводить осмотр поступающих из иностранных государств и вывозимых за границу подконтрольных грузов и принимать реше­ние о возможностях и условиях дальнейшей их перевозки;

- беспрепятственно входить на территорию морских и речных портов (пристаней), аэропортов, железнодорожных станций, поч­тамтов, карантинных баз, погрузочно-разгрузочных площадок, других хозяйств, различных предприятий и организаций незави­симо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, отдельных лиц, а также предприятий, занимаю­щихся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импорт­ными перевозками подконтрольных грузов;

- получать от администрации таможен, морских и речных портов (пристаней), аэропортов, железнодорожных станций и других организаций все необходимые сведения о прибывающих, храня­щихся и отправляемых грузах животного происхождения и соот­ветствующие документы;

- задерживать подконтрольные грузы, ввозимые на территорию Российской Федерации без разрешения Федерального органа ис­полнительной власти в области ветеринарного надзора и соответ­ствующих ветеринарных сертификатов, приостанавливать или запрещать разгрузку, погрузку и транзит этих грузов при наруше­ниях ветеринарных условий их поставок;

- давать обязательные для исполнения предписания об устране­нии обнаруженных нарушений ветеринарных правил при пере­возках подконтрольных грузов, принимать решение о порядке ре­ализации или уничтожении конфискованных подконтрольных грузов;

- отбирать пробы продукции животного происхождения для дос­мотра и последующих лабораторных экспертиз.

Разрешение на импорт, экспорт и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных грузов животного проис­хождения дает Федеральный орган исполнительной власти в обла­сти ветеринарного надзора.

Пограничные контрольные ветеринарные пункты выдают вете­ринарные сертификаты и ветеринарные свидетельства, оформля­ют другие документы при импорте, экспорте и транзите подконт­рольных грузов.

Работники территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и пограничных конт­рольных ветеринарных пунктов при исполнении служебных обя­занностей носят форменную одежду. Форма одежды утверждается Министерством сельского хозяйства РФ по согласованию с Ми­нистерством финансов РФ.

Начальники и заместители начальников отделов территориаль­ных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосани­тарному надзору и начальники пограничных контрольных ветери­нарных пунктов одновременно являются государственными вете­ринарными инспекторами закрепленной зоны обслуживания.

Территориальные органы Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору и пограничные контрольные ве­теринарные пункты финансируются за счет средств федерального бюджета.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ПРИ УБОЕ ЖИВОТНЫХ, ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НА РЫНКАХ

По Закону Российской Федерации «О ветеринарии» на пред­приятиях, в организациях, учреждениях, занимающихся убоем животных, заготовкой, хранением и переработкой продукции жи­вотного происхождения, осуществляется государственный ветери­нарный надзор.

В хозяйствах, на бойнях, мясокомбинатах, птицекомбинатах администрация должна обеспечить надлежащие условия для про­ведения осмотра животных, экспертизы продуктов убоя (оборудо­вание рабочего места, предоставление соответствующих средств, выполнение указаний ветеринарного надзора по браковке продук­ции, санобработке цехов и т. д.).

В хозяйствах разных форм собственности осмотр животных, ветсанэкспертизу мяса осуществляют наемные ветеринарные спе­циалисты, а на перерабатывающих предприятиях - специалисты подразделений государственного ветеринарного надзора.

Подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продукции животного происхождения состоят из ветеринарных врачей, ветеринарных фельдшеров, трихинеллоскопистов, ветеринарных санитаров, тер-мометристов.

Организация госветнадзора при убое животных.Государственный ветеринарный надзорна мясокомбинате осу­ществляет:

- проверку ветсвидетельств, предварительный ветери­нарный осмотр скота;

- термометрию, контроль за выдержкой скота на голодной диете;

- ветсанэкспертизу туш, голов, органов, конт­роль за соблюдением правил сбора крови, исследование на трихи­неллез и клеймение туш;

- бактериологическое исследование;

- ветеринарно-санитарный осмотр кишечного сырья;

- контроль за режи­мом охлаждения, хранения и санитарного состояния холодильных цехов и камер;

- контроль за выпуском продукции и выписывание ветеринарных свидетельств.

При обнаружении инфекционных заболеваний на мясокомби­нате проводят комплекс мероприятий по предотвращению выноса возбудителя болезни со сточными водами, рабочими и служащими комбината и лицами, посещающими мясокомбинат при сдаче скота, получении продукции. Комплекс ветеринарных мероприя­тий зависит от обнаруженной болезни. Например, при обнаруже­нии сибирской язвы среди убойных животных на скотобазе ме­роприятия проводятся только на этой базе. Больных животных изолируют и лечат, территорию тщательно и многократно дезин­фицируют. При обнаружении на конвейере животных, больных сибирской язвой, туши, органы, шкуры, всю продукцию, контак­тировавшую с ними, сжигают. Туши больных эмфизематозным карбункулом и злокачественным отеком животных сжигают пол­ностью. При туберкулезе, ящуре, чуме свиней туши перерабатыва­ются с соблюдением особых условий, направленных на предотвра­щение выноса возбудителей болезней с мясокомбината.

При проверке мясокомбинатов специалистами территориаль­ного управления Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору обращают внимание:

- на проектную мощность мясокомбинатов;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- место размещения предприятия;

- санитарное состояние цехов и территории;

- обеспеченность кадрами, водой, паром, холодом;

- обеспеченность спецодеждой, обувью и средствами защиты;

- наличие условий для соблюдения правил личной гигиены;

- обеспеченность ветеринарно-санитарными объектами;

- укомплектованность ветеринарными кадрами;

- правильность ведения ветеринарного учета и отчетности;

- организацию входного контроля сырья;

- обеспеченность дезинфицирующими и моющими средствами;

- обеспеченность нормативно-технической документацией;

- вместимость скотобазы, состояние эстакады;

- наличие санитарной бойни, изолятора карантина;

- порядок санитарной обработки транспортных средств;

- порядок обезвреживания сточных вод;

- правильность оформления ветеринарных сопроводительных документов;

- соблюдение правил транспортировки животных;

- организацию ветеринарного контроля за поступившими животными;

- порядок утилизации трупов животных;

- правила приема, хранения и исследования мяса вынужденно убитых животных;

- соблюдение ветеринарных требований в целом;

- соблюдение инструкции по клеймению мяса;

- контроль за соблюдением температурного режима в холодильнике;

- выполнение противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий.

На бойнях, скотоубойных пунктахветеринарный надзор осуще­ствляет ветеринарный врач или ветеринарный фельдшер, закреплен­ный для их обслуживания Государственной ветеринарной службой.

Организация госветнадзора при заготовке и переработке сырья животного происхождения. Заготовка сырья животного происхождения разрешается толь­ко в благополучных по заразным болезням хозяйствах и населен­ных пунктах. Разрешение дает Главный государственный ветери­нарный инспектор района.

Заготовительные и перерабатывающие предприятия и органи­зации обслуживают специалисты государственных ветеринарных учреждений. Они следят за поступающим сырьем, его сортиров­кой, правильным хранением, проверяют ветеринарные докумен­ты, организуют соответствующие исследования, несут ответствен­ность за проведение ветеринарных мероприятий. Заготавливаемое кожевенно-меховое сырье подлежит обязательному исследованию на сибирскую язву в ветеринарной лаборатории. При наличии по­дозрения на зараженность исследуется также шерсть.

За своевременную и правильную уборку трупов животных отве­чают руководители хозяйств и ферм, фермеры, арендаторы и дру­гие владельцы животных. Задачами ветеринарных специалистов являются: контроль за выполнением ветеринарно-санитарных правил уборки и утилизации трупов животных, контроль за состо­янием мест захоронения трупов (скотомогильников, биотермичес­ких ям), предотвращение выпаса животных в этих местах.

В настоящее время техническую утилизацию и уничтожение трупов животных осуществляют в специальных утильустановках, трупосжигательных печах, на утилизационных заводах (заводах по производству мясокостной муки).

В хозяйствах ветеринарный надзор за утилизацией и уничтоже­нием трупов выполняют наемные ветеринарные специалисты, а на утильзаводах - специальная ветеринарная служба.

В хозяйствах зоны деятельности утильзаводов оборудуют спе­циальные пункты сбора трупов, где концентрируется трупный ма­териал. По заявке хозяйств за этим материалом приезжают пред­ставители утильзаводов на своем транспорте. На заводе трупы ис­следуют на сибирскую язву, подвергают вскрытию и затем перерабатывают в мясокостную муку. Ветеринарные специалисты выдают на муку при вывозе за пределы района ветеринарное сви­детельство.

Организация ветеринарного надзора на рынках.Ветеринарный надзор на рынках осуществляют государствен­ные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. Задачи надзора:

- ветеринарно-санитарная экспертиза мяса, мясопродук­тов, рыбы, молока, молочных, растительных и других пищевых продуктов; контроль за санитарным состоянием мест торговли этими продуктами;

- предотвращение продажи недоброкачествен­ных продуктов, заболеваний людей зоонозами, токсикоинфекция-ми и т. д.

В каждой лаборатории должны быть отдельные помещения для экспертизы мяса и мясопродуктов, проверки молока и молочных продуктов, экспертизы остальных продуктов, лабораторных ис­следований.

Продукты после осмотра и ветеринарно-санитарной эксперти­зы клеймят. При разрешении продажи молока, молочных продук­тов принято приклеивать этикетки с указанием количества мест и номера экспертизы.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ, ДЕЗИНСЕКЦИИ И ДЕРАТИЗАЦИИ

Профилактическая и вынужденная дезинфекция, дезинсекция и дератизация - обязательные ветеринарно-санитарные меры на фермах, предприятиях по переработке и хранению продуктов, сырья животного происхождения и на транспорте. Их осуществ­ляют: наемные ветеринарные работники сельскохозяйственных предприятий (операторы по ветеринарной обработке помещений, ветеринарные санитары, дезинфекторы); дезинфекционные отря­ды районных и городских станций по борьбе с болезнями живот­ных, государственных ветеринарных объединений; хозрасчетные ветеринарно-санитарные отряды; дезпромывочные станции и пункты на железнодорожном транспорте.

В хозяйствах штаты специалистов, осуществляющих ветери­нарно-санитарные работы, устанавливают в зависимости от объе­ма работы и в соответствии с нормативами. На свиноводческих комплексах, птицефабриках ветеринарно-санитарные меры осу­ществляют бригады, работающие на условиях подряда или арен­ды. В районных дезинфекционных отрядах по типовому штату ус­танавливают должности начальника (ветеринарного врача или фельдшера), ветеринарного санитара и шофера.

Ветеринарно-санитарные отряды созданы как хозрасчетные уч­реждения в субъектах РФ с разной численностью в зависимости от объема работы. Отряды состоят из отделений и звеньев. В своей работе они руководствуются уставами, примерными нормами вы­работки и рекомендациями по организации их деятельности.

Для организации и проведения дезинфекции животноводче­ских помещений необходимо:

- определить объемы и площади по­мещений; рассчитать потребность в дезинфекционной технике, спецодежде, спецобуви, защитных средствах для ветеринарного персонала, дезинфицирующих средств;

- установить трудоемкость работ;

- определить объем и трудоемкость подготовительных работ;

- составить график механический очистки и дезинфекции;

- осуществлять дезинфекционные работы в соответствии с утвержденным графиком;

- после окончания дезинфекции проверить ее качество путем исследования проб в ветеринарной лаборатории и составить акт о выполненной работе.

По перечню ветеринарных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства РФ, утвержденному 20 января 1992 г., дезинфекция, дезинсекция, дератизация являются платными ветеринарными услугами.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный ветеринарный надзор в системе МВД РФ организуют в соответствии с Федеральным законом «О ветерина­рии» и социальным положением. Его задачамиявляются:

- предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений требо­ваний Закона РФ «О ветеринарии»;

- сохранение здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России от болезней, об­щих для человека и животных;

- обеспечение контроля за качеством и безопасностью в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пище­вых продуктов животного происхождения, кормов для животных;

- организацию ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий;

- поддержание эпизоотического благополучия в районах дисло­кации подразделений МВД России.

Государственный ветеринарный надзор включает:

- обеспечение выполнения требований Закона РФ «О ветерина­рии»;

- контроль за выполнением подразделениями МВД России ветеринарно-санитарных правил и норм при заготовке, производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации пищевых продуктов животного происхождения и т. д.;

- ветсанэкспертизу пищевых продуктов животного происхожде­ния и кормов;

- эпизоотологическое наблюдение и прогнозирование в районах дислокации подразделений МВД России, установление причин и условий возникновения болезней животных.

Объектами госветнадзора в системе МВД РФ являются:

- районы дислокации подразделений МВД России;

- подведомственные продовольственные базы, склады, холо­дильники, организации торговли, комбинаты питания, столовые;

- средства для транспортировки пищевых продуктов животного происхождения, кормов и животных для нужд МВД России;

- пищевые продукты животного происхождения;

- базовые центры, питомники служебного собаководства, кава-лерийные подразделения, сельскохозяйственные организации, подсобные хозяйства МВД России;

- служебные и сельскохозяйственные животные;

- пункты убоя скота, охотничьи, рыбоводческие и пчеловодческие хозяйства;

- практическая ветеринарная деятельность.

Органами госветнадзора МВД РФ являются:

- отдел ветеринарной службы Медицинского управления МВД РФ;

- отделение ветеринарной службы главных управлений, управле­ний МВД России и ее субъектов;

- ветеринарная служба округов, соединений, войсковых частей МВД России;

- ветеринарно-эпизоотический отдел;

- ветеринарные лаборатории;

- лаборатории ветсанэкспертизы;

- ветеринарные лазареты, лечебницы, пункты.

9. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Уголовная ответственность за нарушение ветеринарного зако­нодательства предусмотрена статьей 249 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 г. Она гласит: «Нарушение ветеринарных правил, повлекшее рас­пространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, наказы­вается исправительными работами на срок до двух лет, либо огра­ничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Целью этой статьи является обеспечение соблюдения правил, регламентирующих ветеринарное дело: Закона РФ «О ветерина­рии»; законов субъектов РФ по ветеринарии; постановлений Пра­вительства РФ по вопросам ветеринарии, ведомственных актов Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства путей сооб­щения РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Государствен­ного таможенного комитета РФ по вопросам ветеринарии.

Ветеринарные правила - это правила, установленные в целях борьбы с эпизоотиями, массовыми заболеваниями и отдельными заболеваниями домашних животных, а также в установленном порядке изъятых из окружающей среды диких животных, правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий.

Нарушения ветеринарных правил осуществляются путем дей­ствия, когда субъект совершает запрещенные процедуры и опера­ции, связанные с использованием, содержанием домашних жи­вотных, а также путем бездействия. Бездействием являются не­проведение профилактических мероприятий, несоблюдение карантинных правил, несообщение о заболеваниях животных органам государственного ветеринарного надзора, убой скота с нарушением ветеринарных правил (отказ или уклонение от пред­варительного осмотра скота, несоблюдение санитарных нормати­вов при убое и т. п.).

Последствиями данного преступления могут быть:

- эпизоотии;

- массовая гибель домашних животных, не попадающая под признаки эпизоотии;

- распространение заболеваемости среди диких животных данного региона и их гибель;

- передача заболева­ний, общих для человека и животных, хотя бы одному человеку.

Нарушение ветеринарных правил возможно с косвенным умыслом, т. е. , когда субъект, нарушая ветеринарные правила, осознает это, предвидит возможность наступления общественно опасных по­следствий и сознательно допускает их наступление либо относит­ся к этому безразлично.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет: ря­довые граждане (владельцы животных, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила), работники государ­ственных и негосударственных учреждений и предприятий (сельс­кохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, птице­фабрик, мясокомбинатов, учреждений и предприятий Государ­ственной ветеринарной службы).

При отдельных нарушениях ветеринарного законодательства могут быть применены и другие статьи Уголовного кодекса РФ.

Статья 238.

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указан­ных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказы­вается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограниче­нием свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, если они повлекли по неосторожности причи­нение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказывают­ся штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты осужденного за пе­риод от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные первой и второй частями настоя­щей статьи, повлекшие смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

По этой статье могут быть привлечены к уголовной ответствен­ности владельцы животных и продукции животного происхожде­ния, осуществляющие производство или продажу товаров, не от­вечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потре­бителей (реализация мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения, в результате потребления которых люди заболели сальмонеллезной токсикоинфекцией или другими болезнями, общими для человека и животных, и т. д.).

Субъектом преступления могут быть и ветеринарные специа­листы, неправомерно выдавшие ветеринарные свидетельства, справки, удостоверяющие соответствие продуктов животного про­исхождения требованиям безопасности жизни и здоровья потре­бителей, без должного ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы, если эти продукты окажутся причиной пере­дачи заболевания людям.

Статья 248.

«Нарушение правил безопасности при обращении с микробио­логическими либо другими биологическими агентами, токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распрост­ранение эпидемии или эпизоотии либо иные тяжелые последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Субъектом преступления могут являться ветеринарные работ­ники лабораторий, научно-исследовательских ветеринарных уч­реждений, занимающиеся выполнением работ с использованием биологических агентов или токсинов, а также работники ветери­нарных аптек и других учреждений, нарушающих правила обра­щения с биологическими агентами и токсинами.

Статья 171. Незаконное предпринимательство.

«Осуществление предпринимательской деятельности без регист­рации или с нарушением правил регистрации, а равно представ­ленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные све­дения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с из­влечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Субъектом преступления могут быть ветеринарные специалисты, занимающиеся незаконным ветеринарным предпринимательством.

Главные государственные ветеринарные инспектора, наделенные правами по оформлению дела для передачи в следственные органы, пишут заявление на имя прокурора или начальника управления внутренних дел района или города, в котором излагают характеристику правонарушения в области ветеринарии, квалифицируемого как преступление, характеристику виновника нарушения ветеринарного законодательства, степень тяжести нарушения, предмет обращения (материальное взыскание или уголовное наказание). К заявлению прилагают акт обследования нарушения ветеринарного законодательства.

10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кодекс РФ об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г. Задачамизаконодательства об админист­ративных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья человека, защита собственности, законных экономических интересов юри­дических и физических лиц и т. д.

Наши рекомендации