Личная гигиена медицинского работника
Медицинская профессия, кроме специальных знаний, требует и определенных личных качеств. Эти качества можно разделить на две группы: внешние, которые выражены в общей санитарно-гигиенической культуре медицинского работника, и внутренние, находящие отражение в поведении медицинского работника.
Медицинский работник любого ранга должен соблюдать правила личной гигиены, сохранять свое здоровье. Это необходимо как для него самого, так и для обслуживаемых им больных. Медицинский работник должен быть примером высокой санитарной культуры. Никакая агитация не дает такого результата, как личный пример. Если медицинский работник сам не бережет свое здоровье, то как же он может научить беречь здоровье больного?
О значении внешнего вида медицинского работника говорил еще Гиппократ – великий древнегреческий врач (460–377 лет до н. э.). «Врачу сообщает авторитет, – говорил Гиппократ, – если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями (имеющими запах не подозрительный), ибо все это обыкновенно приятно для больных».
Соблюдение режима дня – основное правило личной гигиены. Вставать утром и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать нужно всегда в одно и то же время. Следует правильно распределять часы труда и отдыха, чередуя умственный труд с физическим.
Важным элементом личной гигиены является режим питания. Прием пищи в одни и те же часы, рациональный подбор блюд, соблюдение режима питания в количественном и качественном отношении имеют чрезвычайно большое значение для здоровья.
Медицинский работник не должен иметь дурных привычек, а если он приобрел их, то должен стараться от них избавиться. К дурным привычкам, не совместимым с медицинской профессией, относятся курение, злоупотребление алкоголем и т. п.
Для сохранения здоровья и предупреждения болезней необходимо заниматься физкультурой и закалять свой организм. Занятия утренней гимнастикой с последующими водными процедурами должны войти в привычку.
Медицинский работник должен тщательно следить за чистотой своего тела. Лицо, шею нужно мыть 2 раза в сутки. Следует также 1–2 раза в сутки обмывать теплой водой область промежности. Мыть ноги нужно ежедневно, особенно тем, у кого они потеют. Рекомендуется мыться утром холодной водой до пояса (после физкультурной зарядки) или принимать холодный душ, а на ночь умываться, подмываться и мыть ноги теплой водой.
Особого внимания требует уход за руками. Медицинский работник моет руки не только перед едой и после посещения туалета, но и перед каждой медицинской манипуляцией и после нее. Медицинские работники, особенно те из них, которые имеют отношение к хирургии (операционные сестры, акушерки и т. д.), должны оберегать руки от загрязнения. Выполнять грязные виды домашней работы (мыть пол, убирать санузел в квартире, чистить овощи и т. д.) следует в перчатках. Ногти нужно коротко стричь и подпиливать. Кожный край ногтевого ложа обрезать не следует, так как это является частой причиной образования заусениц, а затем и гнойников. Окрашивать ногти лаком не рекомендуется. Мыть руки нужно со щеткой. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы очистить от грязи околоногтевые и подногтевые пространства, а с другой, чтобы кожа в этих областях стала несколько грубее.
Частое мытье рук ведет к сухости кожи, поэтому ее нужно постоянно питать, смазывая ежедневно на ночь и после работы каким-нибудь кремом, можно смесью глицерина с нашатырем (1/4 нашатырного спирта и 3/4 глицерина) и втирать эту смесь в кожу после мытья рук.
Необходимо тщательно ухаживать за волосами. Мыть волосы рекомендуется не чаще 1 раза в 10–14 дней. Горячая вода применяется для мытья жирных волос, при сухих волосах нужно употреблять теплую воду.
Волосы всегда должны быть аккуратно причесаны, следует избегать чрезмерно пышных причесок, при которых волосы во время работы могут выбиваться из-под шапочки или косынки.
Уход за полостью рта также имеет большое значение, так как небрежное отношение приводит к разрушению зубов и появлению неприятного запаха изо рта. Следует 2 раза в сутки (на ночь и утром) чистить зубы и после каждого приема пищи полоскать рот. Надо периодически показываться зубному врачу для того, чтобы в случае необходимости провести своевременное лечение. Нельзя считать культурным человека, который пренебрегает требованиями гигиены, небрежно относится к состоянию полости рта, превращая ее в источник болезней. Неприятный запах изо рта может быть обусловлен и другими причинами, которые следует выяснить, чтобы избавиться от этого недостатка, затрудняющего общение с людьми. Идя на работу, не следует употреблять в пищу сильно пахнущие вещества (чеснок, лук и др.).
Медицинский работник обязан также соблюдать гигиену одежды. Одежда должна соответствовать времени года и климатическим условиям, а покрой ее должен быть таким, чтобы не затруднять кровообращение отдельных частей тела и работу органов.
При выборе ткани для рабочего платья следует учитывать характер выполняемой работы. В большинстве инфекционных больниц, в родильных домах, в ряде хирургических отделений для сотрудников имеются индивидуальные шкафы, предназначенные для хранения не только спецодежды, но и рабочего платья и рабочей обуви. В таких случаях для ношения вне рабочего времени можно приобрести платье из любой ткани, а для работы иметь простое хлопчатобумажное легко стирающееся платье.
Для работы удобнее всего юбка с блузкой.
Верхнюю одежду и шерстяное платье необходимо чаще чистить щеткой, или обрабатывать пылесосом, а загрязненные места следует чистить бензином.
Нижнее белье требует смены не реже 1 раза в неделю. Для сна нужно иметь ночную рубашку и ни в коем случае не ложиться в постель в том белье, которое было на теле весь день.
Обувь следует выбирать удобную, не стесняющую ногу, на небольшом каблуке. От обуви на микропористой или каучуковой подошве лучше отказаться, так как на такой обуви уличная грязь вносится в лечебное учреждение или в квартиру больного.
Спецодежда медицинского работника состоит из халата, головного убора и обуви. В хирургических отделениях, родильных домах, инфекционных и некоторых других отделениях к спецодежде относят также платье.
Форма головного убора для врача – колпачок, для медицинской сестры – косынка или колпачок, для санитарки – косынка. Ткань, из которой сделан головной убор, должна быть белого цвета, льняная или хлопчатобумажная, легко стирающаяся. Любой головной убор должен полностью покрывать волосы. Халат шьют из белой хлопчатобумажной или льняной ткани, которая не разрушается от частой стирки, кипячения и обработки дезинфицирующими средствами. Халат должен прикрывать платье полностью. Для всех медицинских работников принят в основном халат с застежкой сзади, в некоторых отделениях допустим двубортный халат. Халат и головной убор должны быть не просто чистыми, а белоснежными.
Медицинский персонал, работающий в стационаре, обязан носить тапочки. Это диктуется удобством для самого работника и интересами больных, так как при ходьбе в тапочках нет шума. Тапочки следует носить кожаные или на резиновой подошве, но не войлочные и не меховые, так как они хорошо впитывают в грязь и трудно поддаются санитарной обработке.
Медицинская этика требует от медицинского работника не только соблюдения правил личной гигиены, но и приличия. Одежда должна быть не только чистой, но и удобной для выполнения работы. Она не должна раздражать больных чрезмерной яркостью или вычурным покроем. Духи или одеколон нужно употреблять в умеренном количестве, и только те из них, которые обладают не резким запахом. Скромность и умеренность в употреблении косметики и ношении различных украшений диктуются самим характером деятельности медицинского работника.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Работа в хирургическом отделении и отделении реанимации.
5.4. Итоговый контроль знаний:
· ответы на вопросы по теме занятия;
· решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Контрольные вопросы
1. Обязанности медицинской сестры приемного покоя.
2. Обязанности медицинской сестры хирургического отделения
3. Деонтологические принципы работы врача
4. Личная гигиена медицинского персонала.
Тестовые задания
1.МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ ЭТО
1) самостоятельная наука о долге медицинских работников
2) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики
3) самостоятельная наука о нравственных, этических и правовых взаимоотношениях между медицинскими работниками, больными и их родственниками
4) наука о взаимоотношениях медицинских работников между собой
5) наука о правилах хорошего тона
2. ПРИНЦИПОМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ И РОДСТВЕННИКАМИ БОЛЬНОГО ЯВЛЯЕТСЯ
1) доверие
2) подозрительность
3) отсутствие информации
4) скрытность
5) не имеет значения
3. ПРИНЦИПОМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ И РОДСТВЕННИКАМИ БОЛЬНОГО ЯВЛЯЕТСЯ
1) недоверие
2) подозрительность
3) полная информация
4) скрытность
5) не имеет значения
4. ПринципОМ взаимоотношений между больным и врачом являются
1) высокомерие
2) подозрительность
3) доброжелательность
4) напористость
5) не имеет значения
5. ПринципОМ взаимоотношений между больным и врачом являЕтся
1) доверие
2) подозрительность
3) высокомерие
4) напористость
5) не имеет значения
6. К ОСНОВАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОТНОСИТСЯ
1) полная и правдивая информация
2) информация в разумных пределах
3) подозрительность
4) высокомерие
5) не имеет значения
7. К ОСНОВАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОТНОСИТСЯ
1) подозрительность
2) информация в разумных пределах
3) уважение
4) высокомерие
5) не имеет значения
8. ОБЯЗАННОСТЬ МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1) проведение санитарно–гигиенической обработки помещений
2) измерение артериального давления
3) осуществление перевязок
4) подсчет ЧСС
5) забор анализа крови
9. ОБЯЗАННОСТЬ МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1) измерение артериального давления
2) контроль над соблюдением внутрибольничного режима
3) осуществление перевязок
4) подсчет ЧСС
5) забор анализа крови
10. ОБЯЗАННОСТЬ МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1) измерение артериального давления
2) осуществление перевязок
3) оказание помощи при кормлении тяжелых больных
4) подсчет ЧСС
5) забор анализа крови
Ситуационные задачи
Задача 1
Больная Т., 64 года поступила в отделении неврологии с острым нарушением мозгового кровообращения. В течение нескольких дней медсестра осуществляла уход за пациентом (кормила, меняла белье), через некоторое время она стала замечать покраснение в области крестца.
Вопросы:
1) К чему это может привести?
2) Как ухаживать?
3) Что необходимо делать, чтобы не образовались пролежни?
4) Чем обрабатывать если наметились пролежни?
5) Что такое пролежни?
Задача 2
У больного Д. 60 лет после инсульта нарушен глотательный рефлекс, после приема пищи медсестра не проводит гигиену полости рта.
1. К чему это может привести?
2. Как часто нужно проводить гигиену полости рта?
3. Какие правила нужно соблюдать при обработке полости рта?
4. Когда нужно проводить обработку полости рта?
Задача 3
У парализованной больной 55 лет обнаружили инфекционную диарею, после каждого стула мед сестра меняла подгузники, но не подмывала больную.
1. Какие последствия могут возникнуть?
2. Как правильно подмывать больных?
3. Чем подмывать больного?
4. Рекомендации врача при данной болезни?
5. Какие диеты назначает врач при диарее?
Задача 4
Больной, у которого постоянный режим жалуется на обильные гнойные выделения из глаз.
1. Чем необходимо обрабатывать глаза пациентов?
2. Сколько раз меняются тампоны при обработке глаз?
3. Чем высушивают глаза?
4. У кого встречаются частые проблемы с глазами?
5. Как правильно обрабатывать? Алгоритм действий при обработке глаз.
Задача 5
У больного, ведущего неподвижный образ жизни, медсестра обнаружила скопление слизи в полости носа.
1. К чему это может привести?
2. С помощью чего прочищаются носовые ходы?
3. На какое время можно оставить турунды в носовых ходах?
4. Как правильно удалять из носа корочки?
5. Какие анализы необходимо сдать?