Организация рабочего места по приему рецептов и отпуску лекарств. Регистрация рецептов
1. Организация рабочего места по приему рецептов и отпуску лекарств:
Рабочее место организуется в торговом зале аптеки. Площади отдела, имеющееся оборудование и оснащение соответствуют действующим строительным нормам (СниП), нормам технического и хозяйственного оснащения. Оборудование и оснащение рабочих мест в аптеке зависит от объема работы аптеки. Рабочее место по приему рецептов и отпуску лекарств обычно изолировано от посетителей, хотя современное оборудование не всегда предусматривает такую изоляцию. На этом рабочем месте устанавливается типовое оборудование, которое включает секционный стол, шкафы для хранения лекарственных препаратов, вертушки для хранения изготовленных лекарственных форм. Помимо этого, рабочее место по приему и отпуску рецептов оснащается холодильником для хранения термолабильных лекарственных препаратов, шкафом для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, а также компьютером. В настоящее время во многих аптеках оборудованы автоматизированные рабочие места – рецептар-АРМ. Оно достаточно хорошо приспособлено для ускорения процесса продаж при помощи штрихового кодирования. Рабочие места оборудуются в соответствии с характером выполняемой работы. При этом соблюдаются следующие правила:
- на рабочем месте не должно быть предметов, которые не требуются в процессе работы;
- каждый предмет должен иметь постоянное место;
- все часто используемые в работе предметы должны находиться под рукой;
- провизор-технолог при пользовании различными предметами не должен делать лишних движений.
Рабочее место по приему и отпуску лекарств должно быть оснащено необходимой справочной литературой, в частности – последним изданием Государственной Фармакопеи, таблицами высших разовых и суточных доз, литературой по совместимости и взаимодействию лекарственных средств, приказами Министерства здравоохранения, регламентирующими прием и отпуск рецептов и лекарств по ним. Имеются также здесь и справочники лекарственных средств, в том числе Видаля и Машковского, Государственный реестр ЛС, таблицы цен, тарифы на изготовление лекарств, учетные документы, в частности рецептурный журнал или квитанционный журнал и журнал учета неправильно выписанных рецептов. Кроме того, на рабочем месте по приему и отпуску лекарственных средств должны быть этикетки и сигнатуры. При приеме и отпуске лекарственных средств аптечный работник должен руководствоваться рядом документов:
- законами РФ «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О защите прав потребителей» и т.д.;
- перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
- списками Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН);
- перечнем лекарственных средств списков А и Б;
- действующими приказами, нормативными документами минздрава РФ и других ведомств;
- этическим кодексом фармацевта.
Кроме того, в этот перечень входят и Постановления Правительства областей и краев, по вопросам фармацевтической деятельности.
2. Основные обязанности фармацевта по приему рецептов:
Рецепт – это письменное обращение специалист, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарств. Рецепт одновременно является медицинским, юридическим и финансовым документом. При приеме рецептов и отпуске лекарственных средств аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздрава РФ №328 от 23.08.99г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями».) Все лекарственные средства, за исключением поименованных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном Минздравом России, должны отпускаться только по рецептам установленных форм. Лекарственные средств выписываются при наличии соответствующих показаний гражданам, которые обратились за медицинской помощью и в случае необходимости лечения после выписки из стационара. Запрещается выписывать рецепты на лекарственные средства:
- не разрешенные к медицинскому применению Минздравом России и не зарегистрированные в РФ;
- используемые только в ЛПУ (эфир наркозный, хлорэтил, сомбревин и др.);
- при отсутствии медицинских показаний.
На провизора-технолога по приему рецептов и отпуску лекарственных средств возлагаются следующие обязанности:
- прием рецептов и требований, проверка правильности их оформления, совместимости ингредиентов и соответствие прописанных доз возрасту больного, определение стоимости лекарственного средства и оформление соответствующей документации;
- учет поступающих рецептов и передача их для изготовления прописанных лекарственных средств;
- контроль за правильностью прописанных врачами рецептов и информирование своего непосредственного руководителя о всех случаях нарушения врачами правил прописывания рецептов;
- регистрация лекарственных средств, отсутствующих и отказываемых населению, ежедневная информация об этом руководителей отдела или аптеки;
- отпуск по рецептам готовых лекарственных средств.
37.Этический кодекс российского кодекса. Основные статьи кодекса. Виды отношений: фармацевт – посетитель, врач – фармацевт – пациент, фармацевт – коллектив.
Статьи:
1.Главная цель профессиональной деятельности фармацевта – всегда помнить, об обязанностях сохранять человеческую жизнь.
2.Главное условие фармацевтической деятельности – всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень.
3.Фармацевт отвечает за качество лекарственной помощи.
4.Профессиональная независимость.
5.Фармацевт и право пациента на соблюдение тайны.
6.Взаимоотношения с врачами.
7.По отношению к коллегам фармацевт должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
8.Фармацевт обязан поддерживать честь и благородные традиции фармацевтического сообщества.
9.Злоупотребление знаниями и положениями фармацевта несовместимо с избранной профессией.
10.Действие этического кодекса.
11.Ответственность за нарушение профессиональной этики определяется уставами территориальных ассоциаций фармацевтов.
Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента.
- Фармацевтический работник должен с уважением относится к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо.
- Фармацевтический работник обязан владеть основами психотерапевтического воздействия взаимопонимания с пациентом.
- При общении с пациентом не допустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. Фармацевтический работник должен помнить что перед пациент и сделать ему скидку на раздражительность и грубость.
- Фармацевтический работник должен следить за своей речью, жестами и мимикой.
- Говорить ясно, конкретно, достаточно громко.
- Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.
Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом.
- Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по собственному усмотрению, так как не знает индивидуальные особенности организма больного и течения заболевания.
- Фармацевтический работник обязан обеспечить пациентам наличие тех лекарственных средств, которые им выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, определёнными врачом.
Фармацевтический работник должен быть нетерпим ко всякого рода ошибкам медицинских работников в вопросах лекарствоведения. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с медицинскими работниками. Помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку в лечении пациента.