Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы

Состояние, а следовательно, и эксплуатационные свойства жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы машины постепенно ухудшаются. На состояние смазочных материалов влияет резкое повышение температуры в зоне трения в процессе работы сопряжений, окисление масел под действием окружающей среды, срабатывание присадок, загрязнение смазочных материалов посторонними примесями (водой, топливом, механическими частицами). Ухудшение эксплуатационных свойств масел и пластичных смазочных материалов в процессе работы можно количественно оценить по изменению основных показателей: кинематической вязкости, кислотного и щелочного чисел, объемного или весового содержания примесей, температуры вспышки и т. д. От температуры в зоне трения меняются физико-механические показатели смазочных материалов: вязкость, плотность, модуль упругости, предел прочности на сдвиг.

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

Рис. 6.10. Зависимость кинематической вязкости масел от температуры: 1 - АМГ-10; 2 - АУ, И-12А; 3 - И-30А; 4 - И-40А; 5 - И-50А

С повышением температуры вязкость масел снижается. Для минеральных масел изменение кинематической вязкости при изменении температуры (рис. 6.10) оценивают по формуле

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

где vt и v50 — вязкость масла при заданной температуре и температуре 50 °С соответственно; t — температура масла, °С; n — показатель степени.

Обычно графики v = φ(t) строят в логарифмических координатах. Это удобнее, так как зависимости принимают линейный вид.

Плотность масел с повышением температуры также существенно уменьшается (рис. 6.11).

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

Рис. 6.11. Зависимость относительной плотности масел от температуры

Уменьшение вязкости и плотности масел вызывает увеличение утечек и ухудшение смазочных свойств. Поэтому необходимо подбирать смазочные материалы таким образом, чтобы их вязкость в диапазоне рабочих температур принимала определенные значения.

Давление в зоне трения также оказывает влияние на вязкость мас­ла. При небольших давлениях в тонких пленках вязкость масел остается примерно постоянной, но при давлении выше 100 МПа вязкость резко увеличивается (рис. 6.12).

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

Рис. 6.12. Зависимость вязкости масел от давления

Зависимость динамической вязкости от давления описывается экспоненциальной функцией

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

где μр и μа — динамическая вязкость масла при повышенном и атмосферном давлении соответственно, Па·с; k — коэффициент, характеризующий нагружение; для минеральных ма­сел при р ≤ 50 МПа k = 0,003.

В течение срока службы смазочные материалы испытывают интенсивное термическое и динамическое воздействие; под действием кислорода воздуха происходит окисление углеводородов масел; легкие фракции масел испаряются, присадки срабатываются. Из окружающей среды в смазочный материал проникают различные примеси: вода, частицы пыли, продукты износа. Все эти процессы вызывают старение смазочных материалов.

Степень окисления масла определяется кислотным числом К. Чем больше продуктов окисления образуется в масле, тем больше становится кислотное число. Продукты окисления не только свидетельствуют об ухудшении смазочных свойств масла, но и активизируют процессы окислительного и коррозионного разрушения металлов (рис. 6.13).

Изменения свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы - student2.ru

Рис. 6.13. Изменение параметров со­стояния дизельного масла М12В2 в процессе работы двигателя: К — кислотное число, мг КОН/г масла; С — щелочное число, мг КОН/г масла; М — механи­ческие примеси

Процесс срабатывания присадок в масле характеризуется в количественной форме изменением щелочного числа. По мере срабатывания присадок щелочность масел снижается. Компоненты сработавшихся присадок, выпадая в осадок, прекращают оказывать положительное влияние на эксплуатационные свойства масла и в некоторых случаях, попадая в зону трения, могут выступать в роли абразивных частиц.

Особенно серьезное влияние на эксплуатационные свойства масел оказывают механические примеси: технологические загрязнения, частицы пыли и продукты износа. Частицы примесей, обладающие высокой твердостью, скапливаясь в масле, проникают в зону трения, нарушают сплошность смазочной пленки и вызывают повреждение рабочих поверхностей деталей. Интенсивность процесса накопления частиц механических примесей в масле зависит от окружающей среды (запыленности воздуха, вида работ, типа грунта и др.), типа и состояния фильтрующих элементов. Существует классификация степени загрязнения масел и рабочих жидкостей (табл. 6.7).

Классификация степени загрязнения масел (объем пробы 100±5 см3)

Таблица 6.7

Класс чистоты Размер частиц, мм , мм Волокна Содержание загряз­нений, % по массе
5-10 10-25 25-50 50-100 100-200
АО АО АО Не нормируются
АО АО АО Тоже
АО АО АО »
АО АО »
АО АО »
АО АО »
АО »
0,0002
0,0002
0,0004
0,0006
0,0008
0,0016
0,0032
Не нормируются 0,005
Тоже 0,008
» Не нормируются 0,016
» Тоже 0,032
» » Не нормируются 0,063

Примечание. АО — абсолютно отсутствуют

Моторные масла и рабочие жидкости гидросистем машин должны соответствовать 10—13-му классу чистоты.

Вода, попадающая в масло при его хранении, транспортировании и использовании, активизирует процессы коррозионного разрушения металлических поверхностей, ухудшает эксплуатационные свойства масла и интенсифицирует процесс его окисления.

Ухудшение эксплуатационных свойств масла, вызванное его старением, постепенно приводит к тому, что оно перестает выполнять заданные функции и оказывает отрицательное влияние на процессы трения и изнашивания. Для поддержания машины в работоспособном состоянии необходимо периодически контролировать качество смазочных материалов и при необходимости проводить мероприятия по очистке, обогащению или замене масел.

Предельное состояние масел характеризуется определенными значениями показателей их эксплуатационных свойств. Ниже приведе­ны браковочные значения показателей эксплуатационных свойств мо­торных масел (группы В и Г), определяющие их предельное состояние.

Двигатели дизельные бензиновые
Изменения вязкости, % увеличение    
снижение
Содержание примесей, нерастворимых в бензине,% 3,0 1,0
Содержание воды, % 0,3 0,5
Содержание топлива, % 0,8 0,8
Минимальное щелочное число, мг КОН/г 1,0-3,0 0,5-2,0*
Снижение температуры вспышки, °С

*Показатель для масел высших групп.

Изменение состояния пластичных смазочных материалов в процессе работы выражается, прежде всего снижением их пластичности, водостойкости и насыщением смазочных материалов абразивными частицами механических примесей. Кроме того, в процессе работы машины под действием высоких статических нагрузок и вибрации, а также из-за увеличения зазоров вследствие изнашивания пластичные смазочные материалы постепенно выдавливаются из открытых сопряжений. В связи с этим для обеспечения нормальных условий работы узлов трения машин необходимо проводить замену пластичных смазочных материалов в сроки, указанные в инструкциях по эксплуатации машин.

Наши рекомендации