Подбор и проверка прочности шпоночных
СОЕДИНЕНИЙ
Рисунок 7.1 – Шпоночное соединение
Максимальные напряжения смятия в соединении и выполнение условия прочности определим по формуле:
,
где Т – крутящий момент на соответствующем валу, Н·м;
d – диаметр вала в области шпоночного паза;
h – высота шпонки;
t1 – глубина шпоночного паза на валу;
l – длина шпонки;
b – ширина шпонки.
– материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
7.1.Ведущий вал
Шпонка под муфту:
d = 25 мм; ; b*h*l = 8*7*50 мм
t1=4 мм; t2=3,3 мм
7.2.Ведомый вал
Шпонка под червячное колесо:
T3 = 683,2 Н·м; d = 70 мм; lcт2 = 100 мм;
b*h*l = 20*12*90 мм; t1 = 7,5 мм; t2 = 4,9 мм.
Шпонка под шестерню открытой зубчатой передачи:
T3 = 683,2 Н·м; d = 60 мм; lcт3 = 54 мм;
b*h*l = 18*11*45 мм; t1 = 7 мм; t2 = 4,4 мм.
Условие выполнено .
КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
8.1.Предварительный выбор подшипников:
На данном этапе расчета редуктора примем:
- для вала червячного колеса – подшипники шариковые радиально-упорные однорядные ГОСТ 831 – 75;
- для вала червяка – подшипники роликовые конические однорядные ТУ 37.006.162 – 89.
Для получения возможности последующей корректировки грузоподъемности подшипников для каждого фиксированного внутреннего диаметра d подшипника предварительно выбираем строку в соответствующем разделе каталога подшипников в средине диапазона параметров D, B и С.
Таблица 8.1– Результат выбора подшипников:
Назначение вала | Обозначение подшипника | d, мм | D, мм | Т, мм | B, мм | Грузоподъемность, кН | |
динамическая С | статическая Со | ||||||
Ведущий Вал червяка | 32,75 | 61,5 | |||||
Ведомый Вал червячного колеса | 32,75 |
8.2.Определим геометрические параметры редуктора:
Минимальное расстояние от внутренней поверхности стенки редуктора до боковой поверхности ступицы червячного колеса или винтовой нарезки червяка находится из условия:
Расстояние от внутренней поверхности стенки редуктора до боковой поверхности подшипника качения примем равным:
Расстояние от вершин зубьев червячного колеса до внутренней поверхности крышки редуктора равно:
.
Расстояние от вершин винтовой нарезки червяка до внутренней нижней поверхности стенки корпуса:
.
Из таблицы стандартных значений определим толщину фланцев прижимных крышек подшипников:
– ведущего вала: ;
– ведомого вала: .
Высота головок винтов для крепления крышек подшипников равна:
– ведущего вала: ;
– ведомого вала: .
8.3. Расстояния от боковых поверхностей элементов (муфты и шестерни открытой зубчатой передачи), вращающихся вместе с валами на их выходных концах снаружи корпуса редуктора, до головок болтов крепления крышек подшипников примем равным:
Длина цилиндрической части крышки подшипника вала червяка:
.
Сравнивая два размера: длину ступицы червячного колеса и наружный
диаметр винтовой нарезки червяка , определим из них максимальный размер :
;
Обозначение упругой втулочно-пальцевой муфты с номинальным крутящим моментом Тм = 125 Н·м, диаметром посадочного отверстия под вал редуктора:
dв = 25мм, исполнения 2: Lcт=60 мм
Определяем длину ступицы открытой зубчатой передачи: Lcт=b1=54мм
Крутящий момент на этом валу: н · м. Максимальный крутящий момент, воспринимаемый муфтой н · м. Проверим выполнение условия работоспособности муфты:
=683,2Н·м ≥ =125Н·м , условие выполняется.
8.4.Расчет пролетов
При расчете пролетов на данной стадии проектирования принимаем расчетную схему редуктора с симметричным расположением подшипников на валу червяка .
Данные, необходимые для расчета пролетов валов сводим в таблицу 8.3
Вал | B | h4 | c | c1 | s | c7 | Вmax | |||
Ведущий | 6.4 | 121 12 | ||||||||
Ведомый |
В таблице:
Т- максимальная ширина роликового конического однорядного подшипника;
S- ширина фланцев корпуса и крышки в плоскости контакта (верхнего пояса) у подшипников.
Lст –длина ступицы муфты и шестерни на выходном конце.
Проведем расчет длин пролетов по формулам:
Вал червяка.
- расстояние между опорами (плоскостями симметрии подшипников):
;
- расстояния от плоскости симметрии передачи до плоскостей симметрии подшипников:
;
- расстояние от точки приложения радиальной силы на входном конце до оси симметрии ближайшего подшипника:
8.4.2.Вал червячного колеса:
- расстояние между опорами (плоскостями симметрии подшипников):
;
- расстояния от плоскости симметрии передачи до плоскостей симметрии подшипников:
;
- расстояние от точки приложения радиальной силы на выходном конце до оси симметрии ближайшего подшипника:
В данном разделе необходимо представить схему редуктора с результатами расчета пролетов валов. При этом желательно, чтобы расположение выходных концов ведущего и ведомого валов соответствовали кинематической схеме задания на проектирование.