III. Работа над новым материалом. Для подготовки к рассмотрению нового случая умножения повторить табличное умножение
Для подготовки к рассмотрению нового случая умножения повторить табличное умножение и десятичный состав числа:
15 единиц – это 1 десяток и 5 единиц;
42 десятка – это 4 сотни и 2 десятка.
Первый пример нового вида целесообразно объяснить у доски учителю:
– Надо умножить 439 на 2.
– Записываю второй множитель под единицами.
– Умножаю единицы: 9 · 2 = 18, 18 единиц – это 1 десяток и 8 единиц.
– 8 единиц пишу под единицами, а 1 десяток запоминаю и прибавляю его к десяткам после умножения десятков.
– Умножаю десятки: 3 · 2 = 6.
– К 6 десяткам прибавляю 1 десяток, который получен при умножении единиц: 6 + 1 = 7.
– Пишу 7 под десятками.
– Умножаю сотни: 4 · 2 = 8.
– Пишу 8 под сотнями.
– Читаю ответ: 878.
Для первичного закрепления проводится работа по учебнику (вверху с. 80). Дети сначала прочитывают объяснение решения примера 325 · 3, затем, пользуясь тем же текстом, объясняют решение второго примера
86 · 4.
Особое внимание при разборе второго примера обратить на то, где записываются в произведении сотни (слева от десятков на месте сотен).
После этого учитель еще раз фиксирует внимание детей на выделенные в тексте жирным шрифтом слова: пишу … умножаю единицы … умножаю десятки … умножаю сотни– и просит кого-либо из учащихся повторить основные этапы решения.
Полезно также спросить, как следует поступить, если при умножении единиц или десятков получается двузначное число.
Затем предлагается задание № 1, при выполнении которого дети должны давать такие же подробные объяснения.
№ 1:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Разбор задачи из учебника (задание № 2) провести под руководством учителя.
Важно, чтобы ученики поняли, что значит «остальные дети поехали поровну в трех маленьких автобусах».
После краткой записи условия, запись решения ученикам следует выполнить самостоятельно.
Большой – 40 чел.
3 маленьких по ? чел. 100 чел.
Р е ш е н и е:
1) 100 – 40 = 60 (чел.) – в маленьких автобусах
2) 60 : 3 = 20 (чел.)
О т в е т:по 20 человек в каждом маленьком автобусе.
2. Решение примеров. Задание № 3 дети выполняют самостоятельно.
3. Геометрический материал. Для задания № 4 учитель специально заготавливает несколько образцов квадратов с разными сторонами.
1-й квадрат со стороной 8 см;
2-й квадрат со стороной 6 см;
3-й квадрат со стороной 10 см.
Учитель берет один из квадратов, перегибает его на четыре равные части и спрашивает, как узнать площадь четвертой части этого квадрата.
Дети. Сначала надо найти площадь самого квадрата, а потом полученный результат разделить на 4.
Учитель говорит длину стороны квадрата.
Затем производят вычисления:
Аналогичную работу можно провести и с другими образцами квадратов.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.Мы продолжали учиться умножать числа столбиком.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети.Повторяли решение задач и примеров, находили площадь квадратов.
Домашнее задание:с. 80, № 3.
У р о к 70. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ (с. 81)
Цели: продолжить работу по закреплению письменных приемов умножения; закреплять навык решения уравнений, примеров; вспомнить решение задач, связанных с нахождением периметра геометрических фигур.
Ход урока