I. Организационный момент. 1. С целью закрепления нумерации чисел в пределах 1000 выполняются задания такого
II. Устный счёт.
1. С целью закрепления нумерации чисел в пределах 1000 выполняются задания такого характера:
1) Что обозначает каждая цифра в записи чисел 657, 765, 576?
2) Что обозначает цифра 4 в записи каждого из чисел: 473, 49, 504, 444?
3) Сколько всего цифр и сколько различных цифр использовано при записи каждого числа: 35, 33, 535, 55, 700, 1000?
4) С помощью цифр 2, 3, 4 запишите 6 различных трехзначных чисел (234, 243, 324, 342, 423, 432).
2. Устно выполните задание № 3.
3. Вставьте недостающие цифры.
III. Работа над новым материалом.
Работу над новым материалом начинаем, выполняя задание № 1 (1 и 2). Отвечая на поставленные там вопросы, под руководством учителя учащиеся должны заметить, что приписав к числу справа один ноль, мы его увеличиваем в 10 раз, а приписав 2 нуля – увеличиваем в 100 раз. Если у числа справа отбросить один ноль, то оно станет меньше в 10 раз, а если отбросить 2 нуля, то оно станет меньше в 100 раз. Для закрепления дети выполняют с комментированием задание № 2.
№ 2.
1) Увеличьте в 10 раз числа: 8, 12, 35.
Дети.Для того чтобы увеличить число в 10 раз, к нему надо справа приписать 1 ноль.
Значит, 8 · 10 = 80.
Аналогично комментируются и другие числа.
2) Уменьшите в 100 раз числа: 700, 400, 100.
Дети. Для того чтобы уменьшить число в 100 раз, надо у него справа отбросить 2 нуля. Значит, 700 : 100 = 7.
Аналогично комментируются и другие числа.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Условие задачи № 4 дети записывают коллективно под руководством учителя:
Мальчиков 9 ком. по 8 чел.
во ? раз б.
Девочек – 24 чел.
После этого дети записывают решение самостоятельно.
Учитель. Изменим теперь вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием.
Учащиеся. На сколько больше участвовало мальчиков в соревновании, чем девочек?
Дети решают новую задачу с последующей проверкой.
2. Задание № 5 учащиеся решают с комментированием.
№ 5.
1 м … 10 дм
Дети. В 1 метре содержится 10 дм. Значит, ставим знак «равно».
1 м … 10 см
Дети. В 1 метре содержится 100 см. Значит, 1 м больше, чем 10 см.
Аналогично сравнивают и другие именованные числа.
3. Для самостоятельной работы можно предложить решить задания № 6 и № 7.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.Мы учились увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети.Повторяли нумерацию трёхзначных чисел, сравнение именованных чисел, решали задачи и уравнения.
Домашнее задание:с. 43, № 7.
У р о к 37. ЗНАКОМСТВО С РИМСКОЙ
НУМЕРАЦИЕЙ (с. 44–45)
Цели: познакомить учащихся с римскими цифрами; научить читать и записывать некоторые из них.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Частное чисел 85 и 5 увеличьте на 19.
Сумму чисел 44 и 28 разделите на 12.
Частное чисел 91 и 13 увеличьте в 10 раз.
Уменьшите сумму чисел 63 и 15 в 6 раз.
Произведение чисел 14 и 5 уменьшите в 2 раза.
III. Урок строится по усмотрению учителя. Все задания на страницах учебника разбираются под руководством учителя.
IV. Игротека.
Домашнее задание:на усмотрение учителя (то, что не успеют сделать в классе).
У р о к 38. ДЕСЯТИЧНЫЙ СОСТАВ ТРЕХЗНАЧНЫХ
ЧИСЕЛ (с. 46)
Цели: познакомить учащихся с десятичным составом трехзначных чисел, научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, закреплять вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устный счет можно включить задание «Лабиринты»:
2. Задачу № 4 (1 и 2) дети выполняют устно, составляя и решая задачи по рисунку.
3. Найдите значение выражений:
38 : 2 · 4 84 : 6 · 3
75 : 3 · 2 91 : 7 · 6
90 : 6 · 4 85 : 5 · 4