Игра «назови общую часть»
Чему научится ребенок: правильно произносить безударные гласные.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.
Лексический материал:
Листочек — лиственный — лиственница — листья.
Грибной — грибочек— грибница— грибник.
Орешник— орешек— орехи.
Дождик— дождище— дождевик— дождливый.
Желуди — желудевый.
Травяной — травник — травница — травушка — травинка.
Ветряные — ветерок — ветры — ветрище — ветродуй.
Холодок— холодище— холодный — холоднее— холодильник.
Птицы — птичий — птичница — птичник.
Осинка — подосиновик — осины.
Деревце — деревянный — деревья.
Игра «Слова»
Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний». Спросите малыша:
«Куртка какая?» (Осенняя.)
«Дождь какой?» (Осенний.)
«Погода какая?» (Осенняя.)
«Настроение какое?» (Осеннее.)
Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «лесной»:
«Малинка какая?» (Лесная.)
«Орех какой?» (Лесной.)
«Озеро какое?» (Лесное.)
«Яблоки какие?» (Лесные.)
«Тропинка какая?» (Лесная.)
Игра «Повар»
Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете.
Лексический материал:
Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп...
Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка...
Морковь — морковный сок, морковные котлеты...
Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...
Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...
Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...
Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...
Игра «Назови ласково»
Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.
Оснащение: мяч.
Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Лексический материал:
Орех крепкий — орешек крепенький.
Лист желтый — листочек желтенький.
Куртка теплая — курточка тепленькая.
Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.
Ягоды кислые — ягодки кисленькие.
Камень чистый — камешек чистенький.
Палка длинная — палочка длинненькая.
Ветка короткая — веточка коротенькая.
Игра «Покажи картинку»
Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).
Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.
Лексический материал:
Мальчик вошел в лес — мальчик вышел из леса.
Мальчик подходит к елке — мальчик отходит от елки.
Мама открывает окно — мама закрывает окно.
Птицы прилетают — птицы улетают.
Лет
(подготовительная группа)
Игра «Антонимы»
Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: день — ночь, тепло — холодно, большой — маленький.
Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу: «Странный в сентябре лес — в нем рядом веснаиосень. Желтыйлист и зеленаятравинка. Теплоесолнце и холодныйветер. Увяданиеирасцвет. Песниптиц и тишина. Грустноирадостно».
Игра «Прилагательные»
Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой. Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:
Задумчивая ласковаяосень
К нам тихо, незаметно подошла,
Багряныйсвой наряд на лес набросив,
Холодныетуманы принесла...
Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.
Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.
Игра «Найди быстро ошибку»
Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)
Лексический материал:
С моря дует (тепло) ветер.
Мы собрали (богатство) урожай яблок.
В пути мы попали под (грибы) дождь.
Ветер дует (холод) осенний.
В лесу рыщут злые (голод) волки.
Игра«Слова-синонимы»
Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.
Лексический материал:
Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.
Плохое настроение — грустное, печальное.
Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.
Хорошее настроение — радостное, веселое.
На улице холодно — зябко, морозно.
Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:
Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу,
За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу.
Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу,
А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.
Игра «Объясни»
Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е. иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» — это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.
Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.
Лексический материал:
Осенний дождь, осеннее настроение;
золотая осень, золотое кольцо;
поздняя осень, поздний ребенок;
воет ветер, воет волк;
голый лес, голый малыш.
Игра «Скажи правильно»
Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.
Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Лексический материал:
Гуси (подплыли, отплыли) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.
Белка (залезла, вылезла) из дупла.
Девочка (вылила, налила) воду из ведра.
Ежик (залез, вылез) в норку.
Люди (вошли, вышли) в лес.
Игра«Подбери слово»
Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.
Лексический материал:
Лист упал с куста — ... засох.
Ягодка вкусная — ... душистая.
Яблоко сладкое — ... спелое.
Дует ветер — ... срывает листья с деревьев.
Бежит ручей — ... журчит и звенит.
Цветы исчезли в лесу — ... завяли.
Птицы собираются в дальний путь — ... полетят в теплые края.
Игра«Дополни предложение»
Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета.
Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?» (Крупные, сочные, красные.)
Дальнейшая игра строится аналогично.
Лексический материал:
Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.
Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.
Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.
Игра «Лишнее слово»
Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря, развитию аналитико-синтетической деятельности.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.
Лексический материал:
Куртка, сапоги,шапка, брюки, носки;
тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;
черника, голубика, земляника, клюква, грибы;
береза, ольха, яблоня,рябина, ель;
осень, зима, весна, утро;
утро, день, осень,вечер;
мухомор,лисичка, подосиновик, подберезовик.
Игра«Как сказать иначе?»
Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет. Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию. Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».
Лексический материал:
Листья желтеют — желтеющие листья;
птицы улетают — улетающие птицы;
дождь моросит — моросящий дождь;
осень наступила — наступившая осень.