Упражнения с четырьмя арифметическими операциями
· Несмотря на то, что дети в третьем классе знакомятся с письменными операциями, они продолжают упражняться в вычислениях в строчку (например, при помощи листов для ежедневных упражнений). Также важно каждый день проводить устный счет (вплоть до 8 класса!). Это дает нам уверенность в том, что у детей продолжает развиваться чувство числа, а также способность к устным вычислениям.
· Мы должны стимулировать детей на нахождение стратегий работы с четырьмя процессами.
· Мы должны начать упражняться в делении с остатком (например, 46:7).
Устный счет
· Ежедневно занимайтесь устным счетом (10 минут или меньше) и продолжайте вырабатывать стратегии в этой работе.
· Дойдите до вычислений типа: 46+5, 28+31, 75-68, 73-4, 24:4, 100-13, 51=46+__.
· Нахождение середины. Эти задания появились во втором классе, а теперь, в третьем классе, становятся немного более сложными. Примеры:
o Какое число находится посередине между 25 и 41?
o Какое число находится посередине между 25 и 61?
o Какое число находится посередине между 250 и 450?
Загадки
В этом классе хорошо использовать несложные головоломки, загадки и математические игры.
Часы
Во втором классе ученики сделали часы. Мы должны вернуться к данной теме и поупражнять умение определять время по часам.
Тетрадь для упражнений
Во втором классе дети начали работать с тетрадями для упражнений. Эта работа должна быть продолжена в третьем классе и далее. Как обычно, все записи делаются аккуратно. В третьем классе дети учатся организовывать работу в тетради.
Мир чисел
Мы повторяем счет до 1000 и далее, вперед и назад. Продолжаем писать числовые диктанты.
Эпоха 1: Сложение и вычитание в столбик
Новый материал и содержание эпохи
· Сложение и вычитание в столбик. Новая (и вдохновляющая!) тема.
o Дети получают начальные навыки сложения и вычитания в столбик. К концу года мы дойдем до сложения двух четырехзначных чисел (например, 8364+8375) и вычитания двух трехзначных чисел (например, 643-387).
o Терминология. Постарайтесь не говорить «займем», так как на самом деле мы никогда не отдаем. Если в одном разряде число в знаменателе больше числа в числителе, то мы можем сказать «распределим».
o Для начала ученики должны хорошо знать разряды. Поэтому нужно внимательно повторить эту тему.
o Также полезно будет повторить разложение числа на слагаемые.
Например, как мы можем представить число 53 в виде суммы двух других чисел? Можно записать 53=50+3 или 53=40+13, или 53=30+23, или 53=52+1, или 53=48+5, и т.д.
· Не забывайте о повторении и упражнении! Ранее изученный материал нужно вспоминать, упражнять и углублять.
Движение
· Таблица умножения тренируется с более сложными движениями. Можно совмещать несколько рядов в одном упражнении.
o Пример: Хлопаем двойку, топаем тройку, киваем шестерку.
o Пример: Совмещаем 3, 6, 9 и 12. Пусть один ученик считает (можно стучать по барабану), а остальной класс поделен на группы (3, 6, 9, 12). Каждая группа выполняет свое движение. Флегматики могут делать 3, чтобы им побольше двигаться.
o Поделав такие упражнения, мы можем задать такие вопросы: «В какой момент мы все двигаемся одновременно? Когда только девятки двигаются? Когда никто не двигается?» и т.д.
o Постарайтесь придумать как можно больше различных вариантов движения, чтобы класс работал с удовольствием.
Работа со счетным материалом
Ученики должны быть в состоянии представлять разложение числа на слагаемые, так что счетный материал больше не используется.
Работа в тетрадях
· Ученики записывают в тетради большое число вычислений в столбик.
· Письменная работа должна быть хорошо организована на листе и выполнена аккуратно! Используйте подходящие цвета (например, зеленый для сложения, синий для вычитания и т.д.).
Эпоха 2: Измерения
Новый материал и содержание эпохи
· Измерения. Это основная тема главного урока.
o Линейные измерения.
§ Дети знакомятся с линейными измерениями через телесный опыт.
§ Они должны измерять вещи, находящиеся в классной комнате и в школьном окружении.
§ В классе мы можем сделать простой ростомер, показывающий рост одного из детей на протяжении нескольких месяцев. Или возможно, каждый ребенок может сделать это у себя дома.
o Вес. Вес также является частью переживаемого опыта. Дети могут взвешивать объекты в комнате и друг друга.
o Объем и жидкие меры. Здесь мы можем измерять, сколько чайных или столовых ложек в чашке, сколько капель в ложке, чашек в кастрюле или банке.
o Происхождение мер. История появления единиц измерения преподается в образной форме (например, с помощью истории о Ноевом ковчеге).
o Практическое использование. Конечно, лучше всего показать практическое использование измерений на примере несложного строительного проекта, кулинарных рецептов и т.д.
o Предположения. Ученики должны упражняться в предположениях. Например, они могут предположить длину доски, высоту дерева, расстояние между камнями, вес животного. Мы всегда должны сначала предположить, а потом уже измерить.
o Перевод мер. Дети должны упражняться в простых переводах мер.
· Деньги. Пришло время познакомить детей с деньгами. Они могут сделать свои собственные деньги (монеты и бумажные деньги), устроить магазин или даже рынок. Можно играть в игры с использованием денег. В ходе работы дети учатся считать деньги и давать сдачу.
· Сложение и вычитание в столбик. Эти темы рассматривались на первой эпохе математики в третьем классе. До сих пор этот материал «спал». Важно не обращаться к пройденному материалу между двумя эпохами математики. Теперь он хорошо «отдохнул», и мы можем его повторить и углубить.
· Деление с остатком. Нужно делать это, используя одно и то же делимое, но разные делители. Например, возьмем число 14 и разделим его на 1, 2, 3 и т.д. (14:1=__, 14:2=__, 14:3=__, 14:4=__ и т.д.). Через некоторое время дети смогут быстрее находить остаток. Эта работа является подготовкой к делению в столбик.
· Не забывайте о повторении и упражнении! Ранее изученный материал нужно вспоминать, упражнять и углублять.
Движение. Продолжайте делать упражнения с движением, как на первой эпохе математики.
Работа с пособиями
· Конечно, есть неограниченное число возможностей для организации экспериментов на эпохе измерений. Все это оживляет урок и вызывает энтузиазм учеников.
· На этой эпохе к нам на помощь придут коробки из-под молока, банки, бутылки, ложки, чашки и т.д.
· Работа с деньгами также хорошо подкрепляется пособиями.
Работа в тетрадях
· Дети должны записывать в тетради, что они пережили (сколько локтей в сажени и т.д.). Они могут делать рисунки (например, рисунок ступни) различных телесных мер.
Эпоха 3: Умножение (и деление?) в столбик
Новый материал и содержание эпохи
· Умножение в столбик. Умножение в столбик будет пройдено успешно только если дети хорошо знают таблицу умножения.
· Деление в столбик.
o Каждый учитель должен подумать и решить, готов ли класс к знакомству с делением в столбик, или лучше оставить эту тему до четвертого класса.
o Если вы решили ввести деление в столбик в конце третьего класса, тогда обратите внимание на следующие вещи:
§ Попроще! Задания должны ограничиваться двухшаговыми вычислениями (например, 152:4=38), где делитель не больше 12.
§ Покороче! Удостоверьтесь, что дети не перегружены задачами на деление в столбик. Достаточно небольшого знакомства.
§ Изучите материал о делении в столбик для четвертого класса.
· Не забывайте о повторении и упражнении! Ранее изученный материал нужно вспоминать, упражнять и углублять.
Движение
· Очень сложное, но важное задание для третьего класса – привести все ряды таблицы умножение к движению одновременно. Вот одна идея о том, как это можно сделать, через игру в корабль.
o Капитан считает подряд; двойки моют палубу; тройки выливают ведра воды на палубу; четверки поднимают паруса; пятерки бросают якорь и т.д.
o Группы детей произносят число и двигаются, когда слышат число из своего ряда.
o Хорошо, если некоторые дети только наблюдают. В конце можно задать им несколько вопросов. (Например: «Когда мы слышим только капитана? Когда вся команда говорила и двигалась одновременно? и т.д.»)