Концепция кадровой политики в системе таможенных органов
Кадровая политика является составной частью единой таможенной политики, призванной обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, защиту российского рынка, содействовать развитию национальной экономики и проведению ее структурной перестройки, решению других задач экономической политики.
Вопросам кадровой политики стали уделять пристальное внимание с момента создания таможенной службы России в 1991 году.
В 1993 году в основном было завершено структурное оформление системы таможенных органов, осуществлен переход на региональный принцип управления их деятельностью. Созданы и полностью укомплектованы кадрами региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В настоящее время в связи с модернизацией таможенной службы работа по кадровому обеспечению таможенных органов является приоритетным направлением служебной деятельности и имеет принципиальное значение для успешного решения возложенных на таможенную службу задач.
Кадровая политика таможенных органов Российской Федерации осуществляется в соответствии с решениями Правительства РФ, Положениями Таможенного кодекса РФ.
Особенности проведения кадровой политики вытекают из правоохранительной сущности таможенных органов, особого служебного положения и ответственности работников, права и обязанности которых определены правовым статусом должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
Кадровая политика – это сфера деятельности, включающая комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социально-психологических мер, направленных на кадровое обеспечение деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Цель кадровой политики – формирование необходимых кадровых ресурсов и обеспечение эффективной деятельности кадров по решению задач, возложенных на таможенные органы.
Основные задачи кадровой политики:
– своевременное пополнение подразделений кадрами;
– оптимизация организационно-штатной структуры таможенных органов, рациональная расстановка кадров;
– обеспечение высокого уровня профессионализма, условий для всестороннего развития личности каждого работника;
– мотивация кадров к эффективной служебной деятельности.
Основные принципы кадровой политики:
– обеспечение строгого соблюдения требований законов, установленных норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность работников, персональная ответственность за выполнение ими служебного и профессионального долга;
– доверие и уважение к работникам, объективная оценка их качеств и результатов служебной деятельности;
– создание условий для профессионального роста кадров, творческого исполнения ими служебных обязанностей;
– единоначалие с использованием в его пределах возможностей коллегиальных органов;
– оптимальное сочетание опытных и молодых работников, преемственность в руководстве, планомерное движение кадров;
– гласность, систематическое информирование работников по вопросам работы с кадрами.
Главным критерием оценки эффективности кадровой политики являются результаты деятельности таможенных органов в решении возложенных на них задач.
Правовую основу кадровой политики в таможенных органах, составляют положения Конституции Российской Федерации. Кодекс законов о труде Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, другие законы России, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов государственной и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты в сфере работы с кадрами.
Кадровая политика в таможенной службе в целом осуществляется руководством ФТС РФ и определенной мере практически реализуется каждым из управлений и отделов ФТС, а также соответствующими подразделениями нижестоящих таможенных органов.
Определение кадровой политики и общее руководство ее проведением в подчиненных организационных структурах осуществляет Председатель Комитета. Вопросы кадровой политики, требующие коллективного обсуждения, выносятся Председателем Комитета на рассмотрение Коллегии ФТС России. Ответственность за проведение кадровой политики в пределах установленной компетенции возлагается на заместителя Председателя Комитета, курирующего работу с кадрами, Управление кадров и учебных заведений ФТС России, руководителей таможенных органов.
Головным подразделением в вопросах проведения кадровой политики является Управление кадров и учебных заведений ФТС России, которое действует в пределах установленной компетенции. Управление объединяет координирует кадровую работу, а также деятельность подчиненных учебных заведений..
Управление кадров и учебных заведений имеет следующую структуру: отдел руководящих кадров и организационно- методической работы; отдел подготовки кадров и учебных заведений; отдел профилактики правонарушений среди личного состава; группа делопроизводства, учета, оформления кадров центрального аппарата.
Информационно-аналитическое обеспечение кадровой политики возлагается на Управление кадров и учебных заведений ФТС России, кадровые аппараты таможенных органов, которые должны последовательно внедрять в свою деятельность новые информационные технологии, постоянно совершенствовать сбор, обработку и анализ отнесенной к их компетенции информации, давать всестороннюю оценку состояния работы с кадрами, готовить необходимые прогнозы, вносить предложения о вариантах эффективных управленческих решений.
Основным средством накопления и обработки данных о кадрах таможенных органов должны служить специализированные информационные системы. В кадровых аппаратах таможенных органов необходимо планомерно внедрять автоматизированные рабочие места, информационно-вычислительные сети, объединяющие подсистемы различного уровня. Следует осуществить разработку и внедрение баз знаний, а также экспертных систем по различным аспектам работы с кадрами.
Научно-исследовательские разработки (НИР) и темы диссертационных исследований в сфере работы с кадрами должны определяться практическими потребностями и закрепляться в целевых комплексных научно-исследовательских программах, реализуемых ведомственными учебными заведениями и научными учреждениями совместно с Управлением кадром и учебных заведений ФТС России.
Приоритетными организационными формами реализации НИР следует считать разработку целевых комплексных научно-исследовательских программ и создание временных научных групп (коллективов) из числа научных работников, профессорско-преподавательского состава, сотрудников кадровых аппаратов и заинтересованных подразделений. Широко привлекать к НИР наиболее подготовленных слушателей таможенных учебных заведений, имеющих склонность к исследовательской работе, а также специалистов других ведомств.
Материально-техническое и финансовое обеспечение кадровой политики осуществляются централизованно за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, внебюджетного фонда развития таможенной системы, а также из других источников в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с целями и задачами кадровой политики, планами по ее реализации, потребностями обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской работы ежегодно утверждаются объемы выделяемых средств.
Кадровая политика реализуется в конкретных планах и программах, обеспечивающих последовательное совершенствование работы с кадрами. Планы и программы взаимно согласуются по содержанию, срокам, ресурсам и исполнителям. Они могут уточняться в зависимости от изменений потребностей кадрового обеспечения таможенных органов.
Основными направлениями осуществления кадровой политики таможенной службы являются:
1. Подбор кандидатов на службу в таможенные органы.
2. Организационно-штатная работа, расстановка и движение кадров.
3. Работа с руководящим составом.
4. Организация системы профессионального образования.
5. Воспитательная работа.
6. Обеспечение социальной защиты работников таможенных органов.
7. Правовое регулирование работы с кадрами.