Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Арабская модель менеджмента. Западноевропейская модель менеджмента.
3. Содержание тем учебной дисциплины
Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «История управленческой мысли»
1. Понятие и определения управления
2. Предмет, содержание и задачи дисциплины
3. Сущность и основные категории управления
1. Понятие и определения управления
Управление тесно связано с такими понятиями как система, организация, и является их важной составной частью.
В самом общем виде, управление - это целенаправленное воздействие на какую либо систему с целью перевода ее из одного состояния в другое. Управление - постоянное свойство, присущее человеческому обществу на любой ступени его развития.
Слово (англ.) “управление” первоначально обозначало умение объезжать лошадей. В основе этого слова лежит английский глагол “to manage” (управление), который происходит от латинского “manus” (рука). Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. Термин “менеджмент” буквально означает “руководство людьми”. В переводной литературе “менеджмент” и “управление” встречаются как слова синонимы.
Развитие общества, возникновение коллективной деятельности привели к необходимости выделения управления как специфической формы труда. Во всех случаях применения совместного коллективного труда возникает необходимость в управлении. В результате одна часть людей занимается непосредственно трудом по производству материальных благ, а другая управлением.
Управление, как наука, основывается на древней практике, относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры (древняя Шумерия: на глиняных табличках записаны сведения о законах и коммерческих сделках). Что свидетельствует о существовании практики управления еще на заре цивилизации.
Начало развития науки управления связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита “Богатство народов”. Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства.
Идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований является относительно новой. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Швейцарский экономист Г. Кендэ говорил, что “В то время, как ХIХ век был веком промышленности, ХХ век уже занял место в истории как век административный”. Управление становится не только необходимо, оно требует разработки определенной теории, которая позволила бы осуществлять руководство экономикой и производством на основе научных рекомендаций. Значимость менеджмента была осознана в 30-е годы когда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
Термин “управление” трактуется довольно широко. Распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.
В настоящее время существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Большинством экспертов в области управления принято следующее определение: Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури “Основы менеджмента).
Ведущий мировой теоретик в области управления Питер Ф. Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
На наш взгляд, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.
Приведенные формулировки дают возможность говорить, что управление является элементом социальных изменений и перемен.
2. Предмет, содержание и задачи дисциплины
Наука управления, как и каждая наука, имеет объект и предмет изучения, систему научных понятий и категорий. Исходными категориями являются объект и предмет науки.
Предмет изучения - это отношения управления, процессы их формирования и развития.
Наука управления носит в основном прикладной характер и относится к экономико-организационным наукам, поскольку она изучает отношения и связи людей в процессе управления. В ходе производства и управления им люди вступают в определенные отношения друг с другом. Следовательно изучение управления означает прежде всего изучение отношений между людьми, выявление законов формирования отношений управления и на этой основе установление принципов управленческой деятельности, форм и способов их осуществления.
Предметом менеджмента как науки управления является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на две группы:
1. Отношения между людьми в процессе управления, которые классифицируются по следующим признакам:
1.1. По сферам жизни общества:
а) экономические;
б) социально-политические;
в)духовные
1.2. По характеру управления:
а) межличностные;
б) межсистемные;
в) смешанные
1.3. По отношению к рассматриваемой системе:
а) внешние;
б) внутренние
1.4. По времени действия:
а) временные (краткосрочные);
б) постоянные
1.5. По характеру возникающих связей:
а) линейные;
б) функциональные;
в) смешанные.
2. Законы, функции, организационные структуры, технология управления и пр.
В менеджменте субъектом являются менеджеры, а объектом - производство и его персонал. В содержание менеджмента, как науки управления, входит характеристика обоих элементов системы и связей между ними, т.е. характеристика самого механизма управления.
Содержанием науки управления является выявление закономерностей, разработка принципов, функций и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
В основу науки управления положены экономические законы, закономерности развития экономики и их действие в процессе управления.
В состав науки управления включаются две взаимосвязанные части: теория управления и искусство управления.
n Теория управления в основном ориентирована на отражение рациональной стороны реальных систем управления, их общих закономерностей и моделей.
n Искусство управления в каждом конкретном случае наполняет эти рациональные знания жизнью и практикой. Искусство управления, т.е. способность творчески подходить к постановке и реализации целей приобретается на основе личного жизненного опыта или путем специального обучения руководителей (менеджеров).
Однако одним из важнейших условий достижения высокого искусства в управлении является овладение теорией управления.
Содержание курса “Теория управления” обобщает научные знания и практический опыт в этой области и составляет совокупность учений о теоретических основах управления.
Умения и навыки управления приобретаются в основном на практике при выполнении руководящей работы, однако ряд основных элементов постигается при изучении данной дисциплины.
Основная задача курса - научить общему подходу к решению задач управления, обеспечит специалистов методами научного анализа проблем обеспечения бесперебойного функционирования производства в рыночных условиях.