Западноевропейская модель менеджмента

Западноевропейская модель менеджмента является менее тенденциозной по сравнению с американской или японской. Она признает необходимость рационализма в системе управления и вместе с тем направлена на развитие гуманистических и социально ориентированных основ функционирования организации, совершенствование системы внутриорганизационных отношений, творческое обучение и саморазвитие персонала.

Западноевропейские ученые и практики внесли весомый вклад в формирование и развитие менеджмента: они активно пропагандировали идеи новых концепций управления и обогащали их самостоятельными исследованиями.

Западноевропейская модель определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:

- положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);

- верно выбранный тон (условия коммуникации);

- правильный выбор частотности влияния (оптимальная частота влияния на долговременную память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее всего расположен чувствовать, желать, формировать впечатление).

В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. В рамках компаний создаются производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности. Крупные концерны устанавливают между собой производственные связи, образуя промышленные группы.

Вслед за США в Европе стали проводиться эксперименты по обогащению труда, т.е. повышению его содержательности на рабочем месте, развитию творчества и поощрению инициативы работников. Наиболее наглядно это проявилось в шведском автомобильном концерне Volvo. В частности, там был упразднен конвейер, что позволило на одном автомобильном заводе, входящем в компанию, снизить текучесть кадров с 50 до 12% и повысить рентабельность на 35%. Практика отказа от конвейера (одного из главных достижений фордизма) вызвала на Западе бурную дискуссию.

Западноевропейские ученые заметно способствовал и формированию подхода к управлению с позиции «социального человека», который предполагает воздействие на поведение работника групповых факторов, гуманизацию трудовых отношений, совершенствование системы социальных отношений.

В 1929 - 1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой экономический кризис, для его преодоления потребовалось активное государственное вмешательство в регулирование рыночных процессов. В этот же период выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) сформулировал концепцию государственного регулирования экономики.

Заслуга Кейнса состоит в том, что он обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования, которые развивались и совершенствовались в дальнейших исследованиях.

Он первым стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление и указывал, что такие негативные явления, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста и прочее, являются неизбежными в стихийной экономике.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике, согласно Кейнсу, должно осуществляться в двух основных направлениях:

- непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

- регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и обеспечением безопасности страны, через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики.

Направление экономической мысли, основанное на формировании системы государственного регулирования экономики, получило название по имени своего основоположника - кейнсианство. Наиболее яркое практическое воплощение кейнсианство получило в двух моделях управления: западногерманской модели социального рыночного хозяйства и шведской модели социализма.

Большое влияние на развитие экономики послевоенной Европы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897 - 1977). Разработанная Эрхардом концепция социального рыночного хозяйства, основанная на теории косвенного регулирования Кейнса, была возведена в ранг официальной государственной доктрины и стала основой экономической программы. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства, свободы действий и социальной ответственности.

Стержнем экономической политики Эрхарда стал принцип социальной ориентации рынка, связанный с ростом заработной платы при условии повышения производительности труда.

По примеру ФРГ ряд европейских стран (Франция, Италия, Австрия, государства Бенилюкса, Скандинавии и Финляндии) в 50-60-х гг. XX в. определили приоритеты экономического развития и конституционно закрепили статус «социальное государство». В России аналогичные установки продекларированы в начале 90-х гг. при переходе к рыночной экономике.

Создателем шведской модели социализма является Гуннар Карл Мюрдаль (1898-1987), крупный ученый, лауреат Нобелевской премии. Сторонник социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, теории социального государства и социального партнерства. По его мнению, вмешательство государства преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой реализован принцип всеобщего равенства.

Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели. Эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.

В настоящее время стремление к формированию социально ориентированной рыночной экономики стало общемировой тенденцией. Это направление характерно для большинства европейских, в первую очередь Скандинавских, стран, а также Канады и Израиля; данный путь развития выбрали Китай, Корея, быстроразвивающиеся страны Латинской Америки и Арабского Востока.

Таким образом, особенности каждой национальной модели менеджмента определяют важнейшие параметры системы управления, такие как стиль руководства, отношение к законам и нормативным актам, система контроля, мотивации и стимулирования персонала, формы коммуникаций, характер организационных и межличностных связей, корпоративная культура и др.

Наши рекомендации