Определите, какие задачи ставила учительница, давая учащимся новую задачу. Найдите момент, когда возникла ситуация для выдвижения воспитательной задачи.
Сформулируйте воспитательную задачу, которую решала учительница. Покажите, как с изменением ситуации в классе уточняется, конкретизируется задача.
Оцените позицию учителя по отношению к классу и основным действующим лицам ситуации: Юре, Миле, Гене. Каким, по вашему мнению, будет конечный результат решения задачи?
Как можно было бы оценить работу учителя на уроке?
Идет урок. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается.
Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.
— Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!
Поставьте сами вопросы к предложенной педагогической ситуации и дайте на них аргументированный ответ.
На уроке литературы дети работали над составлением литературного портрета. Учительница предложила каждому описать внешность какого-нибудь хорошо знакомого человека. Ребята склонились над тетрадями. Один строптивый ученик начал по окончании читать свою боту классу, и учительница тихо ахнула: в портрете, изображенном учеником, она узнала... себя: так метко были схвачены детали ее неказистой внешности. Захотелось закричать, заставить замолчать злого мальчишку, выбежать из класса...
Какое поведение учителя в создавшейся ситуации будет педагогически целесообразным?
Оцените поведение ученика, его позицию. Какую задачу решает он, создавая эту ситуацию? Насколько своеобразна подобная ситуация? Часто ли такие ситуации возникают? Что служит причиной их появления?
На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!»
А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала: «Дети, не надо закрываться яруг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает».
Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему?
Можно ли похарактеру замечаний сделать вывод об установках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное различие их позиций?
На уроке математики в 4 классе дана самостоятельная работа. Она сопровождается следующими репликами учителя.
— Кто решит все примеры за 5 минут без единой ошибки, получит «пять».
— Жене еще надо разок внимательно проверить последний пример.
— Первым решил все примеры правильно и аккуратно Алеша Гусев. Я поставлю ему «пять».
— Марина у нас сегодня молодец: работает хорошо, быстро и уже сделала самую трудную половину работы.
— Илья, ты уже все решил? Дай Николке проверить свою работу: ты у нас все время нули теряешь.
— Андрей сегодня и задачу дома решил, и примеры решает правильно, молодец!
— Ребята, время на работу вышло, заканчивайте. Проверим ответы. Читай, Наташа, первый ответ.
— У кого такой же ответ? Правильно. Кто ошибся? Отметьте пример с ошибкой, его надо будет пересчитать.
Дайте оценку каждому суждению учителя. Найдите управляющие, стимулирующие, оценочные суждения.
Можно ли те же суждения использовать учителю в 8 классе?
Мальчик мучительно долго думает, как разделить число 792 на 16. Но вместо предполагаемого упрека слышит:
— Кто поможет Володе? Деление многозначных чисел — не такое простое дело. Когда-то умножать и делить умели только избранные, а в XII веке, например, делить учили только в Болонской академии.
С какой целью была использована учителем в этой ситуации дополнительная информация?
Можно ли ту же информацию использовать иначе, по другому поводу? Предложите свой вариант.