Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме

Менеджмент традиционно связывают с коммерческими организациями. Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации.
Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т.е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.
Под менеджментом в государственной службе понимается:

· и процесс управления в рамках учреждений государственной службы,

· и наука об этом управлении, и искусство управления,

· и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления.

Менеджмент в государственной службе осуществляется через свои основные функции:

1. планирование,

2. организацию,

3. координацию,

4. мотивацию

5. контроль.

Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах. Менеджмент в государственной службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Менеджмент в министерстве, в областной администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной корпорации имеет общие закономерности.
В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля.

Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах. Будучи одним из видов специального менеджмента, менеджмент в государственной службе распадается на ряд других, более специфических видов менеджмента.

Так, например, в рамках менеджмента в государственной службе можно выделить военный менеджмент, менеджмент чрезвычайных ситуаций, а также министерский менеджмент, региональный и муниципальный менеджмент и т.д.

Особенности менеджмента в государственной службе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой: - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора; - организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях; - мотивация в государственной службе меньше всего основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.); - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более всеобъемлющий характер, чем в коммерческой организации.

Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
- следование инструкциям;
- разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет;
- концентрация власти и политической воли;
- ограничение свободы;- административный контроль;
- авторитарный стиль управления.

50. Понятие организационной структуры. Аппарат управления: уровни и звенья, и их взаимоотношения; иерархичность и субординационность.

Организационная структура управления - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления и обеспечивающие работу и развитие организации как единого целого. (организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации).

В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (подразделения, отделы, бюро и т.п.), уровни (ступени управления) и связи – горизонтальные и вертикальные.

Звено (орган) управления – это обособленная ячейка со строго очерченными функциями управления. Звенья управления подразделяются на линейные и функциональные. Линейные звенья (линейные органы) – это административно обособленные части производства, осуществляющие комплексное управление непосредственным производством. К ним относятся: • производственные объединения; • фирмы; • предприятия; • цехи; • участки. Функциональные звенья (функциональные органы) – это административно обособленные части аппарата управления, осуществляющие реализацию одной или нескольких функций управления производством. К ним относятся: • комитеты; • управления; • отделы; • сектора; • бюро; • группы. Линейные звенья несут непосредственную ответственность за выпуск установленной планом продукции или оказываемые услуги. Функциональные звенья оказывают линейным помощь в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью.

Уровень (ступень) управления – это совокупность звеньев управления на определённом уровне иерархии управления.

* Горизонтальные связи носят характер согласования и, как правило, одноуровневые.

* Вертикальные связи – это связи подчинения, их необходимость возникает при наличии нескольких уровней или ступеней управления (иерархичность). Связи в структуре могут носить линейный и функциональный, формальный и неформальный характер. Таким образом, организационная структура – это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей.

Уровни организационных структур

1) механистический (бюрократический); Механические – своё название бюрократической структуры связано с тем что первый подход разработал М.Вебер, который предложил нормативную модель названную рациональная бюрократия (идеальная структура). По этой модели все работники организации должны действовать строго по инструкциям и не отклоняется от них. Второе название механистическая структураона получила от машинного механизма.

2) органический (адаптивный, гибкий).Органические организации характеризуются слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход показывает свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокий уровень неопределенности в том, когда, где и как выполнить работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Сегодня классическим примером эффективного применения органического подхода является производство электронной техники и высокотехническое производство в целом.

Наши рекомендации