Исторические формы общественной самоорганизации и самоуправления.
Исторические формы общественной самоорганизации и самоуправления.
Наиболее древней демократической формой самоуправления был народный сход (вече).Созвать вече – значило представить дело на обсуждение народа.
На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями:· выбирало и изгоняло князя;· решало вопросы войны и мира;· распределения повинностей и податей;· организации ополчения и обороны города;· заключения и прекращения внешних договоров и соглашений;· избирало руководителей исполнительно-распорядительных органов (посадника, тысяцкого и др.);· в особых случаях осуществляло правосудие.
Сословное самоуправление
Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно трансформируемое, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года.
Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд).
Копные суды. Особой формой крестьянского судебного самоуправления, просуществовавшей на территории Беларуси вплоть до XVIII в. были копные суды. В копных судах судьями были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории. Для рассмотрения дел они собирались в копу (все вместе). В компетенцию копного суда входили вопросы, возникающие в данном населенном пункте: межевые споры, хищения, побои, колдовство и т.д.
В период Великого княжества Литовского, начиная с 14в., на территории Беларуси складываются постоянно действующие местные органы власти. Главной фигурой в системе местных органов был воевода, который возглавлял административные, хозяйственные, военные и в значительной мере судебные органы на территории воеводства. В должности воеводы совмещались функции представителя центральной власти и местного управления. Представительными органами власти в воеводстве были воеводский и уездные сеймы.
В XIV в. в городах и местах (местечках) Беларуси начала появляться новая, по тем временам высоко демократичная форма самоуправления основанного на магдебургском праве.
Магдебургское право – совокупность закрепленных специальным документом (грамотой) прав и привилегий жителей конкретного города (места) на самостоятельное решение широкого круга вопросов своей жизнедеятельности. Права и привилегии у каждого города, места, получавшего магдебургское право, были оригинальными, учитывающими социальные, экономические, географические и иные факторы. Общими для всех городов и мест, обладающих магдебургским правом, были право на местное самоуправление и свобода его граждан.
Главным органом самоуправления вольного города являлся магистрат, состоявший из двух коллегий:
· рады, возглавляемой бургомистром;
· лавы, возглавляемой войтом.
Во второй половине XVIII века после присоединения территории Беларуси к Российской империи местное самоуправление было резко ограничено в своих правах и в 1830-1840 гг. магдебургское право в Беларуси было окончательно ликвидировано.
Земское самоуправление
Главной целью земской реформы было передать часть задач, решаемых государственными органами, в ведение земств. Земская система не основывалась на принципе соподчиненности, чем отличалась от государственной бюрократической.
Система земских учреждений включила в себя:· земские избирательные съезды, один раз в три года избирающие земских гласных в земские собрания;
· земские собрания;
· земские управы.
Достоинства МСУ
1. Понимание проблематики и решение самых острых вопросов населения.
2. Выявление и активизация лидеров и пробуждение активности населения.
3. Большая концентрация на внутреннем устройстве.
Недостатки МСУ:
1. Зависимость от выделения финансового ресурса из центра.
2. Ограниченность в доступе к информации, планам развития.
3. Отсутствие контакта с инвесторами.
4. Большая концентрация на внутренних проблемах.
Основные принципы
- органы местного самоуправления должны избираться населением;
- органы местного самоуправления противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему;
- разграничение предметов ведения органовместного самоуправления и органов государственной власти;
- право на независимость и самостоятельность органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных полномочий.
Основные принципы
Во многом опиралась на идеи противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом наличия местного самоуправления выступали не естественные права человека, а хозяйственная необходимость и практичность.
При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов самоуправления.
Основные принципы
- местное самоуправление есть продолжение государства, а его органы – по сути местные органы государственной власти;
- сфера деятельности местного самоуправления – выполнение государственных задач, органы местного самоуправления не могут иметь иных задач, помимо сформулированных государством;
- всякое публичное управление есть дело государственное, поэтому смысл существования местного самоуправления – не отделение от государства, а подчинение его интересам и целям.
Теория дуализма муниципального управления
Авторы: Х. Ф. Алдерфер; Р. Родс
Основные принципы
Суть теории дуализма муниципальногоуправления состоит в том, что решаявопросы местного значения органыместного самоуправления должны решатьобщие задачи государственной политики инекоторые функции государства.
Основные принципы
Теория социального обслуживания приоритетной задачей местного самоуправления считает социальное обслуживание населения, отвергая все иные задачи и функции.
Другая классификация:
Модель относительной автономии. Эта модель предоставляет независимость органам местного самоуправления, не отрицая в то же время реальности существования общенационального государства
Модель агентств. В рамках этой модели органы МСУ рассматриваются главным образом в качестве своего рода агентств, проводящих политику центра.
Модель взаимодействий. В этой модели трудно определить сферы действия центральных и местных органов власти, поскольку они включены в сложную систему взаимоотношений, в которой акцент делается на взаимное влияние
Задачи
- удовлетворение потребностей населения вразличного рода услугах;
- комплексное социально-экономическое развитие территории;
- оптимальное сочетание местных и государственных интересов;
- распределение социальных благ;
-поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельностьадминистративно-территори-альных единиц.
Этапы выборов.
1. Указ Президента РБ о назначении выборов в местные Советы депутатов.
2. Выдвижение кандидатов. Создание инициативные групп, собирающих подписи.
3. Регистрация кандидатов. Начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе.
4. Регистрация. Избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или мотивированное решение об отказе.
Избирательная комиссия, не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов передает в СМИ для опубликования сообщение о регистрации с указанием ФИО, даты рождения, профессии, должности, места работы и жительства, партийности каждого кандидата.
5. Предвыборная агитация. Гражданам РБ, инициативным группам предоставляется право обсуждения предвыборных программ кандидатов, политических, деловых и личных качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в печати, по телевидению и радио, а также во время встреч с избирателями. Кандидат проводят встречи с избирателями.
На всех участках для голосования не позднее 14 дней до выборов оформляются стенды с биографическими данными и предвыборными программами кандидатов. Агитация в день выборов не допускается.
6. Поведения голосования, подведение и опубликование итогов.Голосование проводится в день выборов с 7 до 22 часов в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены ящики для голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Ящики для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол. Копия протокола после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.
Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
После опубликования сообщения об итогах выборов по избирательному округу выдает каждому избранному по округу депутату удостоверение о его избрании.
Если по избирательному округу ни один из кандидатов в депутаты не был избран в первом туре избирательная комиссия, принимает решение о проведении в избирательном округе второго тура голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим в первом туре выборов наибольшее число голосов избирателей.
Задачи
- удовлетворение потребностей населения вразличного рода услугах;
- комплексное социально-экономическое развитие территории;
- оптимальное сочетание местных и государственных интересов;
- распределение социальных благ;
- поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность административно-территориальной единицы.
Исторические формы общественной самоорганизации и самоуправления.
Наиболее древней демократической формой самоуправления был народный сход (вече).Созвать вече – значило представить дело на обсуждение народа.
На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями:· выбирало и изгоняло князя;· решало вопросы войны и мира;· распределения повинностей и податей;· организации ополчения и обороны города;· заключения и прекращения внешних договоров и соглашений;· избирало руководителей исполнительно-распорядительных органов (посадника, тысяцкого и др.);· в особых случаях осуществляло правосудие.
Сословное самоуправление
Для славянских народов традиционным является сословное самоуправление. Неоднократно трансформируемое, приспособляемое к социально-политическим условиям, жестко контролируемые центральной властью, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправление просуществовали до 1917 года.
Органы крестьянского самоуправления получили регламентацию в законе 1838 года. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (суд).
Копные суды. Особой формой крестьянского судебного самоуправления, просуществовавшей на территории Беларуси вплоть до XVIII в. были копные суды. В копных судах судьями были простые крестьяне-домовладельцы, проживавшие на данной территории. Для рассмотрения дел они собирались в копу (все вместе). В компетенцию копного суда входили вопросы, возникающие в данном населенном пункте: межевые споры, хищения, побои, колдовство и т.д.
В период Великого княжества Литовского, начиная с 14в., на территории Беларуси складываются постоянно действующие местные органы власти. Главной фигурой в системе местных органов был воевода, который возглавлял административные, хозяйственные, военные и в значительной мере судебные органы на территории воеводства. В должности воеводы совмещались функции представителя центральной власти и местного управления. Представительными органами власти в воеводстве были воеводский и уездные сеймы.
В XIV в. в городах и местах (местечках) Беларуси начала появляться новая, по тем временам высоко демократичная форма самоуправления основанного на магдебургском праве.
Магдебургское право – совокупность закрепленных специальным документом (грамотой) прав и привилегий жителей конкретного города (места) на самостоятельное решение широкого круга вопросов своей жизнедеятельности. Права и привилегии у каждого города, места, получавшего магдебургское право, были оригинальными, учитывающими социальные, экономические, географические и иные факторы. Общими для всех городов и мест, обладающих магдебургским правом, были право на местное самоуправление и свобода его граждан.
Главным органом самоуправления вольного города являлся магистрат, состоявший из двух коллегий:
· рады, возглавляемой бургомистром;
· лавы, возглавляемой войтом.
Во второй половине XVIII века после присоединения территории Беларуси к Российской империи местное самоуправление было резко ограничено в своих правах и в 1830-1840 гг. магдебургское право в Беларуси было окончательно ликвидировано.
Земское самоуправление
Главной целью земской реформы было передать часть задач, решаемых государственными органами, в ведение земств. Земская система не основывалась на принципе соподчиненности, чем отличалась от государственной бюрократической.
Система земских учреждений включила в себя:· земские избирательные съезды, один раз в три года избирающие земских гласных в земские собрания;
· земские собрания;
· земские управы.