Компетенция, права и обязанности местного самоуправления.

Компетенция местного самоуправления - это круг деятельности, отнесенный законодательством к ведению местного самоуправления.

Обычно компетенцию стараются определить так, чтобы для каждого уровня самоуправления (село, район, область) был дан непересекающийся набор дел, т.е. четко выделены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции данного уровня самоуправления.

Компетенция неразрывно связана с правами соответствующего органа местного самоуправления.

Наиболее важными являются следующие права органов местного самоуправления:

· право юридического лица;

· право местного нормотворчества;

· право принуждения к исполнению законов и своих решений;

· право устанавливать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства;

· право надзора за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности и общественной безопасности;

·правопланирования социально-экономического развития территории;

· право распоряжения коммунальным имуществом;

· право на землю и природные ресурсы (кроме недр);

· право самостоятельно формировать и исполнять местный бюджет;

· право устанавливать местные налоги и сборы;

· право самостоятельно формировать органы самоуправления;

· право объединятся в ассоциации (союзы) местных властей;

· право на защиту своих прав и др.

Компетенция и права самоуправления обусловливают содержание хозяйственной деятельности и пределы возможностей при самостоятельном ведении дел.

Однако административно-территориальные единицы, в пределах которых действуют органы местного самоуправления, являются частью национального государства. В силу последнего обстоятельства они, независимо от желания жителей территории, должны выполнять требования государства, предъявляемые ко всем субъектам хозяйственной и общественно-политической деятельности.

Обязанности местного самоуправления - необходимость выполнения норм, стандартов и требований, установленных государством.

Все обязанности можно разделить на две группы: хозяйственные и общегосударственные.

Современные теории местного самоуправления.

Теория свободной общины.

Автор: А. де Токвиль.

Заключается в признании права населения (общины) на самостоятельное заведование местными делами (самоуправление). Считается, что это право присуще общине изначально, неотъемлемо и независимо от воли государственной власти.

Право общины на заведование своими делами столь же естественно и неотчуждаемо, как и права человека, что община первична по отношению к государству.

Основные принципы

- органы местного самоуправления должны избираться населением;

- органы местного самоуправления противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему;

- разграничение предметов ведения органовместного самоуправления и органов государственной власти;

- право на независимость и самостоятельность органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных полномочий.

Общественная теория самоуправления.

Авторы: О. Ресслер; Р. Моль.

Основные принципы

Во многом опиралась на идеи противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом наличия местного самоуправления выступали не естественные права человека, а хозяйственная необходимость и практичность.

При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов самоуправления.

Государственная теория самоуправления.

Авторы: Р. Гнейст; Л. Штейн; Г.Еллинек

Основные принципы

- местное самоуправление есть продолжение государства, а его органы – по сути местные органы государственной власти;

- сфера деятельности местного самоуправления – выполнение государственных задач, органы местного самоуправления не могут иметь иных задач, помимо сформулированных государством;

- всякое публичное управление есть дело государственное, поэтому смысл существования местного самоуправления – не отделение от государства, а подчинение его интересам и целям.

Теория дуализма муниципального управления
Авторы: Х. Ф. Алдерфер; Р. Родс

Основные принципы

Суть теории дуализма муниципальногоуправления состоит в том, что решаявопросы местного значения органыместного самоуправления должны решатьобщие задачи государственной политики инекоторые функции государства.

Наши рекомендации