Конструкция и лётная эксплуатация вс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
Корнеев В.М.
Конструкция и лётная эксплуатация ВС
(Diamond DA 42)
Ульяновск 2010
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
РАЗМЕРЫ
ПРИМЕЧАНИЕ. Все приведенные ниже размеры указаны приблизительно.
Габаритные размеры
Размах крыльев : 13,42 м 44 фута
: 13,55 м 44,5 фута, включая проблесковый
световой маяк
Длина : 8,56 м 28 футов 1 дюйм
Высота : 2,49 м 8 футов 2 дюйма
Крыло
Аэродинамический : Wortmann FX 63-137/20 - W4
профиль
Площадь крыльев : 16,29 м2 175,3 кв. фута
Площадь законцовки
(каждая) : 0,40 кв м 4,30 кв фута
Средняя : 1,271 м 4 фута 2 дюйма
аэродинамическая хорда
Относительное : 11,06
удлинение крыла
Угол поперечного V : 5°
Стреловидность по : 1°
передней кромке
Центроплан
Площадь(общая без
внутренних закрылков : 6,16 кв м 66,28 кв фута
Элерон
Площадь (общая, левый : 0,66 м2 7,1 кв. фута
+ правый)
Закрылки
Площадь (общая, : 2,18 м2 23,4 кв. фута
левый + правый)
Горизонтальное хвостовое оперение
Площадь : 2,35 м2 25,3 кв. фута
Площадь руля высоты : 0,66 м2 7,1 кв. фута
Угол атаки : - 1,1° относительно пpодольной оси самолета
Вертикальное хвостовое оперение
Площадь : 2,43 м2 26,2 кв. фута
Площадь руля : 0,78 м2 8,4 кв. фута
направления
Шасси
Колея : 2,95 м 9 футов 8 дюймов
База : 1,735 м 5 футов 8 дюймов
Колесо основной опоры
Пневматик : 15х6.0-6, 6PR
Давление в пневматике : 4,5 бар 65 фунт/кв дюйм
Давление газа в
амортизаторе без нагрузки: 18 бар 261 фунт/кв дюйм
Колесо передней опоры
Пневматик : 5.00-5, 10PR
Давление в пневматике : 6 бар 87 фунт/кв дюйм
Давление газа в
амортизаторе без нагрузки: 12 бар 174 фунт/кв дюйм
МАССА (ВЕС)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Превышение указанных максимальных значений массы ведет к перегрузке самолета и ухудшению его пилотажных и летных характеристик.
ПРИМЕЧАНИЕ
В некоторых странах началом полета считается запуск силовой установки. В этом случае разрешенная максимальная допустимая масса при стоянке рассчитывается как максимальная взлетная масса + 8 кг (максимальная взлетная масса + 18 фунтов). Превышение максимальной допустимой взлетной массы при отрыве запрещается.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если выполнена рекомендация MДM 42-088, допускается посадка с массой от 1700 кг (3748 фунтов) до 1785 кг (3935 фунтов). Такая посадка считается нештатной эксплуатационной процедурой. Проведение проверки после жесткой посадки требуется только после фактической жесткой посадки, вне зависимости от фактической посадочной массы.
ЛЕТНЫЙ ЭКИПАЖ
Минимальный экипаж : 1 (один человек)
Максимальное число человек : 4 (четыре человека)
B. Носовая часть
Носовая часть соединяется с передней частью фюзеляжа клеевым соединением. Носовая часть состоит из левой и правой половин обшивки. Половины обшивки выполнены из углепластика со вставками из жесткого пеноматериала. В каждой половине обшивки имеется навесная дверь для доступа в носовой багажный отсек.
Замыкают переднюю часть кабины верхняя и нижняя части шпангоута крепления носовой опоры шасси, образующие также заднюю границу носовой части фюзеляжа. Ниша носовой опоры шасси крепится сзади к шпангоуту крепления носовой опоры шасси и спереди к шпангоуту крепления радиолокатора. Носовая часть укреплена левой и правой панелями пола, которые образуют пол носового багажного отсека. Для доступа к узлам подвески носовой опоры шасси в панелях пола предусмотрены отверстия.
Носовой кок приклеен к обшивке носовой части фюзеляжа. На самолетах с выполненной рекомендацией OДM 42-077 (съемный носовой кок) носовой кок крепится к носовой части фюзеляжа винтами и заклепочными гайками.
C. Центроплан
Центроплан крепится к половинам обшивки фюзеляжа и конструктивно входит в состав фюзеляжа.
На центроплане установлены стыковые узлы крепления крыльев, гондолы двигателей и основные опоры шасси. Центроплан имеет передний и задний коробчатые лонжероны, на которых установлены стыковые узлы для крепления отъемных частей крыльев. Удлиненные части лонжеронов отъемных частей крыльев вставляются в коробчатые лонжероны и закрепляются специальными болтами. Коробчатые лонжероны представляют собой жесткие формовые элементы из углепластика. Монтажный кронштейн качалки управления приклеен к задней поверхности заднего главного лонжерона, в его центре.
Гондолы двигателей расположены на внешних концах центроплана. Гондолы двигателей приклеены к коробчатым лонжеронам, на гондолах имеются узлы крепления моторной рамы. Передний торец гондолы двигателя образует противопожарную перегородку двигателя.
Передняя, средняя и задняя части внутренней корневой нервюры приклеены к внутренним концам переднего и заднего коробчатых лонжеронов. Нервюры представляют собой жесткие формовые элементы из углепластика и образуют внутреннюю поверхность центроплана.
Средняя и задняя части бортовых нервюр на внешних краях центроплана приклеены к коробчатым лонжеронам, а также к задней части гондол двигателей с их внешнего края. Эти нервюры замыкают центроплан.
Задние внутренние нервюры и нервюры крепления качалок закрылков приклеены к задней поверхности заднего коробчатого лонжерона. На нервюре крепления качалки закрылка расположен узел крепления промежуточного рычага внутреннего закрылка. Кроме того, она используется для повышения жесткости задней части центроплана.
Жесткая нижняя обшивка из углепластика приклеена к нижней поверхности центроплана и образует нижнюю поверхность центроплана и фюзеляжа. Жесткие верхние обшивки из углепластика приклеены к верхней внешней поверхности центроплана и образуют верхнюю поверхность центроплана.
D. Панель пола
Примечание: Запрещается использовать покрытие поверхности, отличное от сертифицированного.
Панель пола представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Панель приклеена к внутреннему нижнему слою обшивки фюзеляжа и шпангоуту крепления главной приборной панели. Центральная часть панели пола образует центральную панель.
Задняя часть панели пола служит передней точкой опоры кресел пилотов. Кроме того, к ней крепятся передней частью опорные кронштейны ручек управления самолетом, а также узлы педалей управления рулем направления пилотов.
E. Формовая панель кабины
Формовая панель кабины представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Для придания дополнительной прочности и жесткости панель укреплена лентой из углеткани. Формовая панель кабины приклеена к
внутренней поверхности обшивки фюзеляжа, а также по периметру к каркасу фонаря, остеклению и раме пассажирской двери.
G. Кольцевой шпангоут 1
Кольцевой шпангоут 1 представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Он приклеен к половинам обшивки фюзеляжа за шпангоутом крепления багажного отсека. В шпангоуте имеются отверстия для тросов управления рулем направления и триммером руля направления, а также направляющая для тяги управления рулем высоты.
H. Кольцевой шпангоут 2
Кольцевой шпангоут 2 представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Он приклеен к половинам обшивки фюзеляжа за кольцевым шпангоутом 1. В шпангоуте имеются отверстия для тросов управления рулем направления и триммером руля направления, а также направляющая для тяги управления рулем высоты.
I. Кольцевой шпангоут 3
Кольцевой шпангоут 3 представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Он приклеен к половинам обшивки фюзеляжа спереди от киля. В шпангоуте имеются отверстия для тросов управления рулем направления и триммером руля направления.
L. Передняя стенка киля
Передняя стенка киля представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Передняя стенка киля приклеена к обшивке фюзеляжа, а также к передней и задней частям нижней нервюры киля и верху задней стенки.
Верх передней стенки представляет собой жесткую конструкцию коробчатого сечения. Для увеличения прочности в местах присоединения узлов крепления стабилизатора установлены вставки из стеклопластика.
M. Задняя стенка киля
Задняя стенка киля представляет собой жесткую формовую деталь из стеклопластика. Она приклеена к обшивке фюзеляжа и передней стенке киля. В верхней части задней стенки установлен верхний узел навески руля направления. К задней поверхности стенки приклеена усиливающая нервюра.
Задняя стенка киля замыкает контур киля с задней стороны.
Описание
Фонарь кабины представляет собой формовой элемент из углепластика и состоит из внутреннего и внешнего каркасов, которые соединяются друг с другом клеевым швом. На фонаре установлено цельное остекление из акрилового стекла. По обеим сторонам фонаря в остеклении имеются форточки, которые можно открывать в полете.
Фонарь кабины в передней части крепится к каркасу из стальных труб. Каркас крепится к двум узлам навески, установленным с задней стороны шпангоута крепления главной приборной панели. Для открытия фонарь сдвигается вверх и вперед.
С левой стороны фонаря расположена ручка, приводящая в действие два стопорных болта. Ручка имеет черный цвет с внутренней стороны и красный цвет с внешней стороны фонаря. В нижних задних углах фонаря расположены стопорные болты.
Пассажирская дверь представляет собой формовой элемент из углепластика и состоит из внутренней и внешней рам, которые соединяются друг с другом клеевым швом. Дверь имеет акриловое остекление.
Дверь крепится к двум узлам навески, расположенным в верхней части фюзеляжа, рядом с его осевой линией. К задней стороне двери и к фюзеляжу крепится газовый упор, удерживающий дверь в открытом положении.
С левой стороны двери расположена ручка, приводящая в действие два стопорных болта. Ручка имеет черный цвет с внутренней стороны двери и красный цвет с внешней стороны двери. Стопорные болты расположены в нижнем переднем и нижнем заднем углах двери.
В носовой части самолета DA 42 имеется большой багажный отсек. Для доступа в багажный отсек используются двери, расположенные по обеим сторонам самолета. Двери багажного отсека крепятся сверху к узлам навески и в нижней части оснащены стопорными ручками. Для удержания дверей в открытом (верхнем) положении предусмотрены газовые упоры.
Число панелей и люков, имеющихся на самолете DA 42, невелико. Часто используемые панели (например, капоты двигателей) оснащены быстросъемными замками; прочие панели и люки крепятся обычными винтами.
Общие сведения
Для доступа в носовой багажный отсек самолета DA 42 используются двери, расположенные по обеим сторонам фюзеляжа.
Описание
Двери представляют собой формовые элементы из углепластика с промежуточным слоем пеноматериала. Внешний слой каждой двери выполнен из стеклоткани. Монтажные кронштейны замков дверей приклеены к дверям смолой.
Обе двери крепятся к узлам навески по верхнему краю и открываются вверх. По нижним углам дверей установлены замки. Каждый из четырех узлов навески оснащен тремя небольшими газовыми пружинами.
Если одна из дверей не заперта, на экране индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы горит сигнализатор открытого положения дверей.
Принцип работы
В каждом нижнем углу двери имеется замок, приводящий в действие 2 стопорных болта. Замок двери удерживается в закрытом положении пружинным механизмом. Для открытия двери необходимо разблокировать замок, потянув за внешний край замка в направлении от углубления, после чего открыть дверь вверх. Дверь удерживается в открытом положении газовыми пружинами.
Для закрытия двери необходимо опустить дверь так, чтобы она была вровень с обшивкой фюзеляжа, преодолевая усилие газовых пружин. Удерживая дверь в этом положении, отжать ручку замка двери в направлении двери. Когда дверь заперта, ручка замка должна быть утоплена в дверь.
Каждая дверь оснащена микровыключателем, управляющим работой сигнализатора открытого положения дверей на экране основного пилотажного индикатора комплексной пилотажно-навигационной системы.
Панели, люки, створки
Общие сведения
Для текущего технического обслуживания самолета DA 42 и его систем предусмотрены необходимые панели и люки. Часто демонтируемые панели (например, капоты двигателей) оснащены быстросъемными замками; прочие панели и люки крепятся обычными винтами.
Описание
Большинство панелей, люков и створок представляют собой формовые детали из углепластика / стеклопластика. Панели, люки и створки крепятся на месте установки винтами. Определенного порядка снятия панелей и люков не существует. Перед установкой панелей и люков необходимо убедиться в отсутствии под панелью (люком) посторонних предметов (например, инструмента и ветоши).
ФОНАРЬ, ОКНА
Окна кабины
Устройство и принцип работы
Самолет DA 42 имеет 3 окна. Все окна выполнены штамповкой из акрилового стекла (плексигласа) Polycast, обладающего хорошими оптическими свойствами и высокой прочностью. Акриловое стекло позволяет изготавливать из него точные трехмерные детали сложной формы. Все окна приклеены к силовым элементам конструкции высокопрочным эластичным клеем. Небольшие зазоры между кромками остекления и силовыми элементами конструкции заполнены эластичным белым герметиком.
С передней стороны кабины расположено цельное остекление фонаря, выполняющее также функцию лобового стекла. По обеим сторонам фонаря в остеклениях имеются небольшие форточки, которые крепятся к остеклению при помощи узлов навески. Форточки можно открывать в полете.
Имеются также окно в пассажирской двери, с левой стороны пассажирского салона, и окно пассажирского салона, с правой стороны фюзеляжа.
Все окна по периметру в местах прикрепления к силовым элементам конструкции имеют кромки, окрашенные белой краской. В остеклении фонаря, кроме того, имеется непрозрачный участок над головами пилотов для защиты от солнца. Новые окна окрашиваются изготовителем.
По дополнительному заказу на самолет DA 42 можно установить тонированные окна.
КРЫЛО
Общие сведения
Самолет DA 42 конструктивно выполнен в виде моноплана с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Центроплан с корневыми частями крыльев и гондолами двигателей крепится к фюзеляжу.
К корневым частям крыльев (центроплану) крепятся отъемные части крыльев. На каждом крыле установлены два закрылка, один из которых расположен на задней кромке отъемной части крыла с ее внутреннего конца, а второй — на задней кромке корневой части крыла. С внешнего конца крыла на задней кромке отъемной части каждого крыла установлен элерон.
Крыло выполнено в виде полумонокока. Каждое крыло состоит из верхней и нижней обшивок. Каждая обшивка состоит из наружной части, выполненной из углепластика, промежуточного слоя жесткого пеноматериала и внутренней части из стеклопластика. Каждое крыло имеет два лонжерона I-образного сечения. Пояса лонжеронов выполнены из многослойной углеткани с однонаправленным расположением волокон. В состав силового набора крыла также входят нервюры и стенки, изготовленные из стеклопластика.
Обшивка закрылков и элеронов выполнена из углеткани, стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала.
Описание
Крыло состоит из верхней и нижней обшивок, переднего и заднего лонжеронов и корневой нервюры, состоящей из трех частей. Имеются также пять нервюр для крепления топливных баков между лонжеронами и нервюры крепления качалок управления закрылком и элероном.
С задней стороны крыло замыкается задней стенкой. С внешней стороны крыло замыкается концевой нервюрой. К обшивкам и концевой нервюре винтами крепится съемная законцовка из стеклопластика.
Элементы крыла соединяются друг с другом при помощи клеящей пасты (смолы с наполнителем). Ниже приводится дополнительная информация об основных элементах крыла:
Закрылки
Общие сведения
На каждом крыле самолета DA 42 установлен один внутренний и один внешний закрылок. Внешний закрылок крепится к отъемной части крыла, внутренний закрылок – к центроплану самолета. Для управления внутренними и внешними закрылками используется расположенный в кабине переключатель управления закрылками.
A. Внешний закрылок
Внешний закрылок имеет верхнюю обшивку и нижнюю обшивку.
Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку, затем изгибается вперед, образуя обтекатель, закрывающий зазор между закрылком и крылом при выпущенном положении закрылка.
Внешний конец нижней обшивки также изгибается вверх, замыкая контур закрылка. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.
Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из стеклопластика, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Верхняя обшивка приклеена к нижней обшивке и внутренней концевой нервюре.
Закрылок имеет внутреннюю концевую нервюру. Внутренняя концевая нервюра представляет собой формовую деталь, изготовленную из углепластика. В нервюре имеется углубление, входящее в зацепление с выступом внутреннего закрылка. Концевая нервюра приклеена к верхней и нижней обшивкам.
Для привода внешнего закрылка используется кабанчик, изготовленный из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности закрылка тремя болтами. В передней кромке закрылка предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески закрылка. Узел навески образуется двумя фланцевыми втулками, установленными в передней части кабанчика.
При помощи узлов навески внешний закрылок крепится к задней кромке отъемной части крыла. Каждый закрылок имеет пять узлов навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке закрылка двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.
B. Внутренний закрылок
Внутренний закрылок имеет верхнюю и нижнюю обшивки.
Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку.
Внутренний конец нижней обшивки также изгибается вверх, замыкая контур закрылка. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.
Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из стеклопластика, которые приклеены к промежуточному слою пеноматериала. Внешний слой частей обшивки выполнен из стеклопластика, внутренние слои – из углепластика. Верхняя обшивка приклеена к нижней обшивке и внутренней концевой нервюре.
Закрылок имеет внешнюю концевую нервюру. Внешняя концевая нервюра представляет собой формовую деталь, изготовленную из углепластика. В нервюре имеется выступ, входящий в зацепление с углублением в нервюре внешнего закрылка. Концевая нервюра приклеена к верхней и нижней обшивкам.
Для привода внутреннего закрылка используется кабанчик, изготовленный из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности закрылка тремя болтами. В передней кромке закрылка предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески закрылка. Узел навески образуется двумя фланцевыми втулками, установленными в передней части кабанчика.
При помощи узлов навески внутренний закрылок крепится к центроплану самолета. Каждый внутренний закрылок имеет четыре узла навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке закрылка двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.
Элероны
Описание
Элерон имеет нижнюю и верхнюю обшивки. Нижняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из углепластика. Внешний и внутренние слои частей обшивки выполнены из стеклопластика и приклеены к промежуточному слою жесткого пеноматериала. Передняя кромка обшивки изгибается вверх, образуя стенку, затем изгибается вперед, образуя обтекатель, закрывающий зазор между элероном и крылом при движении элерона вниз.
Концы нижней обшивки также изгибаются вверх, замыкая контур элерона. По передней кромке, торцам и на месте крепления кабанчика число слоев углеткани увеличено для придания конструкции дополнительной прочности и жесткости.
Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из углепластика. Внешний и внутренние слои частей обшивки выполнены из стеклопластика и приклеены к промежуточному слою жесткого пеноматериала.
Кабанчик элерона изготовлен из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности элерона тремя болтами. В передней кромке элерона предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески элерона.
Каждый элерон имеет три узла навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке элерона двумя болтами. В средней части узла навески предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.
ОПЕРЕНИЕ
Общее
На самолете DA 42 установлено обычное хвостовое оперение. Киль является частью конструкции фюзеляжа. Хвостовые части левой и правой половин обшивки фюзеляжа образуют левую и правую части обшивки киля.
Стабилизатор состоит из верхней и нижней обшивок, которые состоят из слоев стеклопластика, а также переднего и заднего лонжеронов. На обоих лонжеронах установлены монтажные кронштейны. Жесткость центральной части стабилизатора обеспечивается тремя парами нервюр. На двух половинах задней стенки установлены узлы навески руля высоты.
Руль высоты состоит из верхней и нижней обшивок, которые выполнены из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Передняя кромка нижней обшивки также выполняет функцию лонжерона. Узлы навески крепятся к нижней обшивке. В центре нижней обшивки установлен большой кабанчик управления с балансировочным грузом. На задней кромке установлен триммер.
Нижняя часть киля представляет собой формовую деталь, изготовленную из стеклопластика, и крепится к низу фюзеляжа болтами.
Руль направления состоит из левой и правой обшивок, которые состоят из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Обшивки соединяются друг с другом клеевым швом по кромке руля. Узлы навески крепятся к верхней поверхности руля направления и плоской поверхности в нижней части передней кромки. В качестве балансировочного груза используется кабанчик, расположенный в верхней части руля направления.
Стабилизатор
Общие сведения
На самолете DA 42 установлен обычный стабилизатор. Стабилизатор крепится к верху киля. К задней кромке стабилизатора крепится руль высоты.
Описание
Стабилизатор состоит из верхней и нижней обшивок, которые состоят из слоев стеклопластика. Верхняя обшивка вырезов не имеет. В задней части нижней обшивки имеется большой вырез для кабанчика руля высоты и балансировочного груза, а также два меньших отверстия спереди и сзади от переднего лонжерона.
Стабилизатор имеет 2 лонжерона. Лонжероны состоят из обшивок из стеклопластика и жестких вставок из углепластика, которые расположены в основных точках крепления, а также верхнего и нижнего поясов. Концы переднего лонжерона отгибаются назад и соединяются с задним лонжероном в средней части каждой половины стабилизатора. Задний лонжерон проходит почти до законцовки стабилизатора. Верхняя и нижняя обшивки приклеиваются к лонжеронам смолой.
В каждом лонжероне имеется четыре отверстия для монтажного кронштейна. Доступ к болтам крепления осуществляется снизу. Монтажные кронштейны выходят из стабилизатора вниз через вырезы в нижней обшивке. В нижней части каждого монтажного кронштейна имеется четыре отверстия для крепления к передней стенке киля.
Прочность центральной части стабилизатора придают три пары нервюр, расположенных по обеим сторонам отверстий для доступа. Все нервюры представляют собой жесткие формовые детали из стеклопластика и приклеиваются к другим элементам конструкции смолой. Задние коробчатые нервюры образуют каркас вокруг большого выреза в нижней обшивке. В центре каждой половины стабилизатора установлены короткие задние
нервюры, придающие прочность стабилизатору на участке между задним лонжероном и задней стенкой.
Задняя коробчатая нервюра состоит из стенок ломаной формы и приклеенной к стенкам полки. Нервюра замыкает контур большого выреза в нижней обшивке. В задней части каждой коробчатой нервюры имеется 3 отверстия для крепления кронштейна механизма триммера.
Задние кромки верхней и нижней обшивки замыкаются двумя половинами задней стенки. Внешний конец каждой стенки имеет форму крюка, огибает внешний балансировочный груз руля высоты и выходит за заднюю кромку стабилизатора с внешней стороны, замыкая вырез для руля высоты. На половинах стенки также установлены узлы навески руля высоты. Половины стенки приклеены смолой к верхней и нижней обшивкам, задним нервюрам и задним коробчатым нервюрам.
Поверх соединения между стабилизатором и килем установлен жесткий обтекатель из стеклопластика, который крепится к килю четырьмя винтами.
Руль высоты
На самолете DA 42 установлен обычный руль высоты. Руль высоты крепится к задней стенке стабилизатора.
Руль высоты состоит из верхней и нижней обшивок, которые выполнены из внешних слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Передняя кромка каждой половины обшивки имеет изгиб. Обшивки соединяются друг с другом в месте соединения изгибов, а также по боковым кромкам и задней кромке.
В средней части руля высоты расположена нервюра крепления кабанчика коробчатого сечения, открытая с передней стороны. В нервюру крепления вставляется кабанчик, который крепится к рулю высоты двумя болтами.
В кабанчике имеется отверстие с втулкой для присоединения тяги управления рулем высоты. В передней части кабанчика установлен балансировочный груз руля высоты. Кроме того, в передней части законцовок руля высоты установлены дополнительные балансировочные грузы.
Руль высоты подвешен на пяти шарнирных опорах. В кабанчике руля высоты установлен простой подшипник скольжения. Кабанчик руля высоты крепится к задней стенке стабилизатора болтом с проставкой.
В средней части каждой половины руля высоты расположена небольшая силовая нервюра, на которой установлен узел навески руля высоты. Узел навески состоит из ушка и безрезьбового хвостовика. В ушке установлен сферический подшипник. Хвостовик соединения входит во втулку, установленную в задней стенке.
С внешней стороны руля высоты на каждом его конце установлены торцевые опоры, состоящие из усилительной пластины с вклеенной втулкой. Втулка располагается соосно втулке, вклеенной в заднюю стенку стабилизатора. Обе втулки соединены осью шарнира и образуют внешнюю шарнирную опору. Ось шарнира законтрена во втулке цилиндрическим штифтом.
К задней кромке руля высоты крепится триммер из стеклопластика. Триммер навешивается на шесть петель из стеклопластика. Передняя часть каждой петли приклеена к задней кромке руля высоты. Задняя часть каждой петли крепится к передней кромке триммера. Через петли продеты два шомпола, законтренные на месте контровочными проволоками.
Нижняя часть киля
Самолет DA 42 имеет нижнюю часть киля (гребень). Нижняя часть киля представляет собой формовую деталь, изготовленную из стеклопластика. Нижняя часть киля приклеена к низу хвостовой части фюзеляжа. К низу нижней части киля крепится хвостовой костыль.
Общие сведения
На самолете DA 42 установлен обычный руль направления. Руль направления крепится к задней стенке киля.
На руле направления установлен триммер с механическим приводом. Для управления триммером руля направления используется колесо управления, расположенное в верхней части центральной панели в кабине.
Описание
A. Руль направления
Руль направления состоит из левой и правой обшивок, которые состоят из слоев стеклоткани и промежуточного слоя жесткого пеноматериала. Передняя кромка каждой половины обшивки имеет изгиб и полку. Обшивки соединяются друг с другом клеевым швом по полкам, а также по верхней, нижней и задней кромкам. На левой половине обшивки имеется формованный обтекатель для тяг управления триммером руля направления.
В нижней части передней кромки руля направления имеется плоская поверхность с вклеенными в нее двумя болтами. Эти болты используются для крепления руля направления к нижнему монтажному кронштейну.
На руле направления имеется балансировочный груз. Груз вклеен в кабанчик руля на передней кромке в верхней части руля направления. Возможность регулирования балансировочного груза не предусмотрена.
Руль направления подвешен на двух шарнирных опорах. Ось шарнира вклеена в переднюю кромку руля в его верхней части. Ось вставляется в подшипник, закрепленный на задней стенке киля. Нижний подшипник установлен на нижнем монтажном кронштейне руля направления.
B. Триммер руля направления
Триммер состоит из левой и правой обшивок, которые состоят из слоев стеклопластика, а также вставки из жесткого пеноматериала, которая используется для придания дополнительной прочности передней кромке триммера. Передняя кромка каждой половины обшивки имеет изгиб и полку. В полке передней кромки имеется вертикальная трубка, в которую вставляется шомпол навески триммера. Обшивки соединяются друг с другом клеевым швом по полкам, а также по верхней, нижней и задней кромкам.
К левой стороне триммера приклеен кабанчик управления из стеклопластика. Единственным элементом кабанчика является обшивка, состоящая из двух половин. Половины обшивки кабанчика изготовлены из стеклопластика и склеены друг с другом.
Тема 3. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Описание
Шасси обеспечивает поглощение нагрузок при посадке и движение самолета на земле, а также позволяет управлять рулением и торможением при движении самолета на земле.
На самолете DA 42 установлено трехопорное убираемое шасси. Левая основная опора шасси крепится к центроплану с левой стороны от фюзеляжа. Правая основная опора шасси крепится к центроплану с правой стороны от фюзеляжа. Носовая опора шасси крепится к носовому шпангоуту фюзеляжа. При уборке шасси в полете ниши всех трех опор шасси закрываются створками из углепластика.
Каждая основная опора выполнена в виде стальной трубчатой стойки. К нижней части стойки крепится рычаг, на котором установлена полуось крепления колеса в сборе. Для поглощения нагрузок при посадке к рычагу сзади от трубчатой стойки крепится амортизатор. Основные опоры шасси удерживаются в убранном положении гидросистемой шасси. При выпуске основных опор стойки фиксируются и удерживаются замками в выпущенном положении при воздействии нагрузок от повторных ударов.
Основные опоры шасси одноколесные, оснащены гидравлическими дисковыми тормозами. Для управления тормозами используются ножные педали, расположенные на педалях управления рулем направления.
Носовая опора шасси крепится к носовому шпангоуту фюзеляжа. Посадочные нагрузки поглощаются стальной стойкой со встроенным телескопическим амортизатором. Носовая опора шасси одноколесная. Управление носовой опорой шасси пилот осущест