Система подачи топлива к двигателям
Система предназначена для бесперебойной подачи топлива к двигателям на всех режимах их работы и полета самолета, в том числе и при отрицательных перегрузках.
В систему каждой из половин крыла входят следующие агрегаты:
центробежные подкачивающие насосы ЭЦН-14БМ (2 шт.)40, производительностью 4000 л/час с приводом от электродвигателя постоянного тока. Установлены внутри топливного бака № 3а снизу в специальных колпаках. Обеспечивают подачу топлива к двигателям из бака № 3а;
сдвоенный обратный клапан63, тарельчатого типа, обеспечивающий подачу топлива в двигатель при отказе одного из насосов бака № 3а. Установлен за насосами III очереди баков. Он имеет два штуцера и общий корпус. Одна из тарелок клапана прижимается к седлу пружиной, а вторая лежит свободно на седле;
сигнализаторы давления СДУ3А-О,35 (2 шт.)45, сигнализирующие о работе насосов, если избыточное давление топлива за насосами более 0,35 кгс/см2. Подключены к трубопроводам топливной системы за подкачивающими насосами до сдвоенного обратного клапана;
топливный пожарный кран34, заслоночного типа с приводом от электромеханизма МЗК-2 постоянного тока. Служит для прекращения подачи топлива в двигатель. Установлен в средней части мотогондолы двигателя справа по полету.
Система перекачки топлива
Система предназначена для непрерывного пополнения топливом расходных баков III очереди. В систему каждой из половин крыла входят следующие агрегаты:
перекачивающий насос агр. 463Б 58, центробежного типа, внебакового исполнения с приводом от электродвигателя постоянного тока. Установлен на задней стенке мягкого бака № 2. Обеспечивает перекачку топлива из мягких баков в бак № 3а;
перекачивающий насос ЭЦН-14БМ, центробежного типа. Установлен внутри топливного бака № 3 снизу в специальном колпаке, обеспечивая перекачку топлива из бака № 3 в бак № 3а;
обратные клапаны (2 шт.)46, тарельчатого типа. Один из клапанов установлен за перекачивающим насосом первой группы баков. Тарелка этого клапана прижимается к седлу пружиной. Второй обратный клапан установлен за насосом II очереди баков, и его тарелка лежит на седле свободно. Наличие подпружиненных обратных клапанов в трубопроводе за перекачивающими насосами I группы обеспечивают наибольшую выработку топлива и надежность питания двигателей при обесточенных подкачивающих насосах. При малых остатках топлива они перекрывают трубопроводы;
клапан перекачки 65 (поплавковый), служащий для предотвращения переполнения баков III очереди топливом перекачиваемым насосами I и II очереди;
сигнализаторы давления СДУ 3А-0,35 (2 шт.) (с нормально-разомкнутыми контактами), сигнализирующие о работе насосов, если избыточное давление за ними более 0,35 кг/см2. Подключены к трубопроводам за перекачивающими насосами;
кран перекачки64, клапанного типа с приводом от электромеханизма МЗК-2. Предназначен для:
сообщения магистрали от подкачивающих насосов I и II группы через клапаны перекачки с III очередью (при нормальной работе топливной системы);
для перекрытия линии перекачки и сообщения магистралей от подкачивающих насосов I и II очереди с магистралью питания двигателя в случае выработки топлива самотеком (при обесточенных перекачивающих насосах).
Установлен за задним лонжероном крыла в районе нервюры № 7а крыла.
кран кольцевания23, заслоночного типа с приводом от электромеханизма МЗК-2. Обеспечивает соединение между собой расходных баков. Установлен в трубопроводе кольцевания, проложенном по переднему лонжерону центроплана.
трубопроводы, от насосов проложены по заднему лонжерону крыла и подсоединены к магистралям питания двигателей;
топливомер СПУТ1-5ВЕ, предназначенный для измерения суммарного запаса топлива в группах одной половины крыла, измерения запаса топлива в каждой группе баков, автоматического отключения подкачивающих насосов первых и вторых групп, выдачи сигнала при остатке резервного запаса топлива 580кг. Эти функции выполняются блоками измерения БИ-12-2 и блоками автоматики (управления) БУ9В-3. Измерение запаса топлива в баках основано на измерении электрической емкости датчика-конденсатора, а выдача сигнала на отключение насосов и резервного остатка топлива на свойстве катушки изменять индуктивность при введении в нее (при определенном уровне топлива) ферромагнитного сердечника на поплавке. Кроме того, топливомер автоматически учитывает изменение плотности топлива при изменении температуры за счет установки дополнительных датчиков-компенсаторов, которые постоянно находятся в топливе. В баках первой очереди (группы) установлены четыре датчика топливомера с сигнализатором ДТС10А, второй очереди (группы) - два датчика-топливомера ДТ-27А и два датчика-топливомера с сигнализатором ДТС10А, третьей очереди (группы) – два датчика-компенсатора с сигнализатором ДТСК4А. Измерение емкости датчиков и выдача сигналов на включение насосов и резервного остатка топлива производится при помощи мостов переменного тока, одним плечом которых является датчик. Топливомер также выдает сигнал на автоматическое закрытие кранов централизованной заправки.