Топливные баки и система их дренажа
Топливные баки I очереди (группы) № 4, 5, 1, 2, 6 (Рис. 7.1) – мягкие, вулканизированные из керосиностойкой листовой резины толщиной 0,7 мм. Размещены по пять в межлонжеронном пространстве между нервюрами № 1…6 центроплана. Форма баков поддерживается металлическими обручами из дуралюминия, установленными внутри баков. На боковых стенках баков имеются межбаковые соединения 56: в верхней части – для дренажа, в нижней части – для перетекания топлива. В баках № 2 нижние межбаковые соединения имеют обратные клапаны 57, обеспечивающие перетекание топлива из соседних баков № 6 и №1.
На баках установлены следующие агрегаты:
заливная горловина 3 на верхней стенке бака № 1;
сливной кран 67 на нижней стенке бака № 1;
заправочный кран 4 на передней стенке бака № 1;
датчики 19 № 2 и №1 топливомера соответственно на верхних стенках баков № 2 и №5;
дренажный угольник на верхней стенке бака № 4;
поплавковый клапан дренажа 59 на верхней стенке бака № 6;
подкачивающий насос 58 на задней стенке бака № 2.
Топливные баки–отсеки, расположенные в кессонах средних частей крыла герметизированных посредством герметика У30МЭС-5, между нервюрами № 7 и №12. Каждый кессон разделен на 2 бака - № 3 (II очередь) 1 и № 3а (III очередь) 38. Стенка нервюры № 8а имеет в верхней части дренажные отверстия, через которые, кроме того, при заправке переливается топливо.
В баке № 3 (нервюры № 8а…12) II очереди установлены следующие агрегаты:
2 датчика топливомера на верхней панели крыла у нервюр № 9 и №11а;
перекачивающий насос в нижней панели крыла;
сливной кран 67 на нижней панели крыла.
В баке № 3а (нерв. № 7-8а) III очереди установлены следующие агрегаты:
2 датчика топливомера на верхней панели крыла у нервюр №7а и №8а;
заливная горловина 3 на верхней панели крыла;
заправочный кран 4 на передней стенке бака;
сливной кран на нижней панели крыла;
сигнализатор критического давления 5 в топливных баках;
подкачивающие насосы 40 (2 шт.) на нижней панели крыла у нервюры №7а (задний) и №8 (передний);
поплавковый клапан перекачки 65 на верхней панели крыла.
Топливные баки имеют систему дренажа, которая обеспечивает сообщение надтопливного пространства баков с атмосферой на всех режимах полета, в том числе и при аварийном снижении.
Для левой и правой частей крыла система выполнена раздельно, каждая из которых состоит из основных трубопроводов 55, соединяющих первую и третью очереди баков с заборником дренажа 3, дренажной мачтой 36 и дренажными бачками 42, 52, а также трубопровода, соединяющего между собой мягкие баки.
Трубопроводы проложены над мягкими баками и в носке крыла по переднему лонжерону.
Дренажный бачок 52, установленный на нервюре № 6, служит для сбора топлива, попадающего в основные дренажные трубопроводы при эволюциях самолета и слива его в бак № 6 I очереди баков, через обратный клапан. Бачок основными трубопроводами сообщается с баком № 4 через дренажный угольник, с баком № 6 через поплавковый клапан 59, а также с дренажным бачком 42, установленным у нервюры № 11. В носке крыла у нервюры № 12 установлен сливной кран 44 нажимного типа, к которому от этого бачка подведена трубка.
От трубопровода на переднем лонжероне дренаж введен через дренажную мачту 36 в бак № 3а, которая предотвращает выбрасывание топлива из бака № 3а в дренажный трубопровод. Дренажная мачта представляет собой раструб, выведенный над обшивкой крыла у нервюры № 7, прикрытый обтекателем.
Заборник дренажа 43 служит для подвода воздуха из атмосферы в дренажный бачок и далее по трубопроводам в надтопливное пространство баков. На случай засорения заборника дренажа топливные баки сообщаются с атмосферой через обратные клапаны, установленные в ответвлениях в дренажные трубопроводы. Концы ответвлений выведены за нижнюю обшивку носка крыла у заборника дренажа нервюры № 12. Обратный клапан 41 срабатывает при отрицательном перепаде давления в баках 0,01 кгс/см2.
Дренаж мягких топливных баков осуществляется через дренажный угольник бака № 4 и поплавковый клапан бака № 6.
Дренаж баков № 3а, №3 осуществляется через дренажные мачты.