Лекция №1. Аксиомы статики. Связи и их реакции.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07. «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Мценск,2017 г
РАССМОТРЕНО Цикловой методической комиссией Протокол № __ от «___»_________20__ г ______________________. Петухова Е.Г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ___________________ Павликова Л.Н. «___»_______________ 20___ г. |
Данное методическое пособие представляет рабочую тетрадь основных лекций и проверочных тестов и шаблонных расчетно-графических задач по контролю знаний по предмету «Техническая механика» студентов СПО специальность23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»
и является дополнительным пособием для изучения теоретического материала. Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой по дисциплине, составленной на основе требований ФГОС.
Составил: преподаватель общетехнических дисциплин к.п.н.Наумов О.Е
Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно-технологического колледжа
Введение
Данное пособие представляет сборник основного минимального теоретического материала для изучения дисциплины «Техническая механика», студентами 2-го курса специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,35.02.07. «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая тетрадь является контрольным материалом для проверки начального уровня знаний учащегося и при выполнении всех работ, предлагаемых в тетради, он получает оценку «удовлетворительно». Рабочая тетрадь может выступать как эквивалент практических работ по дисциплине «Техническая механика», если при их выполнении учащийся испытывает трудности, в этом случае она является критерием допуска к дифференциальному зачету. В тоже время, рабочая тетрадь является дополнительным пособием при изучении предмета «Техническая механика» и для учащихся среднего и высокого уровня, и здесь она выступает, как дополнительный тестовый материал позволяющий повысить навыки изучения дисциплины и улучшить текущие оценки.
Лекция №1. Аксиомы статики. Связи и их реакции.
Цель:Изучить основные понятия и аксиомы раздела статики.
Тема 1. Основные понятия статики
Основной задачей статики является изучение общих законов равновесия материальных точек и твердых тел.
Для изучения законов равновесия статики необходимо знать следующие понятия.
Материальная точка — это условно принятое тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстоянием, на котором оно находится.
Абсолютно твердое тело — это условно принятое тело, которое не деформируется под действием внешних сил.
Сила— это векторная величина, характеризующая взаимодействие между телами. Действие силы характеризуется тремя факторами: точкой приложения, направлением, численным значением (рис. 1.1). За единицу силы принимается 1 Н: 1 кН = 103 Н; 1 МН = 106 Н.
Обозначениеразличных типов сил: F— внешняя сила; Fx, Fy— проекция силы на ось х и у соответственно; R — реакция опоры или связи; FΣ — равнодействующая сила.
Система сил — это совокупность всех сил, действующих на тело. Две силы или две системы сил называются эквивалентными, если они оказывают на тело одинаковое действие.
Равнодействующей называется сила, которая оказывает такое же действие на тело, как и несколько сил, вместе взятых. Равнодействующая сила равна геометрической сумме всех сил, действующих на тело:
где i — 1, 2,..., п — порядковый номер силы.
Уравновешивающейназывается такая сила, которая равна по величине равнодействующей силе, но направлена в противоположную сторону.
Тема 3. Связи и их реакции
Свободное тело— это тело, движению которого ничто не препятствует.
Несвободное тело— это тело, движению которого препятствуют другие тела.
Связь— это тело, которое препятствует движению других тел. Реакция связи— это сила, с которой связь действует на тело, препятствуя его движению. Существуют шесть основных типов связи: 1) в виде гладкой поверхности (поверхность стола,
ровной дороги). Реакция связи направлена перпендикулярно поверхности связи (рис 1.6);
2) в виде шероховатой поверхности. Условно изображается наклонной плоскостью (рис 1.7). Полная
реакция связи Rнаправлена под углом β (Rn— нормальная реакция опоры);
3) в виде прямого жесткого стержня с шарнирным
закреплением концов. Реакция стержня направлена
вдоль его оси (рис 1.8);
4) в виде точечной опоры. Реакция направлена перпендикулярно поверхности опоры (рис 1.9);
5) в виде ребра двухгранного угла. Реакция направлена перпендикулярно поверхности тела опор (рис. 1.10);
6) в виде гибкой связи (ремень, канат, цепь). Реакция направлена вдоль связи (рис 1.11).
Центры тяжести
Сила тяжести— это сила, с которой тело притягивается к земле. Центр тяжести— это точка приложения силы тяжести (рис. 1.32). Положение центра тяжести простых геометрических фигур: 1) в прямоугольнике, квадрате, ромбе, параллелограмме — на пересечении диагоналей (рис. 1.33);
2) в треугольнике — на пересечении медиан (рис. 1.34):
3) в круговом секторе или полукруге — в точке с координатами:
4)в конусе или полной пирамиде — на 1/3 высоты от основания (рис. 1.36):
Положение центра тяжести плоских фигур прокатных профилей:
1)в балке двутавровой (рис. 1.37) — в точке c координатами
хс=0, yc=h/2,
где h — высота двутавра.
2)в швеллере (рис. 1.38) — в точке с координатами xc= z0, yc=h/2,
где h — высота швеллера;
Z0— расстояние от центра тяжести и усдо наружной грани стенки;
3)в равнополочном уголке (рис. 1.39) — в точке с координатами XC= YC= Z0
Если плоская фигура имеет неправильную геометрическую форму, то центр тяжести такой фигуры можно определить двумя способами:
1)методом подвешивания фигуры на острие;
2) теоретическим методом. Рис.1.37
В этом случае плоская фигура разбивается на определенное количество элементарных фигур, имеющих правильную геометрическую форму. Затем определяется положение центра тяжести и площади каждой элементарной фигуры. Для того чтобы найти координаты центра тяжести заданной сложной фигуры, используются следующие формулы:
где Аi— площади элементарных фигур, на которые разбита сложная фигура;
хi; уi — координаты центра тяжести каждой элементарной фигуры относительно случайных осей XиY.
Тест – задания для самопроверки по лекциям № 3 - 4
11. Поясните цель приведение силы к точке – |
12.Чем отличается произвольная система сил от плоской системы сил (пояснить формулами)– |
13. Определите суммарную силу шарнирно-неподвижной опоры если известно Rx = 8 кН ; Ry = 6 кН |
14. В чём состоит сущность условия равновесия пространственной системы сил |
15. В чем отличие главного вектора системы сил от равнодействующей силы системы сил |
16. В чем отличие и в чем сходство между шарнирно-неподвижной опорой и шарнирно – подвижной опорой? |
17. Запишите основную форму уравнений равновесия балочной системы |
18.Как определяется момент силы расположенной в пространстве относительно оси перпендикулярной заданной плоскости |
19. зарисуйте рисунок характеризующий геометрическое условие равновесия пространственной системы сил |
20. Запишите уравнения равновесия пространственной системы сил |
21. Как определить координаты центра тяжести плоской конструкции если известны площади элементарных фигур из которых состоит конструкция |
КИНЕМАТИКА
Лекция №5. Основные понятия кинематики. Кинематика точки
Цель:Изучить основные понятия и законы кинематики точки.
Основной задачей кинематики является изучение общих законов движения материальных точек и твердых тел без учета причин, их вызывающих. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело.
Механическое движение — это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Любое механическое движение характеризуется следующими параметрами:
1. Траектория движения — это линия, вдоль которой движется тело. В зависимости от траектории движение может быть прямолинейным и криволинейным.
2. Путь s — это расстояние, пройденное телом вдоль линии траектории (рис. 1.40).
3. Перемещение S— это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное и конечное положение тела (см. рис. 1.40).
4. Скоростьv— это величина, характеризующая быстроту изменения пройденного пути за единицу времени:
5. Касательное ускорение аτ — это величина, которая характеризует быстроту изменения величины скорости за единицу времени:
Касательное ускорение всегда направлено по линии вектора скорости (рис. 1.41).
6. Нормальное ускорениеап — это величина, которая характеризует изменение направления вектора скорости:
где r— радиус кривизны траектории. Полное ускорение
Нормальное ускорение всегда направлено по радиусу к центру кривизны траектории (рис. 1.42).Виды движения точки в зависимости от ускорения:
1) равномерное — это движение точки с постоянной по величине скоростью. Характеризуется следующими величинами:
v = s/t= const; s = vt; aτ=0; an = v2/r.
Равномерное движение можно изобразить графически (рис. 1.43);
2) равнопеременное , равноускоренное, равнозамедленное — это движение точки с постоянным касательным ускорением. Характеризуется следующими величинами (рис. 1.44):
;
Сложное движение точки
В некоторых случаях движущиеся тела, которые принимаются за материальные точки, могут совершать сложное движение (например, движение человека в вагоне движущегося поезда).
Сложное движение точки— это движение точки относительно неподвижной системы координат.Скорость сложного движения называется абсолютной скоростью.
Сложное движение точки складывается из переносного движения, т.е. движения подвижной системы координат относительно неподвижной (например, движение поезда относительно Земли), и относительного движения, т.е. движения точки относительно подвижной системы координат.
Таким образом, скорость абсолютного движения точки равна геометрической сумме скоростей переносного и относительного движения:
(теорема сложения скоростей).
Варианты заданий
№ варианта | Масса автомобиля m , кг | Скорость движения va, м/с2 | Угол наклона пути α ,град | № варианта | Масса автомобиля m , кг | Скорость движения va, м/с2 | Угол наклона пути α |
4350 | 110 | 30 | 5300 | 85 | 30 | ||
4400 | 100 | 30 | 5350 | 75 | 30 | ||
4450 | 90 | 30 | 5400 | 65 | 30 | ||
4500 | 80 | 30 | 5450 | 55 | 30 | ||
4550 | 70 | 30 | 5500 | 45 | 30 | ||
4600 | 60 | 30 | 5550 | 35 | 30 | ||
4650 | 50 | 30 | 5600 | 80 | 30 | ||
4700 | 40 | 30 | 5650 | 70 | 30 | ||
4750 | 30 | 30 | 5700 | 60 | 30 | ||
4800 | 105 | 30 | 5750 | 50 | 30 | ||
4850 | 95 | 30 | 5800 | 40 | 30 | ||
4900 | 85 | 30 | 5850 | 40 | 30 | ||
4950 | 75 | 30 | 5900 | 30 | 30 | ||
5000 | 65 | 30 | 5950 | 105 | 30 | ||
5050 | 55 | 30 | 6000 | 95 | 30 | ||
5100 | 45 | 30 | 4500 | 85 | 30 | ||
5150 | 35 | 30 | 4600 | 75 | 30 | ||
5200 | 25 | 30 | 4700 | 65 | 30 |
Механическая мощность
Теоремы динамики
При поступательном движении теоремы динамики имеют следующий вид.
Теорема об изменении количества движения:изменение количества движения материальной точки равно импульсу некоторой силы, приложенной к этой точке, т.е.
Ft = mv - mv0
где Ft— импульс силы;mv — количество движения.
Теорема об изменении кинетической энергии:изменение кинетической энергии материальной точки равно работе некоторой силы по перемещению этой точки, т.е.
где W=FS—работа; mv2/2 — кинетическая энергия.
Тест – задания для самопроверки по лекции № 7
31. Что называется механической работой , и в каком случае она принимает отрицательное значение |
32.Что общего между работой силы тяжести и работой силы упругости (пояснить формулами) |
33. Чем отличается равномерное движение от равноускоренного (поясните формулами ) |
34. Определите работу движущегося а) горизонтально; б) и по наклонной плоскости , твёрдого тела если известно : m = 100 кг; f = 0,45 ; S = 20 м ; α = ;t = 2 c ; r = 2м |
35. Что такое мощность и от как она зависит от скорости движущегося тела |
36. Что такое КПД и как он зависит от скорости движения твердого тела |
37. Определите величину силы создаваемой импульс движения твердого тела если известно v=10 м/с v0 = 5 м/с;t = 2 c; m = 100 кг |
38. Определите величину кинетической энергии движущегося тела v=10 м/с; v0 = 5 м/с;m = 100 кг |
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07. «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Мценск,2017 г
РАССМОТРЕНО Цикловой методической комиссией Протокол № __ от «___»_________20__ г ______________________. Петухова Е.Г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе ___________________ Павликова Л.Н. «___»_______________ 20___ г. |
Данное методическое пособие представляет рабочую тетрадь основных лекций и проверочных тестов и шаблонных расчетно-графических задач по контролю знаний по предмету «Техническая механика» студентов СПО специальность23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»
и является дополнительным пособием для изучения теоретического материала. Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой по дисциплине, составленной на основе требований ФГОС.
Составил: преподаватель общетехнических дисциплин к.п.н.Наумов О.Е
Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно-технологического колледжа
Введение
Данное пособие представляет сборник основного минимального теоретического материала для изучения дисциплины «Техническая механика», студентами 2-го курса специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,35.02.07. «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая тетрадь является контрольным материалом для проверки начального уровня знаний учащегося и при выполнении всех работ, предлагаемых в тетради, он получает оценку «удовлетворительно». Рабочая тетрадь может выступать как эквивалент практических работ по дисциплине «Техническая механика», если при их выполнении учащийся испытывает трудности, в этом случае она является критерием допуска к дифференциальному зачету. В тоже время, рабочая тетрадь является дополнительным пособием при изучении предмета «Техническая механика» и для учащихся среднего и высокого уровня, и здесь она выступает, как дополнительный тестовый материал позволяющий повысить навыки изучения дисциплины и улучшить текущие оценки.
Лекция №1. Аксиомы статики. Связи и их реакции.
Цель:Изучить основные понятия и аксиомы раздела статики.
Тема 1. Основные понятия статики
Основной задачей статики является изучение общих законов равновесия материальных точек и твердых тел.
Для изучения законов равновесия статики необходимо знать следующие понятия.
Материальная точка — это условно принятое тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстоянием, на котором оно находится.
Абсолютно твердое тело — это условно принятое тело, которое не деформируется под действием внешних сил.
Сила— это векторная величина, характеризующая взаимодействие между телами. Действие силы характеризуется тремя факторами: точкой приложения, направлением, численным значением (рис. 1.1). За единицу силы принимается 1 Н: 1 кН = 103 Н; 1 МН = 106 Н.
Обозначениеразличных типов сил: F— внешняя сила; Fx, Fy— проекция силы на ось х и у соответственно; R — реакция опоры или связи; FΣ — равнодействующая сила.
Система сил — это совокупность всех сил, действующих на тело. Две силы или две системы сил называются эквивалентными, если они оказывают на тело одинаковое действие.
Равнодействующей называется сила, которая оказывает такое же действие на тело, как и несколько сил, вместе взятых. Равнодействующая сила равна геометрической сумме всех сил, действующих на тело:
где i — 1, 2,..., п — порядковый номер силы.
Уравновешивающейназывается такая сила, которая равна по величине равнодействующей силе, но направлена в противоположную сторону.