Думание во время действования
Во время моих уроков учащиеся должны слушать инструкции в то время, как они выполняют упражнение, и приспосабливаться необходимым образом, не останавливая движений. Таким образом учащийся научается действовать думая и думать действуя. Это важный шаг в развитии способностей от человека, который перестает думать, если он делает что-то, и перестает действовать, если хочет подумать. Опытный водитель легко выполняет инструкции, ведя машину, в то время как для начинающего это трудно.
Чтобы получить максимум пользы от этих упражнений, читателю следует готовиться к следующему упражнению, не прекращая предыдущего, то есть продолжать движение, которое он выполняет, и в это время обдумывать следующее движение.
Высвобождение для действия теряемой энергии
Эффективно действующей является та машина, в которой все части точно пригнаны друг к другу, смазано все, что следует смазать, трущиеся части плотно прилегают друг к другу, без зазоров и без грязи, все горючее расходуется здесь на работу - в пределах законов термодинамики; не возникает шума или вибрации, то есть энергия не тратится на бесполезные движения, отнимающие ее у нужной работы.
Упражнения, которые мы собираемся начать, направлены на достижение именно этого, т.е. постепенное исключение из действования всех лишних случайных движений, всего, что мешает, вмешивается или препятствует движению.
В принятых ныне системах обучения обычно подчеркивается стремление к достижению цели любой ценой, без учета дезорганизованных и разбросанных усилий, которые при этом теряются. Если органы мышления, чувствования и управления не организованы в координированное, связанное, мягкое и эффективное, - а потому приятное, - действие, мы бесконтрольно вовлекаем части тела, которые не только не нужны для данного действия, но часто прямо мешают ему. В результате мы часто выполняем некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Только ментальное усилие может дать возможность части, направленной на целевое действие, преодолеть части, препятствующие действию. К сожалению, таким образом сила воли стремится заменить способность выполнить действие правильно. Правильным способом было бы научиться элиминировать действия, противоречащие цели, а силу воли использовать только в случае необходимости сверхчеловеческих усилий.
Мы вернемся к этому, когда читатель сможет дойти до этого на своем собственном опыте; тогда он сможет двигаться дальше по желаемому пути.
Дыхательный ритм во время упражнений
В конце хорошо проделанного урока вы должны почувствовать себя обновленным и отдохнувшим, как после хорошего праздника или выходного. Если этого не происходит, движения, может быть, выполнялись слишком быстро или без внимания к дыханию.
Скорость упражнений всегда должна приспосабливаться к ритму дыхания. По мере того, как тело обретает организацию, дыхание будет автоматически приспосабливаться к различным движениям.
Скорость движений
Когда вы в первый раз выполняете урок, движения должны делаться так медленно, как указывает инструкция. После того, как вы пройдете все уроки и вернетесь к ним по второму разу, вы можете двигаться быстрее в тех частях, которые делаются мягко и легко. Со временем вы научитесь варьировать скорость от быстрой, как только возможно, до медленной, как только возможно.
НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ
Когда выполнять упражнения
Лучше всего заниматься сразу перед тем, как лечь в постель, но не раньше чем через час после еды. Ложитесь сразу, как вы кончили упражнения. Одна из наиболее важных причин такого совета - в том, что после дня работы и беспокойства упражнения снимут умственные и физические напряжения и сон будет более освежающим и даст больше отдыха.
Проснувшись, полежите минутку в постели, попробуйте вспомнить, вернуть себе общее ощущение от урока, который вы делали перед сном. Стоит повторить два-три движения, которые вы можете вспомнить. Думайте об уроке в течение дня время от времени, делая другие вещи, и посмотрите, можете ли вы заметить изменения в себе, которые произвели упражнения. Выделите для этого определенное время, хотя бы на несколько секунд каждый раз. Каждый раз, когда вы вспоминаете последний урок, он более твердо укладывается у вас в уме.
Когда уроки станут установившейся ежедневной привычкой, делайте их когда вам удобнее.
Длительность упражнений
Время, которое занимает урок, зависит от индивидуальной скорости. В первых уроках время будет зависеть также от количества повторений каждого движения. Начинайте, повторяя каждое движение по 10 раз, постепенно увеличивайте до 25, в соответствии с инструкцией, даваемой в самом уроке. Временами возможно и желательно повторять определенное движение сотни раз, как можно медленнее и как можно быстрее; помните только, что быстро - не значит торопясь.
Из этого видно, что первые уроки занимают около 45 минут, более поздние могут занять около двух минут. Позже, когда уроки станут ежедневным занятием, урок может занимать от мгновенного вспоминания о нем до того количества времени, которое человек захочет ему посвятить.
Место упражнения
Найдите свободный участок пола, достаточный, чтобы вы могли вытянуться лежа, раскинув руки и ноги в стороны так, чтобы мебель вам не мешала; покройте пол ковром или матом. Если поначалу вам трудно привыкнуть лежать на полу, возьмите толстое одеяло; можно даже начинать, лежа на постели.
Одежда
Чем меньше на вас одежды, тем лучше. Во всяком случае, одежда должна быть удобной, не стеснять движений и дыхания, не слишком узкой; не должно быть пуговиц или толстых завязок на спине.
Как выполнять уроки
Если вы работаете в одиночестве, так что некому прочесть вам инструкции, лучше всего разделить урок на маленькие части. Прочитайте параграф инструкции, достаточный, чтобы вам было ясно, что делать, и начинайте; проделав движение 25 раз, как сказано, прочитайте следующий параграф и выполните его и так далее. Урок займет при этом больше времени; можно разделить его на отрезки, большие чем одно упражнение; постепенно сведите урок в одно целое.