Количественный анализ риска – количественный анализ потенциального влияния рисков на общие цели проекта и его конкурентоспособные свойства.
Количественный анализ рисков включает:
- оценку реалистичности сроков, содержания, затрат проекта;
- анализ приоритетных рисков и моделирование ситуации с учетом вероятности наступления рисковых событий;
- определение вероятности достижения целей проекта по стоимости и времени;
- определение резервов (сроков и затрат) на непредвиденные обстоятельства;
Методы количественного анализа рисков:
1. Анализ чувствительности –это метод, позволяющий оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета. В результате проведения расчетов определяются факторы, имеющие наибольшее влияние на ЧДД проекта.
2. Проверка устойчивости -предусматривает разработку сценариев развития проекта в базовом (наиболее вероятном) и наиболее опасных вариантах развития. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются.
3. Корректировка параметров проекта - заключается в том, что проектируемые значения заменяются на ожидаемые (например увеличение срока выполнения проекта на величину возможных задержек).
4. Формализованное описание неопределенности –предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) развития проекта и их сравнительную оценку. Определяется вероятность возникновения тех или иных условий и показатели эффективности проекта в тех или иных условиях.
5. Метод Монте-Карло -используется в сложных для прогнозирования проектах. Он основан на применении имитационных моделей, позволяющих создавать множество сценариев, которые согласуются с заданными ограничениями на исходные переменные. На практике данный метод может быть осуществлен только с применением компьютерных программ, позволяющих описывать прогнозные модели и рассчитывать большое число случайных сценариев.
6. Метод построения дерева решений -предполагает пошаговое разветвление процесса реализации проекта с оценкой рисков, затрат, ущерба и выгод. Используется для анализа риска проектов, имеющих обозримое количество вариантов развития. В результате построения дерева решений определяется вероятность каждого сценария развития проекта. ЧДД по каждому сценарию, а также интегральный показатель ЧДД.
7. Метод аналогов -предполагает использование базы данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект, такой метод используется, если внутренняя и внешняя среда проекта и его аналогов имеет достаточно сходимость по основным параметрам.
8. Вероятностный анализ -предполагает, что построение и расчеты по модели осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей. Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиции, коэффициента рисков (отношение ожидаемой прибыли к объему всех инвестиции по проекту)
9. Экспертный анализ рисков -применяется в случае отсутствия пли недостаточного объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков. Отобранная группа экспертов оценивает проект и его отдельные процессы по степени рисков
=4=
Основные методы (стратегии) реагирования на риски:
1) Уклонение, избежание риска -изменение плана управления проектом таким образом, чтобы устранить риск или устранить его влияние на цели и результаты проекта. Это простое уклонение от конкретной работы, ресурса или обстоятельств, содержащих источник риска, или в радикальная переделка проекта. Для его применения анализируются все причины риска и, по возможности, устраняются. Действия требуют определенных изменений в плане и смете проекта.
2) Передача –перенос последствий риска на третью сторону. Перенос не устраняет риск, а передает управление риском третьей стороне. Такой способ управления наиболее часто используется в зарубежных проектах. Передача риска подразумевает изменение контрактов и увеличение бюджета проекта.
3) Снижение– снижение вероятности наступления риска или тяжести его последствий. Среди способов сокращения — физическая защита (например, организация охраны объекта, автоматические системы пожаротушения); организационные меры (систематические проверки и надзор, разработка и исполнение соответствующих инструкций); обучение персонала; создание безопасных условий труда; послеаварийные меры (наличие специальных служб и оборудования для ликвидации ущерба); юридическая защита в виде договорных обязательств, поручительств, гарантий. Действия требуют определенных изменений в плане и смете проекта.
4) Принятие –риск игнорируется, но на покрытия предполагаемых потерь формируется резерв. Как правило, это выражается в формировании дополнительного бюджета проекта или наличии возможности у куратора проекта в «выбивании» лишнего финансирования в нужный момент. Здесь может использоваться и самострахование в виде общего резерва на покрытие рисков в портфеле проекта. Удержание — это излюбленный метод реагирования на риски в России.
Методы реагирования выбираются на основании информации о традициях отрасли, компании, наличия резервных средств, существующей практики страхования и принципов работы с подрядчиками. Формируется общий бюджет по управлению известными рисками.
Резервы, выделенные для удержания, сокращения или передачи, формируют статью сметы, которая называется резервом на управление «известными рисками».
Те риски, которые не могут быть детально исследованы или затраты на их исследование нецелесообразны, называются «неизвестными рисками». Управление ими сводится лишь к выделению общей суммы, которая в смете проекта обозначается как резерв на управление «неизвестными рисками». Чем больше оснований считать проект высокорискованным, тем больше должен быть определен процент для этого резерва. В российской практике это называется непредвиденными затратами и колеблется в пределах от 1 до 3%.
ТЕМА 10: УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ IT-ПРОЕКТА: ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМ: ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, НАБОР КОМАНДЫ ПРОЕКТА, РАЗВИТИЕ КОМАНДЫ ПРОЕКТА, УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА.
Процессы управления человеческими ресурсами включают в себя:
1. планирование человеческих ресурсов – определение и документальное оформление ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана обеспечения проекта персоналом.
2. набор команды проекта – привлечение человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
3. развитие команды проекта – повышение квалификации членов команды проекта и укрепление взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта.
4. управление командой проекта – контроль за эффективностью членов команды проекта, обеспечение обратной связи, разрешение проблем и координация изменений, направленных на повышение эффективности проекта.
Процесс: Планирование человеческих ресурсов
Планирование человеческих ресурсов проводится с целью определения ролей, ответственности и подотчетности в проекте, а одним из основных его результатов является разработка плана обеспечения проекта персоналом.
План обеспечения проекта персоналом, как правило, включает в себя определение сроков и способов набора членов команды проекта, критерии их освобождения от участия в проекте, рекомендации по проведению дополнительного обучения, схемы поощрения и награждения.
В качестве одного из основных инструментов, используемых при планировании человеческих ресурсов, используются организационные диаграммы и назначения по проекту.
Существуют различные форматы документирования распределения ролей и ответственности членов команды проекта. Большинство форматов относятся к одному из трех типов:
1. иерархическому,
2. матричному
3. текстовому.
Независимо от того, какая комбинация методов используется, цель всегда одна – добиться того, чтобы для каждого пакета работ был назначен один ответственный за его исполнение, и чтобы каждый член команды четко понимал свою роль и ответственность.
Иерархическая диаграммастроится сверху вниз в соответствии с имеющейся структурой подразделений организации (отделов, групп или команд). Под каждым отделом указывается список операций проекта или пакет работ. Таким образом, можно увидеть всю ответственность в проекте для данного функционального отдела (например, отдела информационных технологий или отдела закупок) в одном месте рядом с названием отдела. Можно строить иерархическую диаграмму, взяв за основу разбиение по типам ресурсов. В этом случае можно отобразить в виде отдельного объекта, например, всех программистов, несмотря на то, что они могут быть закреплены за различными отделами.
Матричные диаграммы. Матрица ответственности используется для отображения связей между выполняемыми работами и членами команды проекта. Она позволяет увидеть все операции, назначенные к выполнению определенному человеку, или отобразить всех людей, принимающих участие в выполнении определенной операции. Количество видов ответственности может быть различным, в зависимости от специфики проекта и его организации
Пример типовой матрицы ответственности приведен на рис. 10.2.
Название проекта: | ||||||||
Менеджер проекта: | ||||||||
Инструкции: | ||||||||
О – ответственный | Полностью отвечает за успех и провал данной работы | |||||||
П – принимает участие | Активно участвует в выполнении этой работы | |||||||
К – контролирует | Проверяет качество полученных результатов | |||||||
И – Информирует | Передает исполнителю этой работы входную информацию | |||||||
У - утверждает | Утверждает документы | |||||||
Пакет работ (работа) | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. |
Менеджер проекта | Инвестор/ заказчик | Команда управления проектом | Руководитель совета по управлению изменениями | Финансист | Руководитель подразделения | |||
Лидер группы 1 | Лидер группы 2 | Лидер группы 3 | ||||||
Рисунок 10.2 - Матрица ответственности
Другие варианты функций исполнения при назначении могут быть например такими:
И — исполнение,
СИ — соисполнение,
ОИ — ответственное исполнение,
ТО — текущая ответственность,
У — утверждение,
С — согласование,
О — обсуждение,
Э — экспертиза,
К — консультирование,
УС — участие в совещании и т. д.
Текстовые форматы используются, если требуется более детально охарактеризовать роли в проекте, текстовые форматы. Обычно в таких документах в краткой форме содержится следующая информация: обязанности, полномочия и квалификация.