Каскадно-спиральная модель процессов MSF
(Microsoft Solutions Framework)
Модель процессов MSF (MSF process model) представляет общую методологию разработки и внедрения IT‑решений. Сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной и спиральной. Она может быть применена при разработке весьма широкого круга программных проектов.
Методология MSF состоит из принципов, моделей и дисциплин по управлению персоналом, процессами, технологическими элементами и связанными со всеми этими факторами вопросами, характерными для большинства проектов. Она ориентирована не просто на создание программного продукта, удовлетворяющего определенному набору требований, а на поиск решения проблем, стоящих перед заказчиком. В технологии MSF большое внимание уделяется анализу проблем заказчика и разработке вариантов системы для поиска их приемлемого решения
Являясь гибридом каскадной и спиральной моделей, модель жизненного цикла MSF сочетает простоту управления каскадной модели с гибкостью спиральной (см. рис. 6.10).
Каскадная модель | Спиральная модель | Модель жизненного цикла MSF |
Рис. 6.10. Построение модели жизненного цикла MSF на базе каскадной и спиральной моделей.
Модель жизненного цикла MSF ориентирована на «вехи» (milestones) – ключевые точки проекта, характеризующие достижение какого-либо существенного результата. Этот результат может быть оценен и проанализирован. В модели предусматривается наличие основных вех (завершение главных фаз модели) и промежуточных, отражающих внутренние этапы главных фаз.
БазовыепринципыMSF:
Единое видение проекта - четкое и одинаковое понимание целей и задач проекта членами проектной группы и заказчиком.
Гибкость - непрерывная изменяемость условий проекта при неизменной эффективности управленческой деятельности.
3. Сконцентрированность на бизнес-приоритетах - независимо от того, нацелен ли разрабатываемый продукт на организации или индивидуумов, он должен принести в некоторой форме выгоду или отдачу. В отношении индивидуумов это может означать, например, эмоциональное удовлетворение – как в случае компьютерных игр, в отношении организаций – это бизнес‑отдача (business value).
Открытость информации - свободный обмен информацией не только сокращает риск возникновения недоразумений, недопонимания и неоправданных затрат, но и обеспечивает максимальный вклад всех участников проектной группы в снижение существующей в проекте неопределенности.
Основными фазами модели MSF являются:
1. Создание общей картины приложения (Envisioning).На этом этапе решаются следующие основные задачи: оценка существующей ситуации; определение состава команды, структуры проекта, бизнес-целей, требований и профилей пользователей; разработка концепции решения и оценка риска. Устанавливаются две промежуточные вехи: «Организован костяк команды» и «Создана общая картина решения».
2. Планирование (Panning). Этап состоит из трех стадий:
- концептуальное проектирование - определение набора сценариев использования системы,
- логическое проектирование - решение представляется в виде набора сервисов
- физическое проектирование - уточняются используемые технологии и интерфейсы.
3. Разработка (Developing). Создается вариант решения проблемы, в виде кода и документации очередного прототипа, включая спецификации и сценарии тестирования. Основная веха этапа – «Окончательное утверждение области действия проекта». Продукт готов к внешнему тестированию и стабилизации.
4. Стабилизация (Stabilizing).Подготовка к выпуску окончательной версии продукта, доводка его до заданного уровня качества. Здесь выполняется комплекс работ по тестированию (обнаружение и устранение дефектов), проверяется сценарий развертывания продукта. Когда решение становится достаточно устойчивым, проводится его пилотная эксплуатация в тестовой среде с привлечением пользователей и применением реальных сценариев работы.
5. Развертывание (Deploying). Выполняется установка решения и необходимых компонентов окружения, проводится его стабилизация в промышленных условиях и передача проекта в руки группы сопровождения. Кроме того, анализируется проект в целом на предмет уровня удовлетворенности заказчика.
ТЕМА 4: ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ: ИНИЦИАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ЗАВЕРШЕНИЕ.
Процессы инициации
2. Процессы планирования
Процессы исполнения