Анализ эффективности функционирования отдельных элементов процесса управления качеством таможенных услуг
Для функционирования отдельных элементов процесса управления качеством таможенных услуг необходимо обеспечить активный и стабильный экономический рост,рациональное использование финансов и ресурсов, а также немаловажно обеспечить защиту экономических интересов в международном сотрудничестве.
Для подъема эффективности функционирования элементов управления качеством таможенных услуг используется множество показателей.
Одним из таких показателей являются показатели эффективности таможенной деятельности - набор коэффициентов различного характера. Показатели разделяются на две формы: качественную и количественную[14].
Показатели эффективности таможенных органов, начиная с 2005 года, устанавливает ФТС России.
К основным количественным показателям относятся:
– количество таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет;
– количество выявленных контрафактных товаров;
– количество поданных таможенных деклараций;
– количество заведенных дел, административного и уголовного характера;
– количество лиц, товаров и транспортных средств, подвергнутых таможенному досмотру ит.д.
К основным качественным показателям эффективности таможенных органов относятся:
– доля таможенных платежей, довзысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены;
– доля решений таможенных органов о привлечении к административной ответственности, отмененных судами;
– доля квалифицированных таможенников и другие.
Они разрабатываются и устанавливаются по аналогии со стратегическими целями таможенных органов:
1) совершенствование таможенного регулирования;
2) совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;
3) совершенствование реализации фискальной функции;
4) совершенствование правоохранительной деятельности;
5) содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;
6) совершенствование системы государственных услуг;
7) совершенствование таможенной инфраструктуры;
8) совершенствование информационно-технического обеспечения;
9) укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;
10) развитие социальной сферы;
11) совершенствование организационно-управленческой деятельности. Однако, для того чтобы оценить эффективность таможенной деятельности, необходимо знать масштабы и объемы выполняемых задач, атакже цели таможенной деятельности в общем.
В этом случае критерий эффективности функционирования единой системы таможенных органов (далее ЕСТО) как целевую функцию можно выразить следующим соотношением:
где: Кэ.ф.т.о. – целевая функция деятельности таможенных органов;
Sт.о. – система таможенных органов;
Аф.т.о. – алгоритм функционирования системы таможенных органов;
Уф.т.о. – условия функционирования системы таможенных органов;
О(F) – отношения между элементами функционала.
Целью деятельности таможенной службы является обеспечениеэкономической безопасности страны таможенными методами, чтодостигается по двум направлениям: содействие внешнеторговой и экономической деятельности и борьба с нарушениями таможенных правил.
Общий результат первого направления проявляется в объеме собранныхтаможенных сборов и платежей. Второе направление оцениваетсяпредотвращенным ущербом.
Так, по данным ФТС России за 2016 год сумма доходов,администрируемых таможенными органами составила 4 406,9 млрд рублей.
Эта сумма превышает запланированную на 2016 год сумму денежныхсредств (4360 трлн рублей), более, чем на 46,9 млрд рублей. Сумма доходов,администрируемых таможенными органами составила: от экспортныхопераций – 2 300,4 млрд. рублей; от импортных операций – 2 106,5 млрд.рублей; иные платежи – 18,9 млрд. рублей. (рис.5.)
Рис.5. Сумма таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет России за 2010-2016 года
Ориентироваться только на данный показатели недопустимо, так как для достоверности оценки эффективности деятельности таможенных органов необходимо учитывать и другие критерии эффективности.
В связи с этим появляются подмножества показателей ЕСТО .
где:Мэ.ф.т.о. – показатели эффективности деятельности системы таможенных органов;
Пс.т.о. – показатели качества системы таможенных органов;
Па.ф.т.о. – показатели качества алгоритма функционирования;
Пв.у.ф. – показатели влияния условий функционирования;
Пw.ф.т.о. – показатели результатов функционирования ЕСТО.
В таможенной практике внимание обращается в основном только на подмножество результатов функционирования ЕСТО – Пw.ф.т.о. и практически не обращается внимание на остальные показатели, что является нарушением принципа системной взаимосвязанности показателей и служит перспективным направлением дальнейшего изучения развития системы показателей эффективности таможенного дела.
Необходимо учитывать все показатели. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности. При оценке эффективности всегда используют несколько показателей (абсолютные и относительные, общие и частные). Важную роль, в этой ситуации, играет соотношение достигнутых результатов с прогнозируемыми. Расчетные величины, за определенный промежуток времени, должны иметь оценку, которая выражает степень результативности и достижимость цели[15].
При этом должно учитываться как частные показатели, так и общие. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы и системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций, указаны в таблице 4.
Таблица 4