Понятие качества таможенных услуг

При оказании услуги на передний план выдвигается качество услуги. Если рассматривать понятие «качество таможенных услуг», то смысл данного понятия основывается на понимании категории «качество».

В наши дни существует множество подходов, которые определяют понятие «качество».

Рассматривая исторический аспект развития категории «качество», можно рассмотреть данное понятие в рамках нескольких областей знаний:

- с точки зрения дисциплины «философия», когда данное понятие рассматривалось на всех этапах развития общества

- в любой отрасли производства материальных благ.

Однако, философский подход к рассмотрению качества значительно шире, чем второй подход.

В таблице 3 приведено несколько взглядов на понимание сущности категории «качество».

Таблица 3

Взгляды на понимание категории «качество»[9]

Автор Определение
Аристотель Различие между предметами; признак «хороший - плохой»
Ф. Гегель Качество является тождественно с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, чем оно есть, когда оно теряет свое качество

Продолжение таблицы 3

У. Шухарт Качество имеет 2 аспекта: - объективные физические характеристики; - субъективная сторона: насколько вещь хороша
К.Исикава Качество – свойство, удовлетворяющее потребителей
Дж. Джуран Качество есть степень удовлетворения потребителя
Философский словарь Качество -категория, рассматриваемая в совокупности с категорией количества как две важные стороны объективной действительности. Качество есть существенная определенность предмета в силу которой он является данным, а не иным и отличается от других предметов
Международный стандарт ISO 9000:2015 Качество - способностьудовлетворить потребителей, а также ожидаемым или непредусмотренным влиянием на другие заинтересованные стороны

На основе таблицы 3 можно судить, что каждый автор понимал категорию «качество» по-своему.

Дж. Джуран ввел свое понятие качество – соответствие назначению.

Ф. Кросби определяет качество как соответствие требованиям.

Э. Дейминг отзывался об истоках качества ни как о цехах, а как о самих верхах управления компанией.

Если говорить об учении Дейминга, стоит упомянуть о «японском чуде». Так К. Исикава в своем труде «Японские методы управления качеством» отмечал следующее: качество является свойством, которое реально удовлетворяет потребителя, оно должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс. Именно благодаря такому принципу японские фирмы отлично конкурируют с зарубежными фирмами, так как они выпускают высококачественную продукцию по низкой себестоимости и высокой производительности труда.

Однако, многие отечественные и зарубежные ученые, которые работали с категорией «качество» не смогли дать точное определение категории «качество».

Так, российский философ А.И.Субетто выделил множество аспектов в отношении понятия «качество»:

- качество есть совокупность свойств;

- качество есть структурная иерархическая система свойств частей объекта;

- качество динамично;

- качество есть существенная определенность объекта, выражающаяся во взаимосвязи его составных элементов;

- качество является основой существования объекта;

- качество обеспечивает единичность объекта, его уникальность;

- качество объектов и процессов ценно.

Стоить упомянуть Международную организацию по стандартизации. Закрепленное определение качества дано в международном стандарте ИСО 9000: 2015. В соответствии со стандартом под качеством понимается способность удовлетворить потребителей в соответствии с требованиями, а также ожидаемым или непредусмотренным влиянием на другие заинтересованные стороны.

В данном понятии качество и требования взаимно дополняют друг друга. Так, для потребителя важно удовлетворить потребности(требования).

Элементы, которые формируют качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 представлены на рисунке 2.

Как известно, под результатом труда в таможенных органах понимают таможенную услугу. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на рассмотрении качества таможенной услуги в первую очередь в рамках выполнения государственных функций. В таком случае оно означает реализацию государственных функций при осуществлении ВЭД. При этом основной критерий – удовлетворение требований потребителей(участников ВЭД) и выполнение функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики.

Градация – категория или класс, присвоенные различным требованиям к качеству таможенной услуги, имеющих одинаковое функциональное применение
Возможности – продемонстрированная способность применять знания и навыки
Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным
Возможности – способность организации, системы или процесса производить услугу, которая будет отвечать требованиям, предъявляемых к ней
Качество таможенной услуги – степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований

Рис. 2. Элементы, которые составляют качество таможенной услуги

Качество таможенной услуги – степень удовлетворения требований потребителей(участников ВЭД) и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики
Таможенная услуга – результат деятельности таможенных органов, имеющих целью реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД
Услуга – способ удовлетворения потребностей физических и юридических лиц
Функция – нормативно установленный вид властной деятельности государства
Взаимосвязь элементов, которые составляют качество таможенной услуги представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Взаимосвязь элементов, которые составляют качество таможенной услуги

Таким образом, понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» не противоречат действующим нормам права и являются на сегодняшний день одними из первоочередных задач, решение которых позволит создать условия для развития эффективной системы повышения качества таможенных услуг.

Наши рекомендации