Типичные ошибки, которых нужно остерегаться
Анализ работы педагогов разных лет и разных детских лагерей позволяет выделить наиболее распространенные ошибки в подготовке и проведении отрядных «огоньков».
«Как придётся». Речь о размещении, оформлении «огонька». Не получится разговора на «огоньке», если детям неудобно, затекают ноги и спина, если не видно лиц, если посторонние шумы и другие раздражители отвлекают внимание, если кому-то не видно вожатых или говорящих из-за других ребят.
«Самотёк». Иногда вожатые думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало «огонька» и произнести известную триаду вопросов: «Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?» И, – о чудо! – «огонёк» пойдет сам собой. Увы! Дети могут просто не начать говорить, или начать говорить не о том, разговор будет бессмысленным или не получится вообще. «Огонёк» нужно готовить, планировать, вести!
«Тоскливость». Однообразие течения «огонька» губит самые лучшие чувства. Если дети и подростки друг за другом повторяют стандартный набор фраз, значит, «огонёк» не подготовлен. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта.
«Чрезмерное веселье». Оно не способствует осмыслению обсуждаемых тем, проблем, вопросов, но способно профанировать любые высокие слова. А «огонёк» – это именно тот случай, когда такие слова должны звучать, когда должны рождаться высокие чувства и переживания. Смех без причины – признак слабой работы по созданию настроя на «огонёк» в детском коллективе.
«Обвинительный процесс». Плохо, если «огонёк» превращается в высказывание обвинений, неважно, кем и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. «Огонёк» – не суд, а круг дружеского участия и совета.
«Провокация зазнайства». Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Но «Орлёнок» – это детский центр, где, соблюдая традицию доброго отношения к людям, ко всем относятся с уважением. Не должно быть, чтобы вожатый или кто-то из ребят высказывался в духе «Мы – лучше всех, другие отряды – плохие».
«Дети – слушатели».Если «огонёк» превращается в мероприятие, когда все дети и подростки – просто пассивные слушатели, то это вовсе не «огонёк», а так, лекция. «Огонёк» – это активный разговор неравнодушных людей.
«Час наставлений». Каким бы замечательным проповедником морали ни был вожатый, не надо наполнять «огонёк» нравоучениями. Нравственные истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственно души ребенка.
«Неуправляемая активность детей». Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда не нужно проводить «огонёк», лучше ограничиться ритуалом исполнения вечерней песни в орлятском кругу или вечерней речевкой. Если это уместно, можно высказать сожаление, что «огонёк» провести не удастся (не обвиняя детей).
«Вечер записных ораторов». Бывает, что на «огоньках» всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята, а другие либо отмалчиваются, либо не успеваютвысказаться. Нужно помнить о необходимости дать слово каждому желающему в условиях ограниченного времени.
«Ухмыляющаяся оппозиция». Если такая группа появилась, значит, в отряде не все в порядке. Посоветуйтесь с коллегами, психологами, начальником. А пока постарайтесь доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к вам). Не давите, но и не оставляйте без внимания. Ни в коем случае не подчёркивайте обособленность этой группы во мнении всего отряда.
«Автономные группы». Такое деление происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики», по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайтесь смешать группы при рассадке.
«Не успели». Что делать, если разговор в самом разгаре, а время закончилось? По возможности, необходимо корректно закончить «огонёк». Вам всё равно не удастся выслушать мнение каждого не высказавшегося подростка, сохранить внимание ребят, особенно если вы проводите «огонек» в помещении детского лагеря, так как другие отряды пойдут со своих «огоньков», начнется время личной гигиены, зазвучит музыка и т.п. Используйте этот момент для иллюстрации ценности «огонька», предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.