Правила и традиции «огонька»
Несмотря на многообразие отрядных «огоньков», есть некие условия, которых придерживаются при подготовке и проведении любого «огонька».
Итак, правилами орлятского «огонька» являются:
§ конфиденциальность разговора: все, что говорится на «огоньке», там и остается;
§ конструктивность критики: критикуют не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать; критикуют не человека, а только его поступки; критикуя идею, суждение – предлагают свои;
§ рассадка по кругу: участники должны быть удобно устроены, каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется, в круге каждый может видеть лица и глаза всех ребят, «у круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты»;
§ «вожатый — пятый» (правило для педагогов): вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, дает высказаться подросткам, а затем озвучивает свою точку зрения, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;
§ обстановка доверия: на «огоньке» каждый может сказать все, что желает, но, внимательно слушая и не перебивая других; разговор должен быть искренним и открытым, основанным на понимании и уважении остальных, нельзя заставить говорить или кому-либо запретить говорить (правило свободного микрофона);
§ оптимальная продолжительность: не более 1-1,5 часов;
§ соблюдение традиций «огонька» (наличие средств, воздействующих на чувства ребенка):
− наличие живого огня (костра или свечи);
− особый выбор песен (например, «Разговоры еле слышны» С. Иванова-Гончарука на финал огонька);
− завершение разговора специальной вечерней речевкой.
СТРУКТУРА «ОГОНЬКА», ИЛИ ИЗ КАКИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ОН ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬ
Любое отрядное дело включает в себя подготовительную часть, основную и заключительную. В отрядных «огоньках» выделяют особые составляющие элементы:
«Настрой» или предварительная подготовка участников (проведение коллективно-творческого дела, музыкального часа, прогулки с легендами, беседы и т.п.).
«Пролог» – установление контакта, введение в тематику «огонька», в суть разговора, создание необходимой обстановки, расположенности к совместному действию. Возможно использование следующих приемов: экспрессопрос, примеры из биографии, анализ афоризма, элементы тренинга, аудиовизуальный ряд, незаконченное предложение и т.д.
«Инструкция» – сообщение условий взаимодействия, правил разговора, поведения каждого участника.
«Действие» – собственно разговор, обсуждение, определенная деятельность.
«Кульминация» – обозначение главного вывода, обобщение сказанного, отражение момента практического выхода из ситуации.
«Рефлексия» – анализ, возвращение к переживаниям, самочувствию, посетившим мыслям в ходе «огонька», к выводу, который сделал каждый для себя.
«Последействие» – осуществление принятых решений, использование полученных знаний, опыта, возможность дальнейшего их применения.
ПОДГОТОВКА «ОГОНЬКА»
Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек», описать все способы, с помощью которых на «огоньке» ведется разговор. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.
Остановимся все же на том, что обязательно должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что ему необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться:
1. Определить цель и задачи, предполагаемые результаты «огонька».
2. Выбрать предмет, тему разговора; определить главную мысль, основной вывод.
3. Составить сценарный план «огонька» (выбрать приемы введения в тему разговора, определить вопросы для обсуждения, приемы активизации мышления подростков, расширения мысли).
4. Собрать содержательный материал (стихи, песни, афоризмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).
5. Выбрать и подготовить место проведения дела, необходимый реквизит.
6. Выбрать способы предварительной подготовки к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем, чтение произведений, просмотр фильма).
7. Определить способы создания благоприятной обстановки на «огоньке»:
• соответствующее оформление места;
• рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, бревен, матрацев и пр.);
• распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление;
• доброжелательный тон общения.
Помимо вышеизложенного для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:
а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;
б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приемы активизации детей;
в) перед началом «огонька» оценить физическое состояние и настроение ребят и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (возможно, изменить место, продолжительность дела, что-то добавить или убрать в разговоре);
г) если «огонек» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;
д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, «сюрпризки» для всех участников «огонька».