Цели и задачи отрядного «огонька»
Каждый «огонек» призван решать собственные цели и задачи. Они будут вытекать из программы деятельности детского лагеря на каждую конкретную смену, программы работы педагога на отряде (если он таковую составляет), задач определенного периода смены, создавшейся ситуации в детском коллективе и так далее.
Однако можно (и необходимо!) выделить те цели и задачи, которые решает любой «огонек», независимо от сущности и предмета разговора на нем.
Итак, цели и задачи отрядного «огонька»:
− сформировать у подростков потребность постоянного осмысления собственной жизни, деятельности, знаний, умений, жизненного опыта, перспектив;
− научить анализировать собственные действия, поступки, видеть причины успеха или неудачи;
− привить навык коллективного анализа;
− воспитать культуру общения (под которой понимается соблюдение правил поведения, умение слушать и слышать, уважительное отношение к мнению собеседника, корректность ведения разговора);
− научить «искусству» разговора, т.е. умению формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения;
− сформировать положительное эмоциональное восприятие окружающих, происходящих событий; развить взаимопонимание между всеми членами коллектива.
Помимо вышеназванных, «огоньки» знакомства и тематические «огоньки» решают также задачи формирования у подростков представления об отряде, о себе в отряде, о перспективах и результатах участия в смене, о теме и предмете разговора (т.е. решают задачу формирования ценностного отношения к предмету обсуждения).
ВИДЫ «ОГОНЬКОВ» И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Говоря об «огоньке», как о традиционной форме работы в «Орлёнке», следует отметить, что здесь в результате интенсивных поисков, обобщения опыта вожатых разных поколений была создана целая система «огоньков».
Сегодня в лагере организуются и проводятся «огоньки» знакомства, аналитические, тематические, конфликтные «огоньки», «огоньки» прощания. Кроме того, педагоги выделяют также «огоньки» – посвящения и «огоньки» – сюрпризы.
Рассмотрим основные виды «огоньков» и выделим их некоторые особенности.
Огонек» знакомства
«Огоньком» знакомства принято называть самый первый «огонек» в отряде. Но «знакомство» это особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительства ребят отряда.
Цель самого первого отрядного «огонька»: сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о перспективах предстоящей жизнедеятельности, мотивировать детей и подростков на активное участие в программе смены.
Главное, чтобы у ребенка сформировалось положительное эмоциональное восприятие всего, что его окружает, и всех, кто его окружает, поскольку таким образом будет разрешен конфликт адаптации.
На первом отрядном «огоньке» педагог может знакомить своих ребят с традициями «Орлёнка»: доброго отношения к людям, доброго отношения к песне, орлятского круга, орлятской чести, посвящения в орлята. Узнавание орлятских традиций, возможно, поможет ребятам определить собственную жизненную позицию, задуматься об улучшении собственной жизни.
Первый отрядный «огонек» вожатый всегда готовит и проводит САМ! Хотя в настоящее время, когда некоторые подростки приезжают в «Орлёнок» 5-7 раз, педагог может привлечь так называемых «повторников» к подготовке и проведению «огонька» знакомства.
От того, каким образом пройдет первый «огонек», каким будет эмоциональный настрой на «огоньке», зависит, будут ли в дальнейшем ребята ждать подобных вечерних дел, будут ли они заинтересованы в разговоре на последующих «огоньках».
Аналитический «огонек»
Цель аналитических «огоньков»: сформировать у подростков необходимость постоянного осмысления собственной жизни, поступков, знаний, умений, жизненного опыта и построения перспектив.
«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события определенного периода или всей смены, качество и результаты совместной и индивидуальной деятельности, выполнение принятых требования, выработанных норм совместной жизнедеятельности и т.п.
Организовывая в детском коллективе аналитическую деятельность, в том числе с помощью «огоньков», педагог учит ребят самоанализу, коллективному анализу и обсуждению происходящего, учит видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего недопущения подобных ошибок.
По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и с самими собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместнойдеятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя и других с необычной стороны.
Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в таких «огоньках» – систематичность.
Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?
Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время проведения «огонька».
На аналитическом «огоньке» вожатому необходимо выражать свое мнение через слова и высказывания ребят: соглашаться или не соглашаться с тем, что они говорили, поддерживать или не поддерживать их точку зрения и т.д. Ссылаясь на слова детей, их мнение, их оценки, педагог тем самым показывает, что ребят услышали, их суждения значимы, к их мнению прислушиваются, что усиливает желание подростков чаще анализировать происходящее вместе со всеми.
Кроме того, при организации аналитических «огоньков» для поддержания интереса подростков к подобному роду деятельности педагогу необходимо продумать определенную схему анализа и определить способ работы, причем каждый раз – новые.
Тематический «огонек»
Особенность тематических «огоньков» в том, что они, по сути, представляют собой разговор на определенную тему, характеризующийся некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием.
Цель тематического «огонька»: формирование ценностного отношения к предмету разговора.
В основе таких «огоньков»: технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии. Они помогают педагогу развить умение ребят публично высказывать собственные суждения, а подросткам – сформировать собственное отношение к теме и предмету разговора.
Отметим, что тема «огонька» должна быть серьезная, объемная, общественно-значимая и актуальная.
На тематическом «огоньке» можно говорить о добре и зле, о любви и дружбе, о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.
Важно связать обсуждаемую тему с тем, что происходит в жизни детей и подростков или в жизни отряда, детского объединения.
По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков». Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, сюжету общелагерной или отрядной программы деятельности.
Для того чтобы тематический «огонек» получился, организаторам необходимо учесть следующее:
а) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;
б) выбранные тема, содержание и приемы ведения разговора должны соответствовать возрастным особенностям, потребностям подростков;
в) на «огоньке» необходимо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;
д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы (возможно, инициатива разговора на подобную тему будет исходить от них самих).