История возникновения «огонька»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ОГОНЬКА»

Сейчас мы говорим об «огоньке» как о традиционной форме отрядной работы в «Орлёнке». Но впервые появился он не здесь и в достаточно отдаленное время. В разное время существовали различные педагогические инструментарии: сходки, сборы, собрания, костры.

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэлл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании. В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основы скаутинга. Именно в скаутской традиции среди разнообразных скаутских методов работы появился костер, как педагогический инструмент, на котором обсуждался прожитый день.

«Во-первых, костер служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит; происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живет в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить артистические способности; здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались», и вообще все впервые проще сделать.

В-третьих, костер сам, являясь символом чистоты, устремленности вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определенных традиций, именно с костром наиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, «высокопарные слова» и общий торжественный настрой».

Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере:

Часть 2-я; звеновые костры.– 2-е изд., исправленное и дополненное.

– Дружина «Шуя», 1997.

В данной брошюре говорится о системе проведения костров

в палаточном лагере, о педагогическом потенциале костров, традициях их проведения. Описываются методики организации

и проведения основных видов звеновых костров и общелагерных костров знакомства и прощания.

В 1911 году русский педагог Станислав Теофилович Шацкий создал летнюю трудовую колонию в Калужской области, в которой ввел в практику работы с ребятами так называемые ежевечерние «сходки», на которых поначалу обсуждалась работа дежурных, а впоследствии «собрания стали обсуждать все шире и шире жизнь колонии и проявлять все глубже свое влияние, сначала сдерживающее, а потом и направляющее на внутренние стороны».

Продолжили историю становления «огонька» ежевечерние общие собрания учебно-воспитательских заведений, созданных в 1920 году и руководимых педагогом и писателем Антоном Семеновичем Макаренко. На собраниях отчитывались дежурные, обсуждались события дня, разбирались разные вопросы – от незначительных хозяйственных до принципиальных, этического плана.

Цель, смысл собраний определялась как «постоянный контроль, постоянное знание друг друга и первичного коллектива». Перед общим собранием всегда стояли широкиезадачи завтрашнего дня, вопросы о перспективах, о планах улучшения жизни. Основной темой работы собрания было движение вперед.

Следующим этапом становления «огонька» стала исследовательская и практическая деятельность коллектива ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым. Они сумели методически разработать и воплотить в практике такую педагогическую находку, как ежевечерний общий сбор, название которому дали «огонек».

Руководители коммуны имени Фрунзе придавали «огоньку» огромное значение и говорили об «узловой» роли общего собрания всех членов коллектива (и ребят, и взрослых) в организации общей жизни.

«Очень простая и очень хитрая штука этот «огонек». Все мы привыкли работать, что-то делать – этим никого не удивишь. Но многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо делать? «Огонек» – начало осмысленной жизни. Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой «огонек»? Обсуждать свой день и свою жизнь?»

Салют, «Орлёнок!», или Путешествие в педагогику боевой,

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ «ОГОНЁК»

Отрядный «огонёк», освоенный педагогом как эффективная педагогическая технология и регулярно используемый в непосредственной работе с подростками, помогает создать в отряде положительный микроклимат, реализовать потребность детей в общении, создать условия для демонстрации ими своей позиции и своего отношения к происходящим событиям, научить их доброжелательному общению.

«Огонёк» может быть и коллективным творческим делом, и механизмом реализации программы отрядной деятельности, и формой коммуникативной деятельности, и средством осмысления мира и себя в нём.

Диапазон обсуждаемых на «огоньках» тем и вопросов обширен и разнообразен.

На одном «огоньке» анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления.

На другом «огоньке» ведут разговоры об отрядных делах, возникших трудностях, конфликтах, о перспективах дальнейшей жизни.

На «огоньке» знакомятся, мечтают, строят планы на будущее, спорят, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном, поют дорогие, любимые песни...

И прощаются тоже на «огоньке».

«Огонек» – форма воспитательной работы, совокупность определенных методов, приемов, средств, внешне выражающая определенное содержание.

«Огонек» – это:

особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны, и особый стиль общения (разговора, диалога, дискуссии, беседы), позволяющий снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке;

способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

коллективно творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

традиция орлятской педагогики, малая форма работы в воспитательной системе «Орлёнка», дающая возможность передавать накопленный опыт;

механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если «огоньки» выстроены в определенной системе);

«средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем».

Огонек» знакомства

«Огоньком» знакомства принято называть самый первый «огонек» в отряде. Но «знакомство» это особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительства ребят отряда.

Цель самого первого отрядного «огонька»: сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о перспективах предстоящей жизнедеятельности, мотивировать детей и подростков на активное участие в программе смены.

Главное, чтобы у ребенка сформировалось положительное эмоциональное восприятие всего, что его окружает, и всех, кто его окружает, поскольку таким образом будет разрешен конфликт адаптации.

На первом отрядном «огоньке» педагог может знакомить своих ребят с традициями «Орлёнка»: доброго отношения к людям, доброго отношения к песне, орлятского круга, орлятской чести, посвящения в орлята. Узнавание орлятских традиций, возможно, поможет ребятам определить собственную жизненную позицию, задуматься об улучшении собственной жизни.

Первый отрядный «огонек» вожатый всегда готовит и проводит САМ! Хотя в настоящее время, когда некоторые подростки приезжают в «Орлёнок» 5-7 раз, педагог может привлечь так называемых «повторников» к подготовке и проведению «огонька» знакомства.

От того, каким образом пройдет первый «огонек», каким будет эмоциональный настрой на «огоньке», зависит, будут ли в дальнейшем ребята ждать подобных вечерних дел, будут ли они заинтересованы в разговоре на последующих «огоньках».

Аналитический «огонек»

Цель аналитических «огоньков»: сформировать у подростков необходимость постоянного осмысления собственной жизни, поступков, знаний, умений, жизненного опыта и построения перспектив.

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события определенного периода или всей смены, качество и результаты совместной и индивидуальной деятельности, выполнение принятых требования, выработанных норм совместной жизнедеятельности и т.п.

Организовывая в детском коллективе аналитическую деятельность, в том числе с помощью «огоньков», педагог учит ребят самоанализу, коллективному анализу и обсуждению происходящего, учит видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего недопущения подобных ошибок.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и с самими собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместнойдеятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя и других с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в таких «огоньках» – систематичность.

Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?

Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время проведения «огонька».

На аналитическом «огоньке» вожатому необходимо выражать свое мнение через слова и высказывания ребят: соглашаться или не соглашаться с тем, что они говорили, поддерживать или не поддерживать их точку зрения и т.д. Ссылаясь на слова детей, их мнение, их оценки, педагог тем самым показывает, что ребят услышали, их суждения значимы, к их мнению прислушиваются, что усиливает желание подростков чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

Кроме того, при организации аналитических «огоньков» для поддержания интереса подростков к подобному роду деятельности педагогу необходимо продумать определенную схему анализа и определить способ работы, причем каждый раз – новые.

Тематический «огонек»

Особенность тематических «огоньков» в том, что они, по сути, представляют собой разговор на определенную тему, характеризующийся некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием.

Цель тематического «огонька»: формирование ценностного отношения к предмету разговора.

В основе таких «огоньков»: технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии. Они помогают педагогу развить умение ребят публично высказывать собственные суждения, а подросткам – сформировать собственное отношение к теме и предмету разговора.

Отметим, что тема «огонька» должна быть серьезная, объемная, общественно-значимая и актуальная.

На тематическом «огоньке» можно говорить о добре и зле, о любви и дружбе, о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.

Важно связать обсуждаемую тему с тем, что происходит в жизни детей и подростков или в жизни отряда, детского объединения.

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков». Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, сюжету общелагерной или отрядной программы деятельности.

Для того чтобы тематический «огонек» получился, организаторам необходимо учесть следующее:

а) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

б) выбранные тема, содержание и приемы ведения разговора должны соответствовать возрастным особенностям, потребностям подростков;

в) на «огоньке» необходимо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы (возможно, инициатива разговора на подобную тему будет исходить от них самих).

Огонек» прощания

Этот отрядный «огонек» проводится в итоговый период, в последние дни смены. И поскольку завершается основная содержательная деятельность, близится время отъезда домой, педагогу необходимо подвести с ребятами итоги смены, чтобы закрепить индивидуальные и коллективные достижения, оценить сложившиеся отношения, качество и результаты совместной деятельности, обобщить новый опыт и продумать перспективы его дальнейшего использования.

Соответственно, цель прощального «огонька»: эмоциональная оценка, анализ и ценностное закрепление подростками полученного опыта (осмысление значимости для дальнейшей жизни, т.е. рефлексия).

Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

§ отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив, близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые тона, отсюда специфический фон разговора на «огоньке»;

§ последний «огонек» как старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря, а потому создание именно такого эмоционального настроя – одна из главных задач «огонька» прощания»;

§ содержание разговора не должно состоять из простых ответов на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее; возможны коллективная и индивидуальная оценка сделанного всеми ребятами, достижений, успехов и неудач, обсуждение того, что каждый сделал для себя и для отряда, к чему стремился, чего достиг, что изменил в себе, какие знания приобрел, что будет и может делать в дальнейшем на «Большой земле» (особенно если идет обсуждение каждого члена отряда с позиции соответствия званию «Орлёнка»);

§ здесь вручаются Орлятские значки, сувениры на память, письма самим себе, написанные вначале смены, пожелания.

ПОДГОТОВКА «ОГОНЬКА»

Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек», описать все способы, с помощью которых на «огоньке» ведется разговор. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.

Остановимся все же на том, что обязательно должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что ему необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться:

1. Определить цель и задачи, предполагаемые результаты «огонька».

2. Выбрать предмет, тему разговора; определить главную мысль, основной вывод.

3. Составить сценарный план «огонька» (выбрать приемы введения в тему разговора, определить вопросы для обсуждения, приемы активизации мышления подростков, расширения мысли).

4. Собрать содержательный материал (стихи, песни, афоризмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

5. Выбрать и подготовить место проведения дела, необходимый реквизит.

6. Выбрать способы предварительной подготовки к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем, чтение произведений, просмотр фильма).

7. Определить способы создания благоприятной обстановки на «огоньке»:

• соответствующее оформление места;

• рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, бревен, матрацев и пр.);

• распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление;

• доброжелательный тон общения.

Помимо вышеизложенного для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приемы активизации детей;

в) перед началом «огонька» оценить физическое состояние и настроение ребят и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (возможно, изменить место, продолжительность дела, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонек» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, «сюрпризки» для всех участников «огонька».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ОГОНЬКА»

Сейчас мы говорим об «огоньке» как о традиционной форме отрядной работы в «Орлёнке». Но впервые появился он не здесь и в достаточно отдаленное время. В разное время существовали различные педагогические инструментарии: сходки, сборы, собрания, костры.

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэлл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании. В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основы скаутинга. Именно в скаутской традиции среди разнообразных скаутских методов работы появился костер, как педагогический инструмент, на котором обсуждался прожитый день.

«Во-первых, костер служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит; происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живет в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить артистические способности; здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались», и вообще все впервые проще сделать.

В-третьих, костер сам, являясь символом чистоты, устремленности вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определенных традиций, именно с костром наиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, «высокопарные слова» и общий торжественный настрой».

Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере:

Наши рекомендации