Мероприятия по противопожарной защите
11.7.1 Функциональные требования
11.7.1.1 Конструкция электропоезда, а также выбор используемых материалов должны предотвращать или препятствовать возникновению очага загорания, распространению пожара и его последствий, а также выделению дымовых газов.
11.7.1.2 Материалы, которые представляют потенциальную угрозу для здоровья пассажиров, поездной бригады и обслуживающего персонала не должны применяться в конструкции электропоезда. Эти материалы должны выбираться и применяться таким образом, чтобы выделение вредных и опасных для здоровья испарений или газов было ограничено, особенно в случае загорания.
11.7.1.3 Зоны подвижного состава с высокой степенью риска загорания должны быть оснащены автоматической пожарной сигнализацией, которая должна обеспечивать выполнение необходимых действий по локализации пожара, тем самым, минимизировав угрозу жизни и здоровью пассажиров и поездной бригады.
11.7.1.4 Конструкция электропоезда должна предоставлять возможность поездному персоналу при возникновении пожара своими оперативными действиями свести к минимуму распространение и попадание в салоны дыма, а также снизить риск негативного влияния других опасных факторов пожара.
11.7.1.5 При возникновении пожара должна обеспечиваться возможность управляемого машинистом движения и остановки электропоезда в течение до 15 мин для достижения соответствующего места остановки, в котором может быть организована безопасная эвакуация пассажиров и поездной бригады, а также пожаротушение, например, при движении в тоннеле или на эстакаде.
При этом тормоза не должны включаться автоматически. При вынужденном отключении оборудования электропоезда из-за его повреждений вследствие пожара снижение тяговой или тормозной мощности в этот период времени не может превышать 50%.
11.7.1.6 В салонах и служебных помещениях электропоезда должны размещаться достаточное количество переносных огнетушителей.
Электроустановки с высокой степенью риска загорания должны быть оснащены автономной системой пожаротушения с дистанционным управлением.
11.7.1.7 В электропоезде должны быть предусмотрены эвакуационные и аварийные выходы в достаточном количестве для обеспечения безопасной эвакуации пассажиров и персонала при возникновении пожара за время меньше, чем время развития опасных для эвакуации факторов пожара.
Пути эвакуации должны быть обозначены соответствующими знаками и информационными табличками.
Требования к материалам
11.7.2.1 Конструкции и отделочные материалы электропоезда должны соответствовать пожарно-техническим характеристикам, представленным в таблице 11.8.
Таблица 11.8 – Пожарно-технические характеристики облицовочных материалов и покрытий полов
Группы показателей пожарной опасности*, | Класс пожарной опасности для вариантов размещения облицовочных материалов, не опаснее** | ||
стены | потолки | покрытия полов | |
Горючесть | Г1 | НГ | Г1 |
Воспламеняемость | В1 | – | В2 |
Дымность | Д1 | – | Д2 |
Токсичность** | Т1 | – | Т2 |
Распространение пламени | РП1 | – | РП1 |
Примечания: * Номенклатура в соответствии с требованиями технического регламентаФЗ-123, статья 13; ** Показатель группы токсичности определяют при времени экспозиции 30 мин. |
11.7.2.2 Электропоезд и применяемые в его конструкции материалы должны иметь подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ФЗ-123, статья 145).
11.7.2.3 Кабельные изделия должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565 (раздел 5) и в соответствии с таблицей 11.9. Допускается применять кабельные изделия по ГОСТ 31565 (пункт 5.11) только в исполнении НГ (не распространяющие горение).
Таблица 11.9 – Область применения и класс пожарной опасности кабельных изделий
Область применения | Класс пожарной опасности по ГОСТ 31565, не опаснее |
Аварийное освещение, пожарная сигнализация | П1б.7.1.2.1 |
Основное освещение и другие электрические цепи, проложенные в кабине машиниста и пассажирских салонах, отключаемые при аварийной ситуации | П1б.8.1.2.1 П1б.8.2.2.2 |
Электрические цепи, проложенные вне кабины машиниста и пассажирских салонов | О1.8.2.5.4 П1б.8.2.5.4 |
1.7.2.4 Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры и элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Требования к конструктивному исполнению
11.7.3.1 Электропоезд должен быть оснащен цельными противопожарными перегородками по размеру полного поперечного сечения кузова на расстоянии не более 30 м друг от друга вдоль оси поезда, которые должны ограничивать очаг загорания и сохранять целостность в течение нормативного времени.
Надпотолочное пространство каждого вагона должно быть разделено не менее чем на три зоны противопожарными перегородками (фрамугами).
11.7.3.2 Противопожарныеперегородки должны устанавливаться:
- между купе проводников и пассажирским салоном при наличии купе проводников с пределом огнестойкости на менее E30/I15;
- между тамбуром и пассажирским салоном с пределом огнестойкости не менее EI30;
- между кабиной машиниста и пассажирским салоном с пределом огнестойкости на менее E30/I15;
- между кабиной машиниста и служебными помещениями или тамбурамис пределом огнестойкости не менее EI30.
11.7.3.3 Места сопряжения противопожарных перегородок с другими ограждающими конструкциями (крыша, боковые стены) должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград. Конструктивное исполнение мест сопряжения противопожарных перегородок должно исключать возможность распространения пожара в обход этих преград.
11.7.3.4 Допускается между кабиной машиниста и пассажирским салоном устанавливать светопрозрачные противопожарные перегородки с пределом огнестойкости EIW15 при условии установки со стороны кабины машиниста противопожарных штор (занавесей, экранов) с пределом огнестойкости E15, которые должны приводиться в действие при срабатывании автоматической пожарной сигнализации.
11.7.3.5 При наличии служебного тамбура между кабиной машиниста и пассажирским салоном допускается установка противопожарной перегородки только между служебным тамбуром и пассажирским салоном с пределом огнестойкости E30/I15. В этом случае огнестойкость перегородки между кабиной машиниста и служебным тамбуром не нормируется.
11.7.3.6 При наличии тамбура между пассажирским салоном и межвагонным переходом допускается устанавливать противопожарную перегородку только между межвагонным переходом и тамбуром с пределом огнестойкости E30/I15. В этом случае огнестойкость перегородки между тамбуром и пассажирским салоном не нормируется.
11.7.3.7 Высоковольтные провода с напряжением свыше 1000 В должны быть проложены отдельно от низковольтных.
11.7.3.8 В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
11.7.3.9 Электрические шкафы, расположенные в кузова вагонов должны иметь предел огнестойкости не менее EI15.
11.7.3.10 Аккумуляторные отсеки должны быть оборудованы вентиляцией (естественной или принудительной), а выпускное отверстие иметь прямое сообщение с атмосферой, чтобы концентрация водорода в аккумуляторных отсеках, вследствие выделения водорода во время заряда и разряда аккумуляторной батареи, не превышала 0,7 % об. по ГОСТ Р 55882.1 (п. 8.1.17).
11.7.3.11 Если для обеспечения безопасности аккумуляторных отсеков применяется вентиляционное электрооборудование, то оно должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
11.7.3.12 Баки с огнеопасными жидкостями, в том числе тяговые трансформаторы, должны быть сконструированы, размещены и защищены, чтобы они или подводящие трубы не могли быть повреждены предметами, которые могут попадать на них с железнодорожного пути. Запрещается устанавливать баки:
- в кузове в зонах, предназначенных для пассажиров и местах общего пользования;
- в багажных отделениях;
- в кабинах машинистов.
11.7.3.13 Конструкция баков должна обеспечивать их безопасность при столкновениях.
11.7.3.14 Минимальная толщина стенок баков с огнеопасными жидкостями должна соответствовать указанным в таблице 11.10.
Таблица 11.10 – Минимальная толщина стенок баков с огнеопасными жидкостями
Объем бака | Материал бака | |
Сталь | Алюминий | |
2000 л и менее | 2,0 мм | 3,0 мм |
более 2000 л | 3,0 мм | 4,0 мм |
11.7.3.15 Температура огнеопасной жидкости в баке должна оставаться ниже температуры воспламенения при всех условиях эксплуатации.
11.7.3.16 Устройство баков с огнеопасными жидкостями должно по возможности гарантировать, что во время залива огнеопасной жидкости в бак, ее слива или протечки из бака или его трубы, огнеопасные жидкости не должны:
- взаимодействовать с вращающимися механизмами, так как это может повлечь за собой их разбрызгивание;
- всасываться каким-либо устройством, например, вентиляторами, охладителями и т. п.;
- вступать в контакт с нагретыми или электрическими устройствами, которые могут вызвать электрическую искру;
- проникать внутрь слоев термо- и звукоизолирующего материала.
11.7.3.17 Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей для отопления) не должна превышать 55 оС. Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей не должна превышать температуру воспламенения близлежащих элементов.