Санитарно-эпидемиологическая безопасность. эргономика и комфорт
8.1 Общие требования, компоновка внутренних помещений вагонов
8.1.1 Электропоезддолжен включать в себя вагоны срекомендуемойпланировкой пассажирских помещений первого класса с отдельной зоной класса «люкс», бизнес-класса, класса эконом и туристического класса. Типовое оборудование вагонов электропоездов приведено в таблице 1.4 настоящего документа.Планировка вагонов, уровень их комфортности согласовывается с Заказчиком на этапе эскизного проекта.
8.1.2 Планировки вагонов в поезде в целом могут предусматривать салоны и отдельные купе первого класса для размещения пассажиров; тамбурные зоны в каждом вагоне.
8.1.3 Требования к местам для пассажиров, проводников и начальника поезда должны соответствовать Санитарным правилам СП 2.5.1198. Требования к местам размещения проводников и начальника поезда уточняются на этапе эскизного проекта.
8.1.4 Планировка вагона, наличие и расположение пассажирских кресел, конференц-зала уточняются при проектировании электропоезда и согласовываются с Заказчиком на этапе эскизного проекта.
8.1.5 Зона «люкс» должна быть выполнена в виде отдельных купе в четырёхместном варианте иодного купе со столом для проведения переговоров (конференц-зал). Количество отдельных купе, наличие мест и их расположение уточняются при проектировании электропоезда и согласовываются с Заказчиком на этапе эскизного проекта.Остальная часть вагона должна быть занята салоном первого класса.
8.1.6 Салоны первого класса должны быть оборудованы:
− мягкими креслами с подлокотниками и возможностью регулировки сидения и наклона спинки (угол наклона 180°). Компоновка кресел салона должна быть выполнена по принципу«1+2»;
− откидными столиками для приёма пищи и размещения переносных компьютеров;
− встроенными в кресла мониторами для просмотра видеопрограмм;
− розетками с напряжением 220 В переменного тока для подключенияпереносных компьютеров;
− багажными полками;
− контейнером для сбора сухого мусора.
Места должны быть снабжены индивидуальной подсветкой.
8.1.7 Салоны бизнес-класса должны быть оборудованы:
− мягкими креслами с подлокотниками и возможностью регулировки сидения и наклона спинки (угол наклона 160°). Компоновка салона должна быть выполнена по принципу «2+2»;
− откидными столиками на спинках впереди стоящих кресел для приёма пищи и размещения переносных компьютеров;
− мониторами для просмотра видеопрограмм;
− розетками с напряжением 220 В переменного тока для подключения переносных компьютеров у каждого кресла;
− багажными полками;
− контейнером для сбора сухого мусора.
8.1.8 Салоны класса эконом должны быть оборудованы:
− мягкими эргономичными креслами сидениями. Компоновка сидений должна выполняться по принципу«2+2»;
− багажными полками;
− контейнерами для сбора сухого мусора;
− креслами с откидными столиками;
− розетками с напряжением 220 В переменного тока для подключения переносных компьютеров по одной розетке на каждые четыре кресла;
− двумя мониторами в середине салонас модулем для индивидуального прослушивания звука на пассажирских местах.
8.1.9 Салоны туристического класса должны быть оборудованы:
− мягкими эргономичными креслами сидениями. Компоновка сидений должна выполняться по принципу «2+3»;
− багажными полками;
− контейнерами для сбора сухого мусора;
− креслами с откидными столиками;
− двумя мониторами в середине салона;
− розетками с напряжением 220В переменного тока для подзарядки мобильных устройств (3-4 на вагон, согласовываются на этапе эскизного проекта).
8.1.10 В электропоезде должны применяться облицовочные, декоративные и другие материалы, исключающие накопление грязи и позволяющие легко производить уборку и гигиеническую обработку.
8.1.11 Применяемые в интерьере вагонов материалы по тону, фактуре, рисунку и текстуре должны быть эстетически согласованы между собой. Цветовое оформление внутренних интерьеров электропоезда должно быть согласовано с Заказчиком на этапе эскизного проектирования.
Все примененные в конструкции и отделке помещений электропоезда неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь разрешение органов Роспотребнадзора на применение их на железнодорожном подвижном составе.
8.1.12 В вагоне, в зоне возможного перемещения людей на уровне головы, ног, туловища должны отсутствовать элементы конструкции и оборудования, которые могут травмировать пассажиров. Конструкции переходных площадок межвагонных соединений электропоезда должны обеспечивать безопасный переход пассажиров из вагона в вагон и не иметь выступающих острых частей, которые могут привести к травмам.
8.1.13 Полы салонов должны иметь ковровое покрытие.
8.1.14 Подголовники сидений должны быть оборудованы приспособлениями для смены гигиенических чехлов. Допускается использование одноразовых бумажных чехлов с креплением их на крюкопетлевых лентах.
Рабочие места для персонала
Кабина машиниста
8.2.1.1 Общие требования
8.2.1.1.1 Кабина машиниста должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 55434, СП 2.5.1198 и СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 с учётом UIC 651, ГОСТ 12.2.056 (в части требований охраны труда).
8.2.1.1.2 Конструкция кабины машиниста должна обеспечивать безопасность локомотивных бригад, безопасное и эффективное управление движением в пути, маневровые перемещения по путям с обеспечением условий видимости, подготовку функциональных систем к работе, удобный и безопасный доступ ко всем приборам и аппаратам при управлении движением, техническом обслуживании и ремонте, свободное перемещение в кабине, работу в наиболее удобных рабочих позах.
8.2.1.1.3При разработке конструкции кабины машиниста должны быть учтены требования, изложенные в руководящем документе ОАО«РЖД»,«О мероприятиях по антитеррористической деятельности, предупреждению проникновения посторонних лиц в кабину управления МВПС и несанкционированного управления электропоездом» от 17.12.2003 г.
8.2.1.1.4 Кабина должна располагаться таким образом, чтобы из нее обеспечивалась максимальная обзорность пути, напольных сигналов, контактной сети. Оптимальная видимость внешней поездной обстановки и аварийной сигнализации при работе машиниста сидя и стоя должна обеспечиваться без ухудшения условий обзора. Обзорность из кабины машиниста должна соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35, ГОСТ 12.2.056, ГОСТ Р 55434.
8.2.1.1.5 Размеры кабины устанавливаются по ГОСТ 12.2.056. Внутренние габариты кабины, просветы окон, основные размеры высот пульта и кресла,должны устанавливаться из расчета создания оптимальных условий управления сидя и стоя для лиц ростом от 165 до 190 см (с учетом характеристик антропометрических признаков от 5 до 95 перцентиля; таблица 8.1) в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и UIC 651. В кабине должны быть расположены места машиниста и помощника машиниста, а также откидное сиденье для машиниста-инструктора.
Таблица 8.1 – Основныеантропометрические характеристики мужчин в возрасте от 40 до 50 лет
№ | Наименование признака | Выбранные параметры, мм | |
5 перцентиль | 95 перцентиль | ||
Положение стоя | |||
Высота верхушечной точки над полом | |||
Высота верхушечной точки над полом с учетом каблука | |||
Высота глаз над полом | |||
Высота глаз над полом с учетом каблука | |||
Положение сидя | |||
Высота верхушечной точки над сиденьем | |||
Высота глаз над сиденьем | |||
Спинка сиденья - колено | |||
Высота колена над полом | |||
Высота колена над полом с учетом каблука | |||
Высота подколенного угла над полом | |||
Высота подколенного угла над полом с учетом каблука | |||
Высота бедра над сиденьем | |||
Спинка сиденья - подколенный угол | |||
Длина голени | |||
Длина бедра | |||
Длина туловища | |||
Длина плеча | |||
Длина предплечья | |||
Длина кисти | |||
Спинка сиденья - среднеподмышечная линия |
Откидное сиденье машиниста-инструктора должно быть расположено так, чтобы не создавать помех работе машиниста и помощника машиниста. Размеры сиденья и место установки должны обеспечивать машинисту-инструктору возможность наблюдения за работой локомотивной бригады в удобной позе сидя.
Общее конструктивное решение внутреннего пространства кабины и ее оборудования должно создавать минимальное число выступающих граней и углов, которые могли бы угрожать безопасности машиниста или помощника.