Эксплуатационные режимы работы электропоезда

1.3.1.1 В процессе проектирования должны учитываться основные и дополнительные эксплуатационные режимы, условные обозначения которых приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Эксплуатационные режимы

Обозначение режима Описание
основного дополнительного
Д1   Движение в полностью экипированном состоянии:
  Д1-1 – при питании от тяговой сети постоянного тока 3 кВ
  Д1-2 – при питании от тяговой сети переменного тока 25 кВ
Д2   Движение соединенных поездов в экипированном состоянии:
  Д2-1 – при питании от тяговой сети постоянного тока 3 кВ
  Д2-2 – при питании от тяговой сети переменного тока 25 кВ
Д3   Движение в аварийном состоянии:
  Д3-1 – при питании от тяговой сети постоянного тока 3 кВ
  Д3-2 – при питании от тяговой сети переменного тока 25 кВ
С4   Смена кабины машиниста
О5   Остановка в рабочем состоянии:
  О5-1 – посадка-высадка пассажиров
  О5-2 – экипировка
О6   Остановка в нерабочем состоянии:
  О6-1 – техническое обслуживание и ремонт
  О6-2 – эвакуация пассажиров
О7   Длительный отстой в рабочем состоянии (горячий отстой)
О8   Длительный отстой в нерабочем состоянии (холодный отстой)
Б9   Буксировка вспомогательным локомотивом
М10   Маневровые работы:
  М10-1 – с использованием собственной тяги от контактной сети
  М10-2 – вспомогательным локомотивом
  М10-3 – проезд через автоматическую мойку

По согласованию с Заказчиком Разработчик может в технической документации, при необходимости, вводить новые эксплуатационные режимы.

1.3.1.2 Разработчиком, на этапе эскизного проектирования должна быть представлена функциональная структура электропоезда и его систем. Разработка функциональной схемы электропоезда должна осуществляться в соответствии со структурой и иерархией функциональных групп оборудования, соответствующей иерархии настоящих технических требований.

1.3.1.3 На этапе технического проекта Разработчиком должно быть представлено описание всех функциональных состояний электропоезда, возможных функциональных состояний оборудования и систем, а также процедур перехода из одного эксплуатационного режима в другой, включая описание необходимых действий персонала (поездной бригады, ремонтного, обслуживающего, локомотивной бригады вспомогательного локомотива), в том числе при сбоях в работе систем управления электропоездом. Представленный порядок работы персонала должен быть согласован Заказчиком.

1.3.1.4 При возникновении неисправностей оборудования электропоезда в эксплуатационных режимах Д1 и Д2 должна быть обеспечена возможность частичного его отключения или перевода в ограниченный режим эксплуатации (эксплуатационный режим Д3) с возможностью продолжать движение электропоезда. Все необходимые переключения в электрических схемах должны осуществляться из кабины машиниста.

1.3.1.5 В эксплуатационных режимах О5 и О6 под понятием остановка подразумевается скорость движения электропоезда менее 2 км/ч до полной остановки.

Схемы формирования поездов

1.3.2.1 Разработчик определяет схемы формирования электропоезда в основной и дополнительных вариантахсоставности в соответствии с п.п. 6 и 8 таблицы 1.1 с учетом требований п. 1.2.15.

1.3.2.2 Должна быть обеспечена возможность соединения двух электропоездов в одном составе с возможностью управления из одной кабины в соответствии с п. 9таблицы 1.1 с учетом требований п. 1.2.15.

1.3.2.3 На этапе технического проекта Разработчиком должны быть представлены конструктивные решения, расчеты и обоснования предлагаемых вариантов конфигурации (формирования) электропоездов. Функциональная работоспособность электропоездов в рабочих конфигурациях должна быть проверена экспериментально, и соответствующие протоколы испытаний должны быть представлены Заказчику.

Особые случаи формирования

1.3.3.1 К особым случаям формирования поездов из вагонов, разработанных в соответствии с настоящими техническими требованиями, относятся варианты формирования при проведении следующих эксплуатационных работ:

− перемещение электропоезда с использованием собственных тяговых двигателей при неисправности части оборудования поезда, вагонов или в нерабочем варианте компоновки (эксплуатационный режим Д3);

− маневровая работа вспомогательным локомотивом с электропоездом в рабочем варианте компоновки, но с отключенным оборудованием (М10);

− маневровая работа с отдельными вагонами или составом из нескольких вагонов (М10);

− транспортировка или буксирование электропоезда, сцепа из вагонов или отдельных вагонов в исправном состоянии (Б9);

− транспортировка или буксирование электропоезда, сцепа из вагонов или отдельных вагонов в неисправном состоянии (Б9);

− хранение электропоезда, сцепа из вагонов или отдельных вагонов на путях отстоя (О7, О8).

1.3.3.2 В эксплуатационном режиме Б9 при возникновении ситуаций, требующих дальнейшего следования электропоезда со вспомогательным локомотивом до ближайшей станции (например, обрыв контактного провода), должна быть обеспечена возможность поддержания в работоспособном состоянии (от аккумуляторной батареи) оборудования обеспечения жизнедеятельности пассажиров и поездной бригады на время ожидания прибытия вспомогательного локомотивав течение не менее 1 ч и после этого на время буксирования электропоезда не менее 30 мин.

При этомдолжны поддерживаться функции, обеспечивающие безопасность и жизнедеятельность пассажиров (приборы обеспечения безопасности движения, внутреннее освещение, прожектор, система информирования пассажиров, звуковые сигналы, хвостовые габаритные сигналы, система открывания/закрывания дверей, поездная радиостанция, санитарные блоки, тормоза, аварийная вентиляция пассажирских салонов, автоматическая пожарная сигнализация и т. п.).

1.3.3.3 Конструкция электропоезда должна предусматривать возможность расцепления вагонов и их отдельное передвижение вспомогательным локомотивом (режим Б9). Порядок расцепления и буксирования вагонов сочлененного типа согласовывается с Заказчиком.

1.3.3.4 Электропоезд должен быть оборудован всеми необходимыми устройствами, инвентарем и системами для обеспечения безопасности работ при транспортировке, буксировании и проведении маневров с электропоездом или отдельными вагонами.

1.3.3.5 Для маневровой работы, транспортировки и буксировки электропоезда или отдельных вагонов вспомогательным локомотивом должно быть разработано и предусмотрено в инвентарном комплекте оборудования каждого электропоезда переходное устройство для соединения головного или промежуточного сцепного устройства электропоезда с автосцепкой типа СА-3 (контур зацепления по ГОСТ 21447).Высота оси автосцепки от уровня головки рельсов должна быть в пределах 980-1080 мм.

1.3.3.6 В конструкции вагонов необходимо предусмотреть обзор пути для составителя поездов.При маневровых передвижениях составителю поездов должна быть предоставлена возможность экстренной остановки состава с помощью активированиястоп-крана.

1.3.3.7 Должна быть предусмотрена возможность длительного отстоя электропоезда и сцепов из вагонов на специально отведенных и оборудованных в соответствии с требованиями Разработчика открытых площадках в депо приписки электропоездов на срок до 6 месяцев (эксплуатационные режимы О7 и О8).

1.3.3.8 Конструкция вагонов должна предусматривать защиту внутреннего оборудования от атмосферных и климатических воздействий на время длительного отстоя. Допускается применение дополнительных приспособлений (например, специальных защитных устройств, закрывающих переходные площадки).

1.3.3.9 Разработчик должен представить необходимую сопроводительную документацию по использованию дополнительных приспособлений, порядку консервации и расконсервации оборудования вагонов.

Сроки службы

1.3.4.1 Назначенный срок службы электропоездов (ГОСТ 32192), устанавливаемый Разработчиком или Изготовителем по согласованию с Заказчиком, не должен быть менее 30 лет. Срок службы электропоезда исчисляется, начиная с даты ввода в эксплуатацию, при этом не учитывается время длительного отстоя в законсервированном состоянии.

1.3.4.2 Назначенный срок службы оборудования электропоезда должны быть не менее:

- кузовов и рам тележек, промежуточных рам (балок, брусьев и т.п.) второй ступени рессорного подвешивания – 30 лет;

- осей колёсных пар – 30 лет;

- токоприемников – 30 лет;

- изоляции высоковольтного, тягового электрооборудования и силовых кабелей – 30 лет;

- внешних пассажирских дверей – 15 лет;

- лакокрасочных покрытий внутренних поверхностей – 15 лет;

- лакокрасочных наружных покрытий по защитным свойствам – 15 лет;

- лакокрасочных наружных покрытий по декоративным свойствам – 6 лет;

- средств систем связи, видеонаблюдения, систем мобильного Интернета – 10 лет;

- флуоресцентного покрытия на головных вагонах по защитным свойствам – 5 лет;

- флуоресцентного покрытия на головных вагонах по декоративным свойствам – 3 года;

- покрытий ходовых частей – 3 года.

Приведенный выше перечень оборудования и систем может быть дополнен на этапе разработки технического задания на электропоезд.

1.3.4.3 Назначенный ресурс электропоездов (ГОСТ 32192), устанавливаемый Разработчиком или Изготовителем по согласованию с Разработчиком, не должен быть менее 21 млн. км пробега.

1.3.4.4 Расчетный среднегодовой пробег электропоезда составляет 700 тыс. км.В течение срока службы должно быть обеспечено измерение пробега, а также надежное сохранение измеренных данных о пробеге в энергонезависимой памяти. Сведения должны быть доступны машинисту, ремонтному и обслуживающемуперсоналу.

1.3.4.5Пробег между обточками колес должен быть не менее 200 тыс. км.

1.3.4.6Назначенный ресурс колес должен быть не менее 1,2 млн км.

1.3.4.7 Расчетный ресурс подшипников буксовых узлов должен быть не менее 3,0 млн км. Расчет должен быть выполнен по ГОСТ Р 55495 (8.4 и приложение Г).

1.3.4.8Тяговый электродвигатель и тяговый редуктор должны обеспечивать среднюю наработку до отказа не менее 1,2 млн км.

1.3.4.9 Электропоезда предназначены для перевозки пассажиров преимущественно в дневное время с период с 06:00 до 24:00. Данный период времени должен приниматься в качестве расчетного для определения показателей готовности электропоездов.

Электропоезд при необходимости должен обеспечивать эксплуатацию в ночное время.

1.3.5Климатические требования

1.3.5.1 Вагоны электропоезда и их оборудование должны изготавливаться в климатическом исполнении«У» по ГОСТ 15150. Для оборудования вагонов должны применяться следующие категории размещения:

1 - для оборудования, открыто расположенного вне вагона;

2 - для оборудования, размещённого в неотапливаемой зоне вагона в ящиках и камерах, а также в других местах, защищенных от атмосферных осадков;

3 - для остального оборудования, размещённого в отапливаемой зоне вагона.

1.3.5.2 Рабочие значения температуры воздуха при эксплуатации составляют от минус 50°С до +40 °С, предельные рабочие значения температуры – от минус 50°С до +45 °С в соответствии с ГОСТ 15150 (3.2, 5.4.е).

1.3.5.3 Электропоезд предназначен для эксплуатации вклиматическихзонах II 4 – II 11 по ГОСТ 16350.

1.3.5.4 В качестве параметра влажности воздуха при климатическом исполнении «У» должны быть приняты следующие параметры относительной влажности воздуха:

- 80% при 15 °С в качестве среднего годового значения;

- 100% при 25 °С в качестве максимального значения.

1.3.5.5 Максимальная высота над уровнем моря 1200 м.

1.3.5.6 При длительном отстое на открытом воздухе (эксплуатационный режим О7) при отрицательных температурах наружного воздуха должна быть предусмотрена возможность применения дежурного обогрева салона электропоезда и кабины машинистас обеспечением температуры в салоне на уровне +2…+5 °С,в том числе от внешнего источника питания 380 В, 64 А, 50 Гц.

При положительных температурах наружного воздуха должна быть предусмотрена возможность применения дежурного охлаждения салона электропоезда и кабины машиниста с обеспечением температуры на уровне +30…+32 °С в том числе от внешнего источника питания 380 В, 64 А, 50 Гц.

1.3.5.7 Все компоненты электрооборудования должны сохранять свои параметры после хранения при минимальной температуре минус 55 ºС.

1.3.5.8 При необходимости длительного отстоя в ожидании ремонта (эксплуатационный режим О8) в условиях, где отсутствует внешний источник питания для обогрева салона и кабины машиниста, в ходе предремонтной подготовки должна быть предусмотрена возможность демонтажа электронных блоков и мониторов, не выдерживающих температур ниже минус 25 °С. Перечень демонтируемого оборудования должен быть согласован с Заказчиком.

1.3.5.9 Конструкция вагонов электропоезда должна обеспечиватьустойчивость функционирования всех систем поезда при следовании в одном маршруте через разные климатические зоны в условияхизменения температуры окружающего воздуха на 20 °С в течение 1 ч.

1.3.5.10 Конструкция узлов и оборудования не должна допускать при отрицательной температуре окружающего воздуха (на улице в зимнее время) образование конденсата в штекерных соединениях при въезде электропоезда в помещение с положительной температурой воздуха (например, в депо или тоннель).

1.3.5.11 Для оборудования, расположенного на открытом воздухе, необходимо предусмотреть специальные конструктивные решения по защите его от замерзания. При отрицательных температурах окружающего воздуха (до минус 50°C) указанное оборудование должно оставаться в работоспособном состоянии. Выполнение требования проверяется в климатической камере и на этапе эксплуатационных испытаний.

Наши рекомендации