Геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи
Определим главный параметр – межосевое расстояние
,
где Ка – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач, Ка = 43, (для прямозубых – Ка = 49,5); ψа= в2 / аw – коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36, для шестерни, расположенной симметрично относительно опор для рассматриваемого варианта; U – передаточное число редуктора, в нашем случае U =4 (см. пример расчета РГР 3); Т2 – крутящий момент на тихоходном валу редуктора, Нм, для рассматриваемого варианта Т2=Т3=448 Нм (см. пример расчета РГР 3); [s]н – допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, Н/мм2, [s]н = 640 МПа (см. пример расчета РГР 4 «Определение допускаемых контактных напряжений для зубьев шестерни и колеса»); КНb – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зубьев.
Зная значение коэффициента ψа определяем значение коэффициента yвd на зависимости: yвd = 0,5yа (U 1), а затем по графику рис. 3, в зависимости от расположения колес относительно опор и твердости поверхности зубьев выбираем значение коэффициента КНb.
yвd= 0,5 0,3(4+1)=0,75 ,знак «+» берем в формуле, т.к. имеет место внешнее зацепление пар зубьев.
По рис. 3, принимаем КНb = 1.
Подставим все известные величины в формулу и рассчитаем численное значение межосевое расстояние аw:
= 131,3 мм.
Полученное значение межосевое расстояние аw округляем до ближайшего стандартного:
стандартные межосевые расстояния:
1-й ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400…
2-й ряд – 140, 180, 225, 280, 355, 450…
Получаем стандартное ближайшее значение межосевого расстояния аw = 140 мм.
Определим модуль зацепления m, мм:
,
где Кm – вспомогательный коэффициент, для косозубых передач, Кm = 5,8 (для прямозубых Кm = 6,8);
d2 = 2 аw × U / (U 1) – делительный диаметр колеса, мм.
Подставив известные величины имеем, что:
d2 = 2 аw × U / (U 1) = 2 × 140 × 4 / (4+1) = 224 мм;
b2 = yа × аw – ширина венца колеса, мм, подставив численные значения известных величин составляющих формулу получаем:
b2 = 0,3 × 140= 42 мм;
[s]F2 – допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом, МПа (см. раздел 2 п.3 «Определение допускаемых напряжений изгиба для зубьев шестерни [s]F1 и колеса [s]F2);
[s]F = [s]F2 = 294 МПа.
Т2 – крутящий момент на тихоходном валу редуктора, Нм, для нашего случая: Т2 = Т3 = 448 Нм (см. раздел 1 «Кинематический расчет привода»).
Подставим известные величины и получим численное значение для модуля зацепления:
= 1,88 мм.
Полученное значение модуля округляем до ближайшего стандартного в большую сторону из ряда чисел:
1-й ряд: 1,0 ; 1,5 ; 2 ; 2,5 ; 3 ; 4 ; 5 ; 6 ; 8 ; 10
2-й ряд: 1,25 ; 1,75 ; 2,25 ; 2,75 ; 3,5 ; 4,5 ; 5,5 ; 7 ; 9
Принимаем m=2 мм.
Определим угол наклона зубьев bmin для косозубой передачи редуктора:
sin ,
где m – модуль зацепления; – ширина венца зубчатого колеса.
Подставив получим, что:
sin 0,1666.
.
В косозубых передачах угол наклона зубьев принимают β= 8°…16°.
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса:
ZS=Z1+Z2=2 аwcosbmin/m .
Получаем:
ZS= 2 × 140 × cos 9,6°/2 = 138.
Полученное значение ZS округляем в меньшую сторону до целого числа, имеем: ZS= 138.
Уточним действительную величину угла наклона зубьев,
cos b=(ZSm/2 аw)).
Получаем:
β=arccos(138 × 2/(2 × 140)) » 9,6°.
Определим число зубьев шестерни:
.
Подставив ранее величины получаем, что:
= 27,6.
Округлим полученное значение до ближайшего целого имеем Z1=28, что соответствует условию уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев Z1 ³ 18.
Определим число зубьев колеса:
Z2=ZS – Z1.
Имеем: Z2 = 138 – 28 = 110.
Определим фактическое передаточное число Uф и проверим его отклонение ΔU от заданного U (получено в разделе «Кинематический расчет привода»):
.
Подставив известные значения числа зубьев шестерни и колеса имеем, что:
= 3,93.
, условие выполняется.
Определим фактическое межосевое расстояние:
аw = (Z1 + Z2)m/ (2cos b) = (28+110)2∕(2 cos 9,6°)=140 мм.
Определим основные геометрические параметры передачи:
а) Диаметры делительных окружностей шестерни и колеса:
d1= mZ1/cosb;
d2 = m Z2 / cosb.
Подставив имеем:
d1 = m Z1 / cosb = 2 × 28 / cos 9,6°= 56,79 мм;
d2 = m Z2 / cosb= 2 × 110 / cos 9,6°= 223,12 мм.
Определим диаметры вершин dа и впадин df шестерни и колеса:
dа1 = d1 + 2·m;
dа2 = d2 + 2·m;
df1 = d1 – 2,4·m;
df2 = d2 – 2,4·m.
Подставив известные величины в формулы получаем, что:
dа1 = d1 +2·m = 56,79 + 2 2 = 60,79 мм;
dа2 = d2 + 2·m = 223,12 + 2 2 = 227,12 мм;
df1 = d1 – 2,4·m = 56,79 – 2,4 2 = 51,99 мм;
df2 = d2 – 2,4·m = 223,12– 2,4 2 = 218,32 мм.