Управления как наука и искусство
Управления как наука и искусство
Управление как наука-система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Единство управляющей и управляемой подсистем
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения количественные связи. Чем больше по объёму объект управления, тем больше будет управляющая подсистема качественные связи. Чем выше уровень организации каждой части объекта управления, тем меньше будет управляющая подсистема.
Подходы к изучению проблем социального управления
· конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, развивающихся и изменяющихся под влиянием действующих на них факторов;
· комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
· аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т. д.);
· системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
Ситуационный подход к изучению проблем управления
С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления. Ситуативный подход также называют теорией случайностей, указывая тем самым на отсутствие закономерностей в факторах, влияющих на поведение руководителей. В рамках ситуационного подхода также широкую известность приобрела модель, называемая "путь – цель", разработанная первоначально М. Эвансом и Р. Хаусом, а впоследствии дополненная Т. Митчеллом. Свое название теория получила, исходя из двух основных предпосылок: 1) подчеркивание отношений между собственными потребностями подчиненных и организационными целями; 2) разъяснение и облегчение подчиненным пути, благодаря которому они могли реализовать собственные потребности так же, как и потребности организации. приверженцы ситуативного подхода выделили факторы, которые могут быть сгруппированы в три группы. Первую группу составляют факторы "рабочего процесса", т.е. любые обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к производственному функционированию: характеристики рабочего процесса, структура задачи, ориентация на эффективность и нр. Ко второй относится группа факторов, которые характеризуют влияние "позиции власти" и к которым имеют отношение уровень властных полномочий, должностные обязанности. Третью группу составляют ситуативные обстоятельства, непосредственно связанные с сотрудниками: характеристики подчиненных, уровень их зрелости, взаимоотношения между руководителем и сотрудниками, уровень свободы подчиненных, ориентация на отношения.
Классическая школа управления
Основные положения школы человеческих отношений
«Школа человеческих отношений» ставила в центре внимания своих исследований и экспериментов – человека (чувства рабочего, его поведение, настроение, убеждение и т.д.), как главный фактор производства. Основатели школы «человеческих отношений»: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.
1. Человек является «социальным существом».
2. Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».
3. Решение «проблемы человека» – дело предпринимателей.
Функции управления
При всем многообразии состава управленческой деятельности можно выделить 4 основные взаимосвязанные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
1. Планирование. Функция планирования заключается в определении того, какими должны быть цели организации и что надо делать для их достижения. По своей сути функция планирования отвечает на 3 основных
2. Организация. Организовать в данном случае означает создать определенную структуру. Организация состоит из множества формальных и неформальных элементов, которые необходимо приводить в соответствие, координировать процесс решения различных задач для достижения общих целей. Работу в организации выполняют люди, поэтому другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно будет делать конкретную работу.
3. Мотивация. В далекие времена для этого чаще всего использовали хлыст и угрозу, реже — награду. По мере развития общества проблеме мотивации уделялось все больше внимания. Создание положительной мотивации — важнейшая психологическая задача современного менеджмента.
4. Контроль. Контроль тесно связан с планированием. Он выполняет функцию обратной связи. Выделяют три аспекта управленческого контроля:
а. Установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты к конкретному сроку. Оно основывается на планах.
б. Измерение того, что действительно достигнуто к этому сроку, и сравнение достигнутого с желаемыми результатами.
в. Действия, предпринимаемые для коррекции выявленных отклонений. Одно из возможных действий — это пересмотр целей, чтобы они стали реалистичнее, соответствовали ситуации.
21. Функция планирования в управлении.
ПЛАНИРОВАНИЕ — это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Принципы планирования:
· yчacтиe в плaниpoвaниимaкcимaльнoгoчиcлacoтpyдникoвпoзвoляeтпoвыcитьэффeктивнocтьвыпoлнeнияpaбoты, тaккaкyчитывaютcяиxинтepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcяyдoвлeтвopeннocтьcoтpyдникoвpaбoтoй;
· нeпpepывнocть: плaныcлyжaтocнoвoй для дaльнeйшeйpaбoты;
· гибкocть: вoзмoжнocтькoppeктиpoвкиплaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcяycлoвиями;
· экoнoмичнocть: зaтpaтынaплaниpoвaниeзнaчитeльнoмeньшeпoлyчaeмыxвыгoд;
· oбecпeчeниepaбoтынeoбxoдимымимaтepиaльными и opгaнизaциoннымиpecypcaми.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия..
22. Процесс целеполагания. Виды и требования к целям.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
Процесс целеполагания:
1. В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются.
2. Мотив обычно определяется как осознанная потребность.
3. Цель есть понимание того, что я хочу (опредмеченное желание).
4. При выборе цели используются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования.
5. Цель как внутренний образ и субъективный прогноз ВСЕГДА расходятся с реальным результатом.
6. Образ цели обычно также включает в себя образ процесса ее достижения (характер и последовательность действий) и представление о ресурсах.
7. Представление о процессе и ресурсах достижения цели ВСЕГДА расходится с тем, что происходит (доступно) на самом деле.
8. Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивация к ее достижению и тем больше активность по достижению результата.
9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше искажается субъективная вероятность цели.
10. Существует известный в психологии мотивационный закон, называемый градиент цели: чем ближе мы приближаемся к результату, тем больше сила мотивации и активность действий.
Управления как наука и искусство
Управление как наука-система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.