Дидактическая игра «Бывает — не бывает».
В.: Все люди очень любят съесть что-нибудь вкусное. Разные блюда можно приготовить из разных продуктов. Давайте познакомим Котатика-Математика с продуктами. Они бывают разными: вкусными и невкусными, горькими и сладкими, кислыми и солеными, жидкими и твердыми, рассыпчатыми, сухими, сочными, легкими и тяжелыми. Чтобы Котатик-Математик это узнал, поиграем в игру «Бывает — не бывает».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет любое из перечисленных качеств. Ребенок ловит мяч, называет продукт, который обладает этим качеством, и бросает мяч обратно. Воспитатель может изменить условия: назвать продукт, а ребенок в ответ должен назвать качество, которым обладает этот продукт.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 38).
В.: Мы пришли с Котатиком-Математиком в продуктовый магазин.
Сколько в магазине продается пакетов молока? Яиц? Пакетов с мукой? Скажите, используя число «семь».
Воспитатель показывает цифру 7 и объясняет: Это цифра 7. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «семь». Эта цифра — знак для обозначения числа «семь». Если мы видим цифру 7, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь семь предметов. Вставьте в окошко карточки, на которых изображена цифра, обозначающая число сосчитанных продуктов.
Подвижная игра «Торт».
В.: Котатик-Математик купил три торта-квадрата. Идет и думает:
Там шоколад и цукат аппетитный,
Он в серединке слоеный, бисквитный.
Розы из крема застыли на нем.
Так что охотно чайку с ним попьем.
А. Волобуев
Разрезал он каждый торт на четыре равные части. Посмотрите, какие интересные у него получились кусочки торта (показывает и раздает каждому ребенку по одной части). Надо найти все части каждого торта-квадрата, сложить их, и вы увидите, каким красивым станет торт.
Дети выполняют задание и выкладывают каждый готовый квадрат на отдельном столе.
В.: Из скольких частей сложили торт? Можно ли каждую часть торта назвать его половиной? Что больше: целый торт или одна его часть? Что больше: целый торт или две его части вместе? три части вместе? четыре части вместе?
Аналогично проводится игра с тортами-прямоугольниками.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 38).
В.: Котатик-Математик купил в магазине чай и решил приготовить его. Для этого надо поставить чайник на плиту. А чтобы до нее дойти, надо пройти по коврику из геометрических фигур. Проведите Котатика-Математика к плите. Помогите ему найти все дорожки до плиты. Идти можно только прямо: вправо, вперед, влево, вверх. Наискосок идти нельзя. Нарисуйте в полосках возможные пути.
Дидактическое игровое упражнение «Макароны».
В.: В продуктовом магазине Котатик-Математик купил много разных макаронных изделий. Они ему очень понравились, так как все были разной формы. Пока он шел, пакеты разорвались и все макароны перепутались (показывает миски с макаронами). Надо помочь Котатику-Математику разложить макароны по отдельным тарелочкам.
Воспитатель предлагает разделиться на две команды. Дети каждой команды становятся вокруг стола, в середине которого воспитатель ставит миску с перепутанными макаронами. Перед каждым ребенком ставится тарелка. По сигналу в нее надо начинать отбирать макароны одной формы. Воспитатель каждому называет форму макарон, которую надо выбрать из общей миски. Можно дать задание отсчитать 7 макарон определенной формы.
Побеждает та команда, которая аккуратно и быстро справится с заданием.
Занятие 22. МАЛЕНЬКИЕ ПОВАРА
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления о числе «семь»; об отношениях между смежными числами, независимости числа от качественных и пространственных признаков (цвета и величины); умения считать количественным счетом до семи.
«Величина». Формировать представления о величине;
умения устанавливать размерные отношения с помощью глазомера; группировать по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник), о форме предметов;
умения узнавать геометрические фигуры и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа; различать, называть и обследовать геометрическую фигуру ромб.
Развивать: умение группировать объекты по заданному признаку (форма, величина, наличие или отсутствие углов) при помощи обведения их линией; внимание, восприятие, мышление, воображение, память; сравнительные действия; внимательность; графические умения (проводить линии, обводить); умение следовать заданному правилу; познавательный интерес.
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам (газ); культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство юмора; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем; аккуратность.
Материал
Для дидактической игры «Бутерброд»: по 4 любые плоские геометрические фигуры желтого, белого, красного, зеленого, коричневого, оранжевого цвета на каждого ребенка.
Для работы с учебным наглядным пособием: наборы плоских и объемных геометрических фигур для каждого ребенка; набор плоских и объемных геометрических фигур (демонстрационный); цветные карандаши (фломастеры).
Для подвижной игры «Овощи и фрукты — веселые продукты,»'. 12 (по количеству детей) медальонов или шапочек с изображениями ягод (клубника, смородина, малина, крыжовник), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), овощей (капуста, помидор, огурец, морковь).
Для дидактического упражнения «4-й лишний»: набор картинок, на которых изображены: молоко, сыр, йогурт, кастрюля; хлеб, батон, булка, чайник; глубокая тарелка, чашка, блюдце, сковорода; яйцо, мука, масло, ложка; кастрюля, сковорода, утятница, хлеб; конфета, торт, печенье, огурец.
Ход занятия