Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет
На одно занятие планируется реализация содержания по различным компонентам образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования. Количество компонентов, из которых отбирается программное содержание для одного занятия, может варьироваться в зависимости от сложности образовательного содержания, от направленности занятия (изучение нового и (или) закрепление освоенного содержания, применение освоенных представлений и умений), от уровня развития детей подгруппы.
Занятия проводятся по группам (10—12 человек). Образовательный процесс может быть организован как за столами, так и в пространстве группового помещения, специальных помещениях (зал, приемное помещение, помещение студии и т. п.) в зависимости от возможностей учреждения дошкольного образования. Они могут быть построены по различным структурным схемам (с. 4, 28—30 данного пособия). Выбор остается за педагогом.
Ниже представлен Перспективный тематический план занятий на год и конспекты их проведения с использованием учебного наглядного пособия «Веселые игры с числами и фигурами». После названия занятия даны номера страниц пособия, на которых размещен конспект. Задачи формирования представлений, умений и навыков; развития и воспитания даны в конспектах занятий. Структура разработанных занятий описана во введении (с. 4).ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Название занятия | Тематическое образовательное содержание занятия |
ОСЕНЬ (сентябрь—ноябрь) | ||
Знакомство (с. 63—67) | • множественные и единичные количества, способы словесного обозначения количества («много», «один»); • величина, параметры величины; • геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), форма предметов; • пространство помещения групповой комнаты | |
Путешествие в космос (с. 67—71) | • способы установления равенства и неравенства групп предметов или их изображений (наложение, приложение); представления о цифрах как условных знаках для обозначения чисел; • величина («большой», «маленький»); группировка предметов по величине; • геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), форма предметов; • ориентировка в двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги): верх, низ, справа, слева | |
Лес (с. 71—74) | • множественные и единичные количества («много», «один»); воспроизведение звуковых множеств в соответствии с количеством услышанных звуковых сигналов (без счета); • параметры величины («толщина», «высота»); • пространственные положения (впереди, сзади, сбоку); ориентировка от объекта (впереди, сзади, сбоку) | |
Сбор грибов (с. 74—77) | • число «один»; цифра 1; множественные и единичные количества; • упорядоченные по величине (толщине и высоте одновременно) ряды предметов; • части суток («утро», «ночь») |
Играем в магазин. Игрушки (с. 78—82) | • количественный счет в пределах двух; число «два»; цифра 2; множественные и единичные количества; • параметры величины (длина); способы сравнения и уравнивания по длине; • геометрическая фигура (шар); пространственные положения: вверху (верхняя), внизу (нижняя), между (между верхней и нижней), справа, слева, впереди, сзади; пространственное направление «от ... к ...»; • временные характеристики последовательности смены трех суток: «вчера», «сегодня», «завтра» | |
Мойдодыр (с. 82—86) | • порядковый счет в пределах двух; счет движений; • параметры величины (длина, ширина); упорядоченные по величине (длине и ширине одновременно) ряды предметов; • геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал); • пространственные положения (нижняя, верхняя); пространственные направления «от ... к ...», вперед, назад, вправо, влево; движение в заданном направлении | |
Осень (с. 86—90) | • числа «один» и «два», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от качественных признаков множества; • параметры величины (высота); способ сравнения по высоте с помощью предмета-посредника; • поры года (осень) | |
Кубики (с. 90—93) | • количественный счет в пределах трех; число «три»; цифра 3; • параметры величины (высота, длина); упорядоченные по высоте и по длине ряды объектов; геометрическая фигура куб (обследование); • пространственное положение «за», пространственное направление «от ... к ...» |
Играем в сказку. Айболит (с. 93—97) | • порядковый счет в пределах трех; • пространственные положения; вверху (верхняя), внизу (нижняя), между (между верхней и нижней), справа, слева; пространственные направления «от ... к ...»; • геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треутоль' ник, трапеция, ромб); форма предметов; упорядоченные по величине ряды объектов; • временная последовательность «сначала— потом» | |
Играем в магазин. Фрукты (с. 97—101) | • числа «два» и «три», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от качественных и пространственных признаков (величина); цифры 2 и 3; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), форма предметов; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; направления на листе бумаги: вправо, влево, вверх, вниз | |
Ловись рыбка... (с. 101—105) | • количественный счет в пределах четырех; число «четыре»; цифра 4; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), форма предметов | |
День и ночь (с. 105—109) | • порядковый счет в пределах четырех; сериа-ционные (упорядоченные) по величине ряды; • части суток: «день», «ночь»; • пространственное положение «за», пространственные направления: «справа налево», «слева направо», «от ... к ...» |
ЗИМА (декабрь—февраль) | ||
Зима (с. 109—115) | • числа «три» и «четыре», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины предметов; способы деления целого на равные части; понятие «половина»; отношения «часть—целое»; • величина (большой—маленький); • геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); • поры года (зима) | |
Играем в магазин. Скоро Новый год (с. 115—119) | • количественный счет в пределах пяти; число «пять»; цифра 5; порядковый счет в пределах четырех; • геометрические фигуры (шар, куб, конус, пирамида, цилиндр), обследование пирамиды; форма предметов; • времена года (зима) | |
Украшаем елку (с. 119—122) | • количественный и порядковый счет в пределах пяти; отношения между смежными числами 4 и 5, независимость числа от качественных и пространственных признаков; отсчет; • геометрические фигуры (круг, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, шар, куб, конус, пирамида, цилиндр), форма предметов; • пространственное положение «вверху», «в верхнем правом углу»; пространственные направления «справа», «слева», «сверху», «снизу»; • времена года (зима), праздник Новый год | |
Зимние забавы (с. 122—124) | • порядковый счет в пределах пяти; • пространственное положение «за», пространственные направления: «справа», «слева», «от ... к ...»; • поры года (зима); временные характеристики последовательности смены трех суток: «вчера», «сегодня», «завтра» |
Два Мороза (с. 124—128) | • число «пять»; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от формы предметов, их пространственного расположения; • величина (длина), отношения по длине между предметами; упорядоченные по длине ряды предметов; • геометрические фигуры (шар, куб, конус, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, ромб, круг, овал); обследование конуса; форма предмета; • поры года (зима) | |
Играем в магазин. Все для дома (с. 129—132) | • количественный счет в пределах шести; число «шесть»; цифра 6; порядковый счет; • геометрические фигуры (круг, прямоугольник, куб, цилиндр, квадрат, треугольник); • обследование цилиндра; форма предметов; • пространственные положения «слева», «справа» | |
Зимовье зверей (с. 132—135) | • порядковый и количественный счет в пределах шести; отсчет; счет звуков; • пространственные положения: «за», «справа», «слева», «ближе», «дальше», «между»; • пространственные направления: «от ... к ...», «вправо», «влево», «вперед»; • времена года (зима) | |
Строим дом (с. 135—139) | • числа «пять» и «шесть», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины объектов, их принадлежности к понятию; цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; счет движений; • величина (длина, толщина); способы сравнения по величине (на глаз); упорядоченные по толщине ряды; • геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб); • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол |
Играем в магазин. Продукты (с. 139—142) | • количественный счет в пределах семи; число «семь»; цифра 7; отношения «часть—целое»; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник); форма предметов; • пространственные направления «влево», «вправо», «вперед», «вверх» на листе бумаги | |
Маленькие повара (с. 142—146) | • число «семь», независимость числа от качественных и пространственных признаков (цвет, величина); • параметры величины, группировка по величине; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник), обследование ромба; форма предметов | |
Игра в солдатики (с. 146—148) | • порядковый и количественный счет в пределах семи; счет движений; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; движение в заданном направлении | |
Играем в магазин. Художник (с. 148—153) | • число «семь»; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины объектов, их принадлежности к понятию; цифра 7; порядковый счет в пределах семи; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник); форма предметов; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • части суток, их последовательность |
ВЕСНА (март—май) | ||
Играем в магазин. Цветы (с. 154—157) | • количественный счет в пределах восьми; число «восемь»; цифра 8; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник); форма предметов; • временная последовательность: «было— есть—будет». | |
Дочки-ма тери (с. 157—161) | • порядковый и количественный счет в пределах восьми; • величина (длина); способы сравнения по длине с помощью предмета-посредника; • пространственные направления «слева направо», «справа налево»; пространственное положение «между»; • временная последовательность: «было— есть—будет» | |
Шьем и вяжем (с. 162—166) | • число «восемь»; способы сравнения количеств (наложение, приложение, счет); отношения между числами семь и восемь; независимость числа от величины и цвета объектов, расположения в пространстве; • геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар); форма предметов; • временная характеристика последовательности смены трех суток «вчера—сегодня- завтра» | |
Весна (с. 166—170) | • количественный счет в пределах девяти; отсчет; число «девять»; цифра 9; • поры года (весна) | |
Играем в магазин. Овощи (с. 170—173) | • порядковый и количественный счет в пределах девяти; отношения между числами 8 и 9; • независимость числа от качественных признаков элементов множества (принадлежности к понятию); отношения между частью и целым; способы установления отношений между группами по количеству (счет); цифры от 1 до 9; • пространственные направления «слева направо», «справа налево», «сверху вниз»; • временная последовательность «было—есть— будет»; временные характеристики «раньше», «позже» |
Встречаем птиц (с. 173—177) | • параметры величины; упорядоченные по длине и ширине одновременно ряды объектов; геометрические фигуры (треугольник, ромб, круг, квадрат); способы трансфигурации; • пространственные положения на листе бумаги (вверху, внизу); пространственные направления снизу вверх и сверху вниз; • времена года (весна) | |
Ручейки (с. 177—181) | • количественный счет в пределах десяти; число «десять»; цифры для обозначения числа «десять»: 1 и 0; • параметры величины (ширина), способы сравнения по ширине (глазомер); • поры года (весна); части суток, их последовательность; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник) | |
Кораблики (с. 181—184) | • количественный счет в пределах десяти; счет на ощупь; счет движений; цифры от 1 до 10; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник); обследование трапеции | |
Цирк (с. 184—187) | • порядковый и количественный счет в пределах десяти; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; пространственные ориентиры «слева направо», «справа налево»; • геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник) |
У медведя во бору (с. 187—190) | • число «десять»; способы сравнения количеств; независимость числа от величины объектов, их принадлежности к понятию, цвета; счет звуков; • геометрические фигуры (круг, квадрат); • временная последовательность «было— есть—будет», «вчера—сегодня—завтра» | |
Играем в магазин. Готовимся к лету (с. 190—193) | • количественный и порядковый счет в пределах десяти; последовательность чисел в натуральном ряду; цифры от 1 до 10; • поры года (лето) | |
До свидания, Котатик-Математик! (с. 193—196) | • количественный счет, цифры; • построение сериационных (упорядоченных) рядов; установления отношений по величине; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал, куб, цилиндр, пирамида); • пространственные положения «в», «вне»; год; последовательность времен года |
Конспекты проведения занятий
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ
«Веселые игры с числами и фигурами»
Занятие 1 ЗНАКОМСТВО
Образовательные задачи:
“Количество и счет”. Закреплять представления: о множественных и единичных количествах, о способах словесного обозначения количества (“много”, “один”);
Умения: отвечать на вопрос “сколько?” словами “много”, “один”; находить группы предметов “много” и “один” в обстановке знакомого помещения.
“Величина”. Закреплять представления: о величине, её параметрах (длина, ширина, высота) и соответствующих им величинах характеристиках объектов окружающего мира (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький);
Умения: называть и показывать величинные характеристики (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький);
“Геометрические фигуры и форма предметов”. Формировать представления: о геометрических фигурах (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), о форме предметов;
Умения: узнавать геометрические фигуры и называть их; различать форму предметов, обозначать её с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
“Пространство”. Формировать умение ориентироваться в помещениях группы.
Развивать: внимание, восприятие, действия сравнения, глазомер, умение находить сходство и различия; настойчивость, внимательность, любознательность.
Воспитывать: чувство уверенности в себе; интеллектуальные чувства, аккуратность.
Материал: игрушка Котатик-Математик, разные небольшие игрушки по количеству детей для дидактической игры “Это мы”, для игрового упражнения “Найди и покажи” сгруппированные в разных местах групповой комнаты различные предметы (“много” и “один”) с ярко выраженными размерными характеристиками (длинные, короткие, большие, маленькие, толстые, тонкие, высокие, низкие, узкие, широкие)
Ход занятия:
В. К нам на занятие по математике с планеты “Считай-Отгадывай” прилетел космический путешественник. Если хотите узнать кто он отгадайте загадку: У него четыре лапки, в каждой лапке – цап-царапки.
Пара чутких ушей, он – гроза для всех мышей. (кот)
Появляется Котатик – Математик.
- Здравствуйте! Я Котатик, по прозвищу Математик. Я не обычный кот, а космический путешественник. Я прилетел с планеты Считай – Отгадывай. Хотите её увидеть? Посмотрите вечером на небо, найдите самую большую и красивую звезду – это и есть моя планета. Меня назвали Котатик – Математик потому, что я очень люблю считать, угадывать геометрические фигуры, узнавать где, что и когда происходит. На вашей земле я впервый раз и ничего ещё не знаю. Познакомьте меня с ней, а я потом расскажу про свои путешествия.
Вместе мы будем считать, играть, рисовать, придумывать, рассказывать, вырезать, раскрашивать!
В. Согласны дети? Будем знакомить Котатика-Математика с нашей жизнью, играми, занятиями, природой, взрослыми и детьми?
Дидактическая игра “Это мы”
Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Сначала эту роль выполняет воспитатель. Задается вопрос:”Сколько нас?” (много)Уточняет что нас много красивых. Дает свою руку стоящему справа и говорит почему этот ребенок красивый. Далее этот ребенок подаёт руку следующему и говорит почему он красивый.И т.д. пока все не возьмутся за руки. Потом все бегут по кругу и говорят “Посмотрите все на нас: мы красивые сейчас!”
Останавливаются, опускают руки. Выбирают следующего ведущего. Он спрашивает “Сколько нас?” (много) Нас много длучших. И т.д.(можно говорить одетые, обутые, веселые, довольные, любимые) Ведущий может спросить сколько девочек у нас? (в таком случае только девочки выступают вперед и называют свои имена, а в хороводе “Посмотрите все сейчас, сколько девочек у нас!”
Воспитатель раздает детям игрушки, спрашивает “Сколько нас?” Нас много у кого есть игрушки. У меня в руке машина. Дотрагивается до следующего и тот говорит “У меня в руке кукла” и т.д. Когда очередь доходит до ведущего он задает движение “Кружимся на месте” (приседаем, танцуем и т.д.) “Посмотрите все на нас, мы с игрушками сейчас.!”