Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет

На одно занятие планируется реализация содержания по различным компонентам образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования. Количество компонентов, из которых отбирается программное содержание для одного занятия, может варьироваться в зависимости от сложности образовательного содержания, от направленности занятия (изучение нового и (или) закрепление освоенного содержания, применение освоенных представлений и умений), от уровня развития детей подгруппы.

Занятия проводятся по группам (10—12 человек). Образовательный процесс может быть организован как за столами, так и в пространстве группового помещения, специальных помещениях (зал, приемное помещение, помещение студии и т. п.) в зависимости от возможностей учреждения дошкольного образования. Они могут быть построены по различным структурным схемам (с. 4, 28—30 данного пособия). Выбор остается за педагогом.

Ниже представлен Перспективный тематический план занятий на год и конспекты их проведения с использованием учебного наглядного пособия «Веселые игры с числами и фигурами». После названия занятия даны номера страниц пособия, на которых размещен конспект. Задачи формирования представлений, умений и навыков; развития и воспитания даны в конспектах занятий. Структура разработанных занятий описана во введении (с. 4).ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Название занятия Тематическое образовательное содержание занятия
    ОСЕНЬ (сентябрь—ноябрь)
Знакомство (с. 63—67) • множественные и единичные количества, способы словесного обозначения количества («много», «один»); • величина, параметры величины; • геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), форма предметов; • пространство помещения групповой комнаты
Путеше­ствие в космос (с. 67—71) • способы установления равенства и неравен­ства групп предметов или их изображений (наложение, приложение); представления о цифрах как условных знаках для обозначения чисел; • величина («большой», «маленький»); груп­пировка предметов по величине; • геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), форма предметов; • ориентировка в двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги): верх, низ, спра­ва, слева
Лес (с. 71—74) • множественные и единичные количества («много», «один»); воспроизведение звуковых множеств в соответствии с количеством услы­шанных звуковых сигналов (без счета); • параметры величины («толщина», «высота»); • пространственные положения (впереди, сза­ди, сбоку); ориентировка от объекта (впереди, сзади, сбоку)
Сбор грибов (с. 74—77) • число «один»; цифра 1; множественные и единичные количества; • упорядоченные по величине (толщине и вы­соте одновременно) ряды предметов; • части суток («утро», «ночь»)
Играем в магазин. Игрушки (с. 78—82) • количественный счет в пределах двух; число «два»; цифра 2; множественные и единичные количества; • параметры величины (длина); способы срав­нения и уравнивания по длине; • геометрическая фигура (шар); пространственные положения: вверху (верх­няя), внизу (нижняя), между (между верхней и нижней), справа, слева, впереди, сзади; про­странственное направление «от ... к ...»; • временные характеристики последователь­ности смены трех суток: «вчера», «сегодня», «завтра»
Мойдодыр (с. 82—86) • порядковый счет в пределах двух; счет дви­жений; • параметры величины (длина, ширина); упо­рядоченные по величине (длине и ширине одновременно) ряды предметов; • геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал); • пространственные положения (нижняя, верх­няя); пространственные направления «от ... к ...», вперед, назад, вправо, влево; движение в заданном направлении
  Осень (с. 86—90) • числа «один» и «два», их отношения; спосо­бы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от качественных при­знаков множества; • параметры величины (высота); способ сравне­ния по высоте с помощью предмета-посредника; • поры года (осень)
  Кубики (с. 90—93) • количественный счет в пределах трех; число «три»; цифра 3; • параметры величины (высота, длина); упоря­доченные по высоте и по длине ряды объектов; геометрическая фигура куб (обследование); • пространственное положение «за», простран­ственное направление «от ... к ...»
  Играем в сказку. Айболит (с. 93—97) • порядковый счет в пределах трех; • пространственные положения; вверху (верх­няя), внизу (нижняя), между (между верхней и нижней), справа, слева; пространственные направления «от ... к ...»; • геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треутоль' ник, трапеция, ромб); форма предметов; упо­рядоченные по величине ряды объектов; • временная последовательность «сначала— потом»
  Играем в магазин. Фрукты (с. 97—101) • числа «два» и «три», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); неза­висимость числа от качественных и простран­ственных признаков (величина); цифры 2 и 3; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • геометрические фигуры (круг, квадрат, тре­угольник, прямоугольник, овал, ромб, трапе­ция), форма предметов; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; направления на листе бумаги: вправо, влево, вверх, вниз
  Ловись рыбка... (с. 101—105) • количественный счет в пределах четырех; число «четыре»; цифра 4; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), форма предметов
День и ночь (с. 105—109) • порядковый счет в пределах четырех; сериа-ционные (упорядоченные) по величине ряды; • части суток: «день», «ночь»; • пространственное положение «за», простран­ственные направления: «справа налево», «сле­ва направо», «от ... к ...»
    ЗИМА (декабрь—февраль)
  Зима (с. 109—115) • числа «три» и «четыре», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины предметов; способы деления целого на рав­ные части; понятие «половина»; отношения «часть—целое»; • величина (большой—маленький); • геометрические фигуры (круг, квадрат, тре­угольник); • поры года (зима)
  Играем в ма­газин. Скоро Новый год (с. 115—119) • количественный счет в пределах пяти; число «пять»; цифра 5; порядковый счет в пределах четырех; • геометрические фигуры (шар, куб, конус, пирамида, цилиндр), обследование пирамиды; форма предметов; • времена года (зима)
Украшаем елку (с. 119—122) • количественный и порядковый счет в преде­лах пяти; отношения между смежными числа­ми 4 и 5, независимость числа от качествен­ных и пространственных признаков; отсчет; • геометрические фигуры (круг, прямоуголь­ник, овал, ромб, трапеция, шар, куб, конус, пирамида, цилиндр), форма предметов; • пространственное положение «вверху», «в верхнем правом углу»; пространственные направления «справа», «слева», «сверху», «снизу»; • времена года (зима), праздник Новый год
Зимние забавы (с. 122—124) • порядковый счет в пределах пяти; • пространственное положение «за», простран­ственные направления: «справа», «слева», «от ... к ...»; • поры года (зима); временные характеристики последовательности смены трех суток: «вче­ра», «сегодня», «завтра»
Два Мороза (с. 124—128) • число «пять»; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от формы предметов, их пространственного рас­положения; • величина (длина), отношения по длине меж­ду предметами; упорядоченные по длине ряды предметов; • геометрические фигуры (шар, куб, конус, квадрат, прямоугольник, трапеция, треуголь­ник, ромб, круг, овал); обследование конуса; форма предмета; • поры года (зима)
Играем в магазин. Все для дома (с. 129—132) • количественный счет в пределах шести; чис­ло «шесть»; цифра 6; порядковый счет; • геометрические фигуры (круг, прямоуголь­ник, куб, цилиндр, квадрат, треугольник); • обследование цилиндра; форма предметов; • пространственные положения «слева», «справа»
  Зимовье зверей (с. 132—135) • порядковый и количественный счет в преде­лах шести; отсчет; счет звуков; • пространственные положения: «за», «спра­ва», «слева», «ближе», «дальше», «между»; • пространственные направления: «от ... к ...», «вправо», «влево», «вперед»; • времена года (зима)
  Строим дом (с. 135—139) • числа «пять» и «шесть», их отношения; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины объ­ектов, их принадлежности к понятию; цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; счет движений; • величина (длина, толщина); способы сравне­ния по величине (на глаз); упорядоченные по толщине ряды; • геометрические фигуры (квадрат, прямо­угольник, треугольник, трапеция, ромб); • двухмерное пространство: верх, низ, справа, сле­ва, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол
Играем в магазин. Продукты (с. 139—142) • количественный счет в пределах семи; число «семь»; цифра 7; отношения «часть—целое»; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треуголь­ник); форма предметов; • пространственные направления «влево», «вправо», «вперед», «вверх» на листе бумаги
Маленькие повара (с. 142—146) • число «семь», независимость числа от каче­ственных и пространственных признаков (цвет, величина); • параметры величины, группировка по ве­личине; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треуголь­ник), обследование ромба; форма предметов
Игра в солдатики (с. 146—148) • порядковый и количественный счет в преде­лах семи; счет движений; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; движение в заданном направ­лении
  Играем в магазин. Художник (с. 148—153) • число «семь»; способы сравнения количеств (графический, счет); независимость числа от величины объектов, их принадлежности к по­нятию; цифра 7; порядковый счет в пределах семи; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треуголь­ник); форма предметов; • величина (большой—маленький); способы сравнения по величине с помощью предмета- посредника; • части суток, их последовательность
    ВЕСНА (март—май)
  Играем в магазин. Цветы (с. 154—157) • количественный счет в пределах восьми; число «восемь»; цифра 8; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треуголь­ник); форма предметов; • временная последовательность: «было— есть—будет».
Дочки-ма­ тери (с. 157—161) • порядковый и количественный счет в преде­лах восьми; • величина (длина); способы сравнения по дли­не с помощью предмета-посредника; • пространственные направления «слева на­право», «справа налево»; пространственное положение «между»; • временная последовательность: «было— есть—будет»
  Шьем и вяжем (с. 162—166) • число «восемь»; способы сравнения коли­честв (наложение, приложение, счет); отно­шения между числами семь и восемь; незави­симость числа от величины и цвета объектов, расположения в пространстве; • геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар); форма предметов; • временная характеристика последователь­ности смены трех суток «вчера—сегодня- завтра»
  Весна (с. 166—170) • количественный счет в пределах девяти; от­счет; число «девять»; цифра 9; • поры года (весна)
  Играем в магазин. Овощи (с. 170—173) • порядковый и количественный счет в преде­лах девяти; отношения между числами 8 и 9; • независимость числа от качественных при­знаков элементов множества (принадлежности к понятию); отношения между частью и целым; способы установления отношений между груп­пами по количеству (счет); цифры от 1 до 9; • пространственные направления «слева направо», «справа налево», «сверху вниз»; • временная последовательность «было—есть— будет»; временные характеристики «раньше», «позже»
  Встречаем птиц (с. 173—177) • параметры величины; упорядоченные по длине и ширине одновременно ряды объектов; геометрические фигуры (треугольник, ромб, круг, квадрат); способы трансфигурации; • пространственные положения на листе бума­ги (вверху, внизу); пространственные направ­ления снизу вверх и сверху вниз; • времена года (весна)
Ручейки (с. 177—181) • количественный счет в пределах десяти; число «десять»; цифры для обозначения числа «десять»: 1 и 0; • параметры величины (ширина), способы сравнения по ширине (глазомер); • поры года (весна); части суток, их последо­вательность; • геометрические фигуры (круг, овал, пря­моугольник, трапеция, ромб, квадрат, тре­угольник)
  Кораблики (с. 181—184) • количественный счет в пределах десяти; счет на ощупь; счет движений; цифры от 1 до 10; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треуголь­ник); обследование трапеции
  Цирк (с. 184—187) • порядковый и количественный счет в преде­лах десяти; • двухмерное пространство: верх, низ, справа, слева, центр, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол; пространственные ориентиры «слева направо», «справа налево»; • геометрические фигуры (круг, овал, прямо­угольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник)
У медведя во бору (с. 187—190) • число «десять»; способы сравнения количеств; независимость числа от величины объектов, их принадлежности к понятию, цвета; счет звуков; • геометрические фигуры (круг, квадрат); • временная последовательность «было— есть—будет», «вчера—сегодня—завтра»
Играем в ма­газин. Гото­вимся к лету (с. 190—193) • количественный и порядковый счет в преде­лах десяти; последовательность чисел в нату­ральном ряду; цифры от 1 до 10; • поры года (лето)
До свида­ния, Кота­тик-Матема­тик! (с. 193—196) • количественный счет, цифры; • построение сериационных (упорядоченных) рядов; установления отношений по величине; геометрические фигуры (круг, квадрат, тре­угольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал, куб, цилиндр, пирамида); • пространственные положения «в», «вне»; год; последовательность времен года




Конспекты проведения занятий

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ

«Веселые игры с числами и фигурами»

Занятие 1 ЗНАКОМСТВО

Образовательные задачи:

“Количество и счет”. Закреплять представления: о множественных и единичных количествах, о способах словесного обозначения количества (“много”, “один”);

Умения: отвечать на вопрос “сколько?” словами “много”, “один”; находить группы предметов “много” и “один” в обстановке знакомого помещения.

“Величина”. Закреплять представления: о величине, её параметрах (длина, ширина, высота) и соответствующих им величинах характеристиках объектов окружающего мира (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький);

Умения: называть и показывать величинные характеристики (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий, большой, маленький);

“Геометрические фигуры и форма предметов”. Формировать представления: о геометрических фигурах (круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), о форме предметов;

Умения: узнавать геометрические фигуры и называть их; различать форму предметов, обозначать её с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.

“Пространство”. Формировать умение ориентироваться в помещениях группы.

Развивать: внимание, восприятие, действия сравнения, глазомер, умение находить сходство и различия; настойчивость, внимательность, любознательность.

Воспитывать: чувство уверенности в себе; интеллектуальные чувства, аккуратность.

Материал: игрушка Котатик-Математик, разные небольшие игрушки по количеству детей для дидактической игры “Это мы”, для игрового упражнения “Найди и покажи” сгруппированные в разных местах групповой комнаты различные предметы (“много” и “один”) с ярко выраженными размерными характеристиками (длинные, короткие, большие, маленькие, толстые, тонкие, высокие, низкие, узкие, широкие)

Ход занятия:

В. К нам на занятие по математике с планеты “Считай-Отгадывай” прилетел космический путешественник. Если хотите узнать кто он отгадайте загадку: У него четыре лапки, в каждой лапке – цап-царапки.

Пара чутких ушей, он – гроза для всех мышей. (кот)

Появляется Котатик – Математик.

- Здравствуйте! Я Котатик, по прозвищу Математик. Я не обычный кот, а космический путешественник. Я прилетел с планеты Считай – Отгадывай. Хотите её увидеть? Посмотрите вечером на небо, найдите самую большую и красивую звезду – это и есть моя планета. Меня назвали Котатик – Математик потому, что я очень люблю считать, угадывать геометрические фигуры, узнавать где, что и когда происходит. На вашей земле я впервый раз и ничего ещё не знаю. Познакомьте меня с ней, а я потом расскажу про свои путешествия.

Вместе мы будем считать, играть, рисовать, придумывать, рассказывать, вырезать, раскрашивать!

В. Согласны дети? Будем знакомить Котатика-Математика с нашей жизнью, играми, занятиями, природой, взрослыми и детьми?

Дидактическая игра “Это мы”

Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Сначала эту роль выполняет воспитатель. Задается вопрос:”Сколько нас?” (много)Уточняет что нас много красивых. Дает свою руку стоящему справа и говорит почему этот ребенок красивый. Далее этот ребенок подаёт руку следующему и говорит почему он красивый.И т.д. пока все не возьмутся за руки. Потом все бегут по кругу и говорят “Посмотрите все на нас: мы красивые сейчас!”

Останавливаются, опускают руки. Выбирают следующего ведущего. Он спрашивает “Сколько нас?” (много) Нас много длучших. И т.д.(можно говорить одетые, обутые, веселые, довольные, любимые) Ведущий может спросить сколько девочек у нас? (в таком случае только девочки выступают вперед и называют свои имена, а в хороводе “Посмотрите все сейчас, сколько девочек у нас!”

Воспитатель раздает детям игрушки, спрашивает “Сколько нас?” Нас много у кого есть игрушки. У меня в руке машина. Дотрагивается до следующего и тот говорит “У меня в руке кукла” и т.д. Когда очередь доходит до ведущего он задает движение “Кружимся на месте” (приседаем, танцуем и т.д.) “Посмотрите все на нас, мы с игрушками сейчас.!”

Наши рекомендации