Тема: «Деловая оценка персонала»
1. Деловая оценка персонала это:
А) процесс оценки личных качеств сотрудников;
Б) процесс сравнения полученных результатов работы с запланированными;
В) процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности;
Г) процесс приспособления работника к организации.
2. Какие из перечисленных задач не являются задачами деловой оценки:
А) выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
Б) разработка путей совершенствования деловых и личных качеств сотрудников;
В) определение степени соответствия существующим критериям оплаты труда и установление величины заработной платы;
Г) покрытие потребности в персонале с определенными количественными и качественными характеристиками.
3. Какой метод оценки персонала является более объективным:
А) метод градации;
Б) метод оценочных шкал с описанием количественной оценки;
В) метод ранжирования.
4. Кто является членом оценочной комиссии при традиционных методах оценки?
А) линейный руководитель;
Б) руководитель смежного подразделения;
В) руководитель организации;
Г) психолог организации.
5. При оценке показателей профессионального поведения под факторами достижения результатов труда понимают:
А) конечные результаты трудовой деятельности;
Б) способность и желание к выполнению общих функций управления по отношению к себе и своим подчиненным;
В) степень сотрудничества и коллективизм в работе;
Г) готовность к принятию дополнительной ответственности.
6. Какие из перечисленных показателей не относятся к показателям непосредственного профессионального поведения?
А) сотрудничество и коллективизм в работе;
Б) самостоятельность в решении задач;
В) готовность к принятию дополнительной ответственности;
Г) показатель производительности труда.
7. Когда при оценке сотрудника оценщик выбирает из широкого спектра возможных характеристик черты присущие оцениваемому сотруднику, такой метод называют:
А) методом шкалирования;
Б) методом ранжирования;
В) методом альтернативных характеристик;
Г) методом предварительного установления показателей оценки.
8. Из предложенных характеристик выберете показатель не характерный для традиционных методов оценки:
А) Оценка отдельного работника дается с учетом результатов всей организации;
Б) Оценка производится в основном линейным руководителем, который выступает в роли «царя и бога»;
В) Оценка ориентирована в прошлое, оцениваются результаты деятельности;
Г) Методы не оценивают потенциальных способностей сотрудников.
9. Что можно отнести к недостаткам метода «360 – градусной аттестации»?
А) всесторонняя оценка сотрудников;
Б) возможные конфликты, связанные с объективностью оценки и восприятия этой оценки аттестуемым;
В) принадлежность оценщиков к разным иерархическим уровням;
Г) привлечение к оценке не сотрудников организации.
10. Психологические методы оценки направлены на:
А) определение типа личности сотрудника;
Б) определение наиболее ярких черт характера сотрудника;
В) определение производительности труда;
Г) определение потенциальных возможностей и способностей сотрудника.
Тема: «Обучение персонала»
1. Основная причина, по которой обучение персонала играет все более важную роль?
А) техническое переоснащение организации;
Б) переход к рыночной экономике;
В) ухудшение уровня образования;
Г) ускорение процесса устаревания профессиональных знаний.
2. С какого этапа начинается процесс обучения персонала?
А) определение содержания программ обучения;
Б) определение потребности обучения;
В) определение целей обучения;
Г) определение критериев обучения.
3. В каком случае необязательно обучение персонала?
А) для работника, поступившего на новое место;
Б) для работника, отработавшего в организации определенный срок;
В) для работника переходящего на новую должность;
Г) для работника с недостаточной квалификацией.
4. Потребность в обучении на уровне подразделения определяется:
А) работниками кадровой службы;
Б) руководителем организации;
В) линейным руководителем подразделения;
Г) исполнителями работ.
5. Какие расходы часто забывают учесть при формировании бюджета на обучение?
А) затраты, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте;
Б) затраты, связанные с оплатой труда преподавателей;
В) затраты, связанные с приобретением учебных материалов и оборудования;
Г) затраты, связанные с оплатой стоимости обучения на курсах.
6. Понятие «образование» связано с :
А) развитием навыков и умений, необходимых организации;
Б) обучением конкретным приемам работы;
В) предоставлением знаний не связанных с профессиональной деятельностью;
Г) развитием обучающегося в определенной сфере знаний.
7. К методам обучения вне рабочего места можно отнести:
А) наставничество;
Б) моделирование;
В) использование инструкций и учебных методик;
Г) ротацию.
8. К методам обучения на рабочем месте можно отнести:
А) деловые игры;
Б) ролевые игры;
В) разбор учебных ситуаций;
Г) метод усложняющихся заданий.
9. Что не относится к преимуществам методов обучения вне рабочего места?
А) привлечение преподавателей более высокой квалификации;
Б) возможность использовать недоступное в организации оборудование;
В) возможность обмениваться информацией с работниками других организаций;
Г) доступность и частота проведения курсов.
10. Какой фактор существенно снижает эффективность обучения?
А) ограниченное время обучения;
Б) недостаточная квалификация преподавателей;
В) невозможность использовать на практике полученные знания и навыки;
Г) нехватка методической и учебной литературы.
Тема: «Мотивация»
1. Какая из перечисленных теорий является процессуальной теорией мотивации?
А) модель Портера-Лоулера;
Б) теория иерархических потребностей Маслоу;
В) двухфакторная теория Герцберга;
Г) теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
2. Какая из перечисленных теорий является содержательной теорией мотивации?
А) теория ожидания;
Б) теория справедливости;
В) теория приобретенных потребностей;
Г) модель Портера-Лоулера.
3. Какая из перечисленных потребностей относится к первичным потребностям?
А) самовыражения;
Б) причастности;
В) уважения;
Г) безопасности.
4. Что чаще всего подвергается критике при оценке теории Маслоу?
А) деление потребностей на первичные и вторичные;
Б) иерархическое расположение потребностей;
В) последовательность расположения потребностей;
Г) содержание отдельных потребностей.
5. Какой из перечисленных факторов Герцберг отнес к мотивациям?
А) условия работы;
Б) заработную плату;
В) взаимоотношения в коллективе;
Г) высокую ответственность.
6. Какой из перечисленных факторов Герцберг отнес к гигиеническим факторам?
А) возможность творческого и делового роста;
Б) успех;
В) заработок;
Г) продвижение по службе.
7. С точки зрения Герцберга люди заинтересованы в выполнении работы более эффективно, если в организации:
А) в полной мере реализуются гигиенические факторы;
Б) не реализуются гигиенические факторы и недостаточна мотивация;
В) не в полной мере реализуются гигиенические факторы, а мотивации представлены полно;
Г) полностью реализуются и гигиенические факторы и мотивации.
8. Какая зависимость не рассматривается в теории ожидания?
А) между приложенными затратами труда и ожидаемыми результатами;
Б) между интенсивностью труда и размером заработной платы;
В) между полученным результатом и возможным вознаграждением;
Г) между вознаграждением и его ценностью.
9. Какая форма мотивации включает в себя все основные виды стимулирования?
А) повышение в должности;
Б) улучшение условий труда;
В) награждение орденами и медалями;
Г) поручение ответственной и сложной работы.
10. Какой из перечисленных видов стимулирования не относится к организационным неэкономическим методам мотивации?
А) четкое формулирование целей;
Б) объявление благодарности;
В) обогащение труда;
Г) привлечение к участию в делах организации.
11 тема: «Управление карьерой»
1. Какое из указанных направлений не является направлением внутриорганизационной карьеры?
А) вертикальное;
Б) горизонтальное;
В) центростремительное;
Г) центробежное.
2. Горизонтальная карьера это:
А) перемещение сотрудника в другую функциональную область;
Б) перемещение сотрудника на другой иерархический уровень;
В) перевод сотрудника в другую организацию;
Г) приближение к руководящему ядру организации.
3. Профессиональная карьера это:
А) смена стадий развития работника в рамках одной организации;
Б) смена стадий развития работника в процессе всей трудовой жизни;
В) смена стадий развития работника в рамках одной профессии;
Г) продвижение вверх по служебной лестнице.
4. Этап «продвижения» в деловой карьере характеризуется:
А) обучением в различных учебных заведениях, сменой различных работ в поисках вида деятельности удовлетворяющего потребностям работника;
Б) подготовкой к уходу на пенсию, обучением смены.
В) освоением выбранной профессии, приобретением необходимых навыков, формированием квалификации;
Г) ростом квалификации, продвижением по служебной лестнице, накоплением богатого практического опыта.
Д) стремлением закрепить достигнутые результаты, творческим самовыражением, передачей знаний и опыта молодежи.
5. Длительный подъем по служебной лестнице, когда на определенном этапе работник занимает высшую для себя должность и старается удержаться на ней как можно дольше, а затем уходит на пенсию. Это описание модели карьеры типа:
А) «перепутье»;
Б) «трамплин»;
В) «лестница»;
Г) «змея».
6. Модель карьеры, которая характеризуется продвижением сотрудника вверх по иерархической лестнице организации, затем планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной и ответственной работы называется:
А) «перепутье»;
Б) «трамплин»;
В) «лестница»;
Г) «змея».
7. Совмещение горизонтального и вертикального направления карьеры, с занятием каждой должности непродолжительное время, называется моделью карьеры типа:
А) «перепутье»;
Б) «трамплин»;
В) «лестница»;
Г) «змея».
8. Движение к руководящему ядру организации, когда работника приглашают на недоступные ему ранее встречи, совещания, предоставляют доступ к конфиденциальным источникам информации, поручают важные задания руководства, называют:
А) горизонтальной карьерой;
Б) вертикальной карьерой;
В) центростремительной карьерой.
9. Какой перечень позиций входящих в карьерограмму является наиболее полным?
А) возможная должность; стаж работы в организации; необходимое обучение, основные достижения в работе;
Б) возможная должность; возраст работника; необходимое обучение работника; основные достижения в работе;
В) возможная должность; стаж работы в должности; необходимое обучение; основные результаты в трудовой деятельности;
Г) возможная должность; стаж работы в должности; основные результаты трудовой деятельности.
10. Для японских организаций более типична модель карьеры типа:
А) «перепутье»;
Б) «трамплин»;
В) «лестница»;
Г) «змея».