Кафедра мировой экономики и экономической теории
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики и экономической теории
Гущина Е.Г.
Методические указания к изучению курса
«Управление человеческими ресурсами»
для студентов 2 курса, обучающихся по направлению
«Менеджмент»
Раздел 1. Организационно-методический раздел
1.1 Цель изучения дисциплины:
Дать студентам основы систематических общих знаний в области управления человеческими ресурсами (УЧР), позволяющие формировать стратегию и тактику УЧР, разрабатывать механизм их реализации, определять направления развития человеческих ресурсов с учетом мирового опыта и российской специфики.
1.2 Учебные задачи дисциплины:
- ознакомиться с методологическими, методическими и практическими основами управления человеческими ресурсами;
- изучить основные этапы процесса управления человеческими ресурсами;
- овладеть методами оценки эффективности работы отдела ЧР;
- рассмотреть вопросы обеспечения организации трудовыми ресурсами и выявить направления и проблемы их развития.
Подробная тематика занятий
Тема № 1. Теоретические основы управления человеческими
Ресурсами (УЧР) в современных условиях
1. Определение управления человеческими ресурсами, цели и задачи УЧР.
2. Основные подходы, концепции и модели УЧР и их развитие.
3. УЧР и управление персоналом.
4. Функции УЧР.
Вопросы для самоконтроля к теме №1
1. В чем особенности УЧР как экономической категории?
2. Как повлияли изменения экономических отношений в ходе развития общества на содержании УЧР как экономической категории?
3. Как изменялись объекты управления в процессе развития концепции УЧР?
4. В чем заключаются типичные функции УЧР?
Задания для самостоятельной работы по теме №1:
1. Выделите отличительные особенности различных концепций УЧР? Какой подход наиболее эффективен и почему?
2. Приведите как можно больше определений УЧР как экономической категории и проведите их сравнительный анализ
3. Предложите свое определение УЧР как экономической категории, применимое к современным условиям экономики.
4. Проведите сравнительный анализ категорий «УЧР» и «управления персоналом». В чем их принципиальные отличия?
Тема №.2. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента
1. Определение стратегического управления человеческими ресурсами, цели и обоснование стратегического УЧР.
2. Процесс стратегического управления ЧР.
3. УЧР и стратегия развития бизнеса.
4. Разработка стратегии ЧР и ее реализация.
Вопросы для самоконтроля к теме №2
1. Каковы основные цели стратегий УЧР и план их реализации?
2. Какие факторы внутренней и внешней среды определяют стратегию УЧР?
3. Назовите критерии выбора стратегии УЧР.
4. В чем состоят основные проблемы реализации стратегий УЧР?
Задания для самостоятельной работы по теме № 2:
1. Проведите сравнительный анализ понятий «миссия», «стратегия», «политика» и «направления деятельности» организации.
2. Какие преимущества дает организации наличие в ней стратегии УЧР?
3. Перечислите отличительные особенности стратегии УЧР на крупных и малых предприятиях.
4. В чем состоит специфика УЧР в условиях инновационной стратегии развития российской экономики?
Тема № 3. Практические основы управления человеческими ресурсами. Служба управления человеческими ресурсами в организации
1.Общая роль и полномочия службы УЧР. Объекты и субъекты УЧР.
2.Принципы организации службы персонала, ее задачи и функции.
3.Структура службы УЧР. Основные роли сотрудников службы УЧР.
4.Подходы к оценке работы отдела ЧР. Аудит кадровой работы
Вопросы для самоконтроля к теме №3
1. В чьих интересах организуется служба УЧР на предприятии?
2. Какие роли должна играть современная служба персонала в организации?
3. Назовите основные этапы процедуры принятия кадровых решений.
4. Каковы критерии и методы оценки деятельности кадровой службы?
Задания для самостоятельной работы по теме № 3:
1. Проведите сравнительный анализ функций службы персонала и отдела кадров.
2. В чем заключается взаимосвязь финансово-экономического состояния организации и кадровых решений. Существуют ли способы улучшения экономических показателей организации с помощью УЧР.
3. Какой должна быть численность работников кадровых служб при численности персонала организации 50, 350, 1000, 5000 чел.?
4. Маркетинг кадрового обеспечения: цели и стратегии
Вопросы для самоконтроля к теме №4
1. Каковы основные цели организационного планирования?
2. Что такое организационное развитие?
3. Какие факторы влияют на поведение людей на работе?
4. В чем суть концепции индивидуальной мотивации и приверженности?
Задания для самостоятельной работы по теме № 4:
1. Опишите основные методы развития и изменения организации.
2. Изобразите схематично типовые организационные структуры управления. Как влияет оптимизация структуры управления на эффективность организации?
3. Сформулируйте основные направления трансформации крупных российских компаний
4. Организационная культура: мифы и реальность об эффективности корпоративных правил
Вопросы для самоконтроля к теме №5
1. Перечислите основные этапы процесса управления персоналом.
2. Что такое политика ЧР и для чего она нужна?
3. Кадровая политика и стратеги УЧР.
4. Направления развития практики УЧР на примере зарубежных компаний
Задания для самостоятельной работы по теме № 5:
1. Представьте в виде схемы этапы разработки и реализации кадровой политики.
2. Разработайте специальный документ, отражающий кадровую политику организации.
3. Как можно оптимизировать кадровую политику?
4. Составьте должностную инструкцию менеджера по персоналу. В чем плюсы и минусы четкого разграничения полномочий и свободного штатного расписания?
Вопросы для самоконтроля к теме №6
1. Как определить потребность в персонале и планировать его численность?
2. Как контролировать процесс приема персонала и расстановки кадров?
3. В чем суть собеседования?
4. В чем заключается роль службы УЧР при приеме и увольнении персонала?
Задания для самостоятельной работы по теме № 6:
1. Представьте схематично процесс планирования ЧР
2. Проанализируйте основные причины и следствия текучести кадров
3. Составьте вопросы для проведения собеседования на должность специалиста по кадрам.
4. Резюме: структура, содержание, типичные ошибки при составлении
Вопросы для самоконтроля к теме №7
1. Сделайте обзор теорий труда
2. Какие организационные факторы влияют на трудовую деятельность?
3. В чем сущность трудовых отношений?
4. Каков механизм вовлечения и участия работников в управление организацией
Задания для самостоятельной работы по теме № 7:
1. Сделайте обзор и анализ законодательных и нормативных актов, которые необходимо знать руководителям в своей деятельности по управлению трудовыми отношениями.
2. Составьте перечень кадровой документации, которую необходимо вести на фирме.
3. Трудовой договор: структура, содержание, исполнение
4. Психологический контракт: определение, значение, суть, развитие и управление
Вопросы для самоконтроля к теме №8
1. Определите цели, элементы и стратегии развития ЧР
2. В чем достоинства и недостатки различных методов обучения персонала?
3. Назовите основные факторы, влияющие на карьерный рост (внешние, организационные, личностные)
4. Какие этапы (стадии) карьерного роста проходит большинство людей и какие проблемы развития карьеры вам известны?
Задания для самостоятельной работы по теме № 8:
1. Как определить потребность в профессиональном обучении и оценить его эффективность?
2. Дайте сравнительную характеристику формальному и неформальному обучению: в чем их преимущества и недостатки?
3. Перечислите наиболее эффективные методы повышения квалификации руководителей
4. Составьте индивидуальную программу своего карьерного роста.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики и экономической теории
Гущина Е.Г.
Методические указания к изучению курса
«Управление человеческими ресурсами»
для студентов 2 курса, обучающихся по направлению
«Менеджмент»