Образец выполнения контрольной работы №1.
Задание 1. Найти матрицу, обратную к матрице
Решение:
1) Вычислим определитель матрицы А:
.
2) Обратная матрица А-1 вычисляется по формуле , где – транспонированная матрица, составленная из алгебраических дополнений.
а) Найдем алгебраические дополнения всех элементов матрицы
; ;
; ;
; ; .
б) Составим матрицу алгебраических дополнений
.
в) Транспонируем матрицу , получим .
.
г) Вычисляем обратную матрицу
.
д) Для проверки умножим А-1 на А,
Ответ: .
Задание 2. Дана система линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)
.
Доказать ее совместимость и решить тремя способами:
1. методом Гаусса;
2. по формулам Крамера;
3. средствами матричного исчисления.
Решение:
1. Метод Гаусса заключается в последовательном исключении неизвестных и осуществляется в два этапа:
а) прямой ход заключается в приведении системы к ступенчатому (треугольному) виду (при этом последнее уравнение системы имеет одну неизвестную); б) Обратный ход заключается в последовательном определении неизвестных из уравнений системы.
С помощью элементарных преобразований над строками расширенной матрицы системы сведем ее к треугольному виду. Если в процессе СЛАУ методом Гаусса какая-либо строка примет вид 0=0, это будет свидетельствовать о том, что СЛАУ имеет бесконечное множество решений, если же возникает строка 0 = const, то система несовместна.
. Ответ: (0,1,1).
2. Формулы Крамера.
При СЛАУ совместна и имеет единственное решение, которое может быть найдено по формулам Крамера , где ∆ - определитель матрицы А системы, а ∆х, ∆у, ∆z – определители для неизвестных (х,у,z), полученные заменой соответствующего столбца, составленного из коэффициентов при неизвестных, на столбец свободных членов.
. Ответ: (0,1,1).
3. Матричный метод.
СЛАУ удобно записать в матричной форме А·Х=С, где А – матрица системы, Х – столбец неизвестных членов, С – столбец свободных членов.
Из матричного уравнения следует Х = А-1С, (*) где А-1 – обратная матрица, которая вычисляется по формуле , где – транспонированная матрица, составленная из алгебраических дополнений.
Вычислим определитель матрицы А (смотрите выше)
а) Найдем алгебраические дополнения всех элементов матрицы
; ;
; ;
; ;
б) Составим матрицу алгебраических дополнений
.
в) Транспонируем матрицу Аij и получим АijТ
.
г) Вычисляем обратную матрицу
.
Согласно формуле (*) столбец решений
.
Таким образом, СЛАУ: х = 0, у = 1, z = 1, что подтверждается в ходе проверки (подстановки полученных значений в каждое уравнение системы).
Задание 3. Даны вершины треугольника АВС: А(1;-1;2), B(5;-6;2), С(1;3;-1). Найти длину его высоты, опущенной из вершины В на сторону АС.
Решение: Площадь S треугольника АВС равна половине площади параллелограмма, построенного на векторах и , то есть . Имеем: , . Тогда векторное произведение этих векторов равно .
(*).
Известно, что площадь треугольника равна (**).
Из равенств (*) и (**) и определим высоту h
. Ответ: h = 5.
Задание 4. Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4
А1 (2; -1; 1), А2 (5; 5; 4), А3 (3; 2; 3), А4 (4; 1; 3). Найти:
1) длину ребер A1A2; A1A3; A1A4;
2) угол между ребрами: A1A2 и A1A4;
3) площадь грани A1A2А3;
4) объем пирамиды;
5) длину высоты, опущенной из вершины А4 на грань A1A2А3.
Решение:
1) ,
,
,
2) Пусть α угол между ребрами A1A2 и A1A4. Скалярное произведение векторов и запишется в следующем виде:
.
3) Площадь грани A1A2А3 вычислим, исходя из геометрического смысла векторного произведения векторов. Модуль векторного произведения векторов численно равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах. Площадь треугольника A1A2А3 равна половине площади треугольника .
.
.
4) Объем пирамиды численно равен 1/6 модуля смешанного произведения векторов, образующих данную пирамиду, то есть , и .
.
5) Известно, что , где S – площадь основания (грань A1A2А3) пирамиды, а h – высота пирамиды, проведенная из вершины А4 на грань A1A2А3. .
Контрольная работа №2